Международный студенческий научный вестник. Экономические проблемы в строительстве У компании возникли проблемы со строительством
От редакции "РН": Очень откровенное и предметное выступление министра регионального развития РФ Игоря Николаевича Слюняева на заседании президиума Коллегии Минрегиона России 26 июля 2013 года в г.Санкт-Петербурге.
На заседании рассмотрены основные направления развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, подготовка кадров в отраслях строительства и ЖКХ, ход реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №600 и Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. в субъектах Северо-Западного федерального округа.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рад приветствовать членов Коллегии и гостей в Санкт-Петербурге на заседании президиума Коллегии Минрегиона России. Хотел бы поблагодарить всех, кто откликнулся на наше приглашение. Особая благодарность Георгию Сергеевичу Полтавченко за помощь в организации этого мероприятия.
По традиции у нас сегодня насыщенная повестка. Одна из главных тем для обсуждения — развитие промышленности строительных материалов.
От эффективности этой отрасли экономики во многом зависит выполнение стратегических задач государства по социально-экономическому развитию. Отрасль формирует инфраструктуру, помогает в реализации капиталоемких инвестиционных проектов. От промышленности строительных материалов зависит промышленное, транспортное, дорожное, жилищное строительство. Качество и стоимость каждого объекта также напрямую зависят от степени развития промышленности строительных материалов.
Какие проблемы в указанной отрасли характерны для сегодняшнего дня?
Во-первых , это дефицит современных производственных мощностей, а также недостаточные объемы производства.
Несмотря на положительную динамику социально-экономического развития последних лет в нашей стране, при сравнении показателей 2008 и 2012 годов по производству большинства строительных материалов наблюдается существенное снижение объемов производства. В частности по нерудным материалам за пять лет такое снижение превысило 4%, по стеновым материалам — 15%, по сборному железобетону — на 16% мы сократили объемы производства, по кровельным материалам — 31%. Рост отмечается только в производстве архитектурного стекла (+11,9%) и цемента (+14,9%).
Наш расчет на то, что подготовка к проведению таких масштабных мероприятий, как форум АТЭС во Владивостоке, Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, окажут значимое влияние на развитие индустрии строительных материалов, к сожалению, не оправдался.
Нам не удалось развить индустрию строительных материалов. Вместо новых производств возникли локальные монополии, которые незамедлительно отреагировали на повышенный спрос ростом цены на строительные материалы и работы. И модернизация существующих производств идет не очень активно.
При подготовке к такому форуму, как АТЭС, строительные материалы, в частности отделочные, бетон, в основном закупались в Китае, от Китайской Народной Республики мы отстаем по производству цемента уже в 30 раз!
Справочно: В 2010 г. объем мирового производства цемента составил 3,3 млрд. тонн, из них 1.7 млрд. тонн приходится на Китайскую Народную Республику. В России по итогам 2012 года производство цемента составило 61,5 млн. тонн.
Вторая проблема — это низкое качество продукции, использование устаревших технологий. И часто такие технологии не только устаревшие, но еще и неэффективные.
80% цемента по-прежнему выпускается мокрым способом, что влечет за собой не только низкое качество продукции, но и высокую себестоимость, большую нагрузку на энергетическую инфраструктуру.
Доля предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляет всего лишь 8%. Для сравнения: в других обрабатывающих производствах этот показатель превышает показатель строительной отрасли более чем в 2 раза Мы серьезно отстаем от зарубежных достижений в области химических добавок и модификаторов для бетонов, битумов, в области строительных пластмасс, красок, пенообразователей, защитных покрытий, деревообработки и керамики.
Применяемые технологии не всегда эффективны. 80% зданий и сооружений в стране производятся с использованием монолитного бетона. Хорошая, быстрая технология, но она не обеспечивает круглогодичную цикличность производства работ. При этом традиционный материал — древесина и ее производные — по-прежнему остаются "уделом" частников.
Третья проблема — это нерациональное территориальное размещение производственных мощностей и как следствие — высокие транспортные издержки, которые ложатся на себестоимость и строительных материалов, и строительных работ. И в итоге негативно влияют на стоимость объектов.
Основные предприятия строительной индустрии сосредоточены в Центральном и Южном федеральных округах, в Поволжье и западных районах Урала.
Производства зачастую создаются хаотически, усиливается межрегиональная конкуренция, хотя более логично было бы развивать межрегиональную производственную кооперацию в области промышленности строительных материалов.
В некоторых районах Сибири и Дальнего Востока предприятия стройкомплекса отсутствуют в радиусе тысячи километров.
На Дальнем Востоке сегодня 5 заводов по производству цемента. Стекло и кровельные материалы почти в полном объеме завозятся или из-за рубежа или из других регионов России. Как результат, транспортные расходы в себестоимости строительства составляют очень значительную величину — порядка 18%. А в отдельных регионах они сопоставимы со стоимостью самих строительных материалов.
В числе других проблем строительного комплекса — отсутствие длинных денег на перевооружение, дефицит новых машин, механизмов, оборудования, несовершенство системы государственного заказа,
что зачастую делает более выгодным производство дешевых, но не всегда качественных материалов, а еще более выгодной — покупку таких материалов за пределами Российской Федерации.
Комплексным планом по модернизации строительной индустрии до 2020 года должна была стать Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения, которую мы утвердили в 2011 году, а также региональные программы развития стройиндустрии. Однако, довольно точно определив состояние отрасли, Стратегия не способствовала выработке механизмов практического стимулирования стройиндустрии и не стала генеральных планом развития отрасли.
Большинство региональных программ также не принесли ожидаемого результата. Многие из них не содержат ни анализа ресурсной базы территорий, ни понимания перспектив потребностей стройматериалов, нет понимания по сбыту продукции за пределами региона. Мною было принято решение об актуализации Стратегии, и в Минрегионе сегодня существует специальная Рабочая группа во главе с заместителем Министра регионального развития Сергеем Алексеевичем Вахруковым.
Новая редакция документа должна учитывать Схему расселения и стать составной частью Схемы размещения производительных сил. Этот документ будет основан на исследовании рынка сбыта и надлежащих расчетах, обеспечит взаимосвязь природно-ресурсных потенциалов, программ развития отраслей и территорий с национальными интересами Российской Федерации.
При определении основных направлений развития стройиндустрии мы должны учитывать не только задачи в области жилищного строительства, но и проекты в сфере промышленного, гражданского строительства, планы по созданию и реконструкции дорог, аэропортов, морских портов, спортивных и культурных объектов; инфраструктурные мегапроекты в перспективных точках экономического роста — в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктической зоне, Калининградской области, на Северном Кавказе; а также региональные инвестиционные программы, каждая из которых напрямую связана со строительством.
Для реализации этих задач необходимы и новые подходы к технологиям строительства. Технологии и материалы должны быть качественными, экономичными и энергоэффективными.
Одно из перспективных направлений — это строительство промышленных и гражданских объектов, автомобильных и железнодорожных дорог из сборных железобетонных конструкций заводского изготовления. Этот опыт широко применяется в мире и позволяет работать круглый год и в к короткие сроки реализовывать крупномасштабные капиталоемкие проекты.
В современной России насчитывается более 200 домостроительных комбинатов и предприятий по выпуску железобетонных изделий. Лишь в некоторых из них налажено современное производство, а загрузка часто не превышает 30%. При условии быстрой модернизации и наличии государственного заказа, эти предприятия способны кратно увеличить объёмы промышленного производства.
государственные заказы на модернизацию существующих и создание новых производств сборного железобетона можно сформировать уже в ближайшее время. Например, при строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань; мостового перехода через Лену в Якутии;
туннеля или путепровода, соединяющего остров Сахалин с материком; при строительстве Центральной кольцевой автомобильной дороги; при модернизации Трассиба; в рамках подготовки объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Задачу по реализации этих проектов поставили президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Использование сборных железобетонных конструкций позволяет построить дорогу Москва-Казань всего за 2 года с момента окончания проектирования этого объекта и обеспечить удешевление самого объекта на 25-30 процентов, по сравнению с технологиями, традиционными для сегодняшнего дня.
Реализация проекта будет способствовать созданию тысяч рабочих мест и станет действенным стимулом к развитию промышленности строительных материалов. Еще одна возможность — это комплексное развитие или комплексная реализация капиталоемких проектов. Например, при строительстве железной дороги, как правило, строится временная технологическая автомобильная дорога.
Заложив в проектное решение повышенную несущую способность, современные осевые нагрузки, можно получить одновременно практически за те же самые деньги не один, а два объекта — железную и автомобильную дороги. А координация с программами естественных монополий позволит в режиме существенной экономии создать или модернизировать линейные объекты: от линии электропередач и трубопроводного транспорта для газовиков, нефтяников, до создания оптико-волоконных линий.
На основе актуализированной Стратегии промышленности строительных материалов необходимо предложить действенный набор мер, стимулирующих развитие и перевооружение всего строительного комплекса. Инструментом реализации Стратегии может стать федеральная целевая программа развития промышленности строительных материалов.
В рамках ФЦП необходимо применять различные модели привлечения инвестиций в стройкомплекс:
- — механизмы ГЧП;
- — субсидирование процентных ставок;
- — налоговое стимулирование;
- — предоставление земельных участков;
- — новая амортизационная политика;
- —привлечение средств через долгосрочные инфраструктурные облигации.
В целях тиражирования проектов повторного применения, координации действий органов власти и содействия регионам в получении господдержки считаю также необходимым создание при Минрегионе России Центра промышленного домостроения.
Эффективное развитие современного строительного комплекса невозможно без подготовки профессиональных кадров и достижений отраслевой науки. Этой теме посвящен второй вопрос повестки заседания Президиума Коллегии.
В строительной отрасли работает порядка 5,3 миллиона человек, или более 7% экономически активного населения страны.
Если система высшего образования еще худо-бедно справляется с подготовкой инженеров, проектировщиков, изыскателей, то уровень среднего профессионального образования свои функции практически не выполняет.
Практики хорошо знают, что подготовка главного архитектора проекта, главного инженера проекта начинается задолго до практической работы на объекте. Пять лет после окончания ВУЗа необходимо для того, чтобы подготовить полноценного специалиста — главного архитектора или главного инженера проекта.
Все это объясняется и низким престижем рабочих профессий, и устаревшей системой профессиональной подготовки, низкими зарплатами педагогических работников.
Считаю, что для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в отрасли необходимо, прежде всего, разработать и утвердить профессиональные стандарты, образовательные стандарты строительных специальностей, сформировать систему государственного заказа на подготовку кадров и создать условия для привлечения инвестиций в эту систему, наладить системную работу с молодежью, обеспечить совместно с субъектами Федерации разработку специальных учебных программ в высших и средних учебных заведениях, связанных с развитием современных технологий и материалов на территории каждого субъекта Федерации.
Возможно, следует подумать об использовании так называемых "связанных контрактов", когда вместе с новой технологией разрабатываются требования к подготовке персонала по безопасной и эффективной эксплуатации машин, механизмов и оборудования.
Аналогичные задачи стоят перед нами и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Только в отличие от строительного комплекса мы не можем четко сказать, сколько сегодня составляет численность работников сферы ЖКХ. По одним данным, это 2 миллиона человек, по другим — 5 миллионов человек. Но самое печальное, что в перечне специальностей такой специальности как специалист ЖКХ не существует вообще.
Дефицит профессионально подготовленных кадров нами оценивается в 60% и ощущается не только среди работников коммунального комплекса, но и среди управляющих компаний: специалистов, менеджеров по планированию, привлечению инвестиций, управлению качеством.
В отрасли ЖКХ также необходимо разработать профессиональные образовательные стандарты внедрять современные и комплексные образовательные программы. Мы начали эту работу.
Третий вопрос Коллегии — реализация в субъектах Северо-Западного федерального округа Указа Президента Российской Федерации от 7 мая №600 и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года.
Подведение итогов работы на Коллегии Минрегиона по этим ключевым, стратегическим для нас документам вошло для нас в постоянную практику. Мы уже рассмотрели выполнение Указа и Послания в Центральном федеральном округе и на Дальнем Востоке. Сегодня на повестке дня Северо-Западный федеральный округ.
К сожалению, это один из немногих федеральных округов, который по итогам 2012 года продемонстрировал отрицательную динамику в жилищном строительстве (99,4% от уровня 2011 года).
Целевые ориентиры по вводу жилья, утвержденные Минрегионом России достигнуты только в 3-х из 11-ти субъектов округа. План выполнен в Республике Карелия (102,2%), в Санкт-Петербурге (109,6%) и Ленинградской области (100,33%).
У большинства других субъектов Федерации — значительные отставания.
Справедливости ради, правда, надо отметить, что в этом году ситуация выправляется. По итогам января-мая 2013 года объемы жилищного строительства в Северо-Западном округе выросли в 1,5 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (146,6% по сравнению с январем-маем 2012 года).
Один из наиболее информативных показателей — годовой ввод жилья на душу населения.
Здесь значительная дифференциация по субъектам Федерации, входящим в состав Северо-Западного федерального округа. По поручению Президента мы должны выйти на показатель строительства: 1 кв. м. в расчете на одного жителя Российской Федерации.
Хорошие показатели по этому индикатору у Калининградской и Ленинградской областей, Ненецкого автономного округа. В 2012 году эти субъекты Федерации ввели в эксплуатацию более 0,6 квадратных метров жилья на человека. Выше среднероссийских значений показатели в городе Санкт-Петербурге и Новгородской области: 0,51 и 0,48 квадратных метров на человека соответственно. По остальным субъектам Северо-Западного федерального округа отмечаются крайне неудовлетворительные значения.
Кроме того, в Северо-Западном округе, наряду с Дальневосточным, самые высокие цены в Российской Федерации на рынке жилья. По состоянию на 1 июня 2013 года средняя цена квадратного метра жилья на первичном рынке в субъектах Северо-Западного округа составила 53 тысячи рублей. Это примерно на 20% выше, чем в среднем по России.
Справочно: средняя цена 1 кв. м на первичном рынке в РФ — 44,1 тыс. рублей, в ЦФО — 48,8 тыс. руб., в ДФО — 54,1 тыс. рублей.
Одна из ключевых задач, поставленных перед нами в рамках 600-го Указа Президента РФ — расселение аварийного жилья.
Буквально на днях (23 июля) Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон, который направлен на пролонгацию деятельности Фонда, на совершенствование механизмов переселения граждан из аварийного жилого фонда. До 1 сентября 2017 года мы должны ликвидировать весь аварийный жилой фонд, признанный таковым на 1 января 2012 года.
В Северо-Западном федеральном округе площадь аварийного жилья составляет 2,3 миллиона квадратных метров.
Другие приоритетные задачи, поставленные перед нами 600-м Указом и Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, вам хорошо известны. Это:
- — развитие ипотеки и создание специальных ипотечных условий для отдельных категорий граждан;
- — формирование рынка арендного жилья;
- — улучшение жилищных условий многодетных семей;
- — либерализация рынка земли для комплексного освоения;
- — улучшение качества жилищно-коммунальных услуг.
Рассчитываю что в докладах коллег все эти вопросы найдут соответствующее отражение. Нам доложат о том, как идет эта работа в субъектах Северо-Западного федерального округа.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РФ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
И.Е. Карякина, канд. экон. наук, доцент Е.К. Потапкина, студент Сахалинский государственный университет (Россия, г. Южно-Сахалинск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10623
Аннотация. В России строительство является одной из ключевых отраслей экономики. Повышенный интерес к отрасли обусловлен и климатическими условиями в РФ, так как строительство призвано, в том числе, улучшать среду жизнедеятельности человека. Данная статья посвящена анализу текущего состояния строительной отрасли России. В ходе изучения экономической ситуации данной отрасли были рассмотрены такие показатели, как динамика численности строительных организаций, динамика объема строительных работ, в том числе строительных объектов различного назначения. Кроме того, в работе выявлены факторы, ограничивающие деятельность российских строительных организаций и перспективы развития данной отрасли экономики.
Ключевые слова: строительная отрасль, РФ, финансовый результат, строительные организации, проблемы, перспективы развития.
Строительная отрасль играет значительную роль в социально-экономическом развитии любой страны, являясь важным фактором ее стабильности, а также она служит материальной основой непрерывного развития народного хозяйства, решения жилищной проблемы, повышения материального и культурного уровня народа.
Строительная отрасль, не смотря на экономические трудности, долгое время является одной из самых стабильных и динамичных отраслей в российской экономике. На рисунке 1 изображена структура ВВП России в 2010, 2012 и 2016 гг. и доля строительной отрасли в нем [ 1].
Рис. 1. Структура ВВП России в 2010, 2012 и 2016 гг., %
Анализ данных на рисунке 1 показал, что в 2010 и 2012 годах строительная отрасль в структуре ВВП России занимала 7 место и составляла 6,0% и 6,8% соответственное от общего объема ВВП. В 2016 году доля строительства сократилась до 5,2%, и строительство стало занимать 8 место среди видов экономической деятельности.
Рис. 2. Динамика количества строительных организаций в России с 2010 по 2017 гг., ед.
По итогам 2017 года строительная отрасль занимает 6 место, ее вклад в экономику государства более 5,7 %, что в денежном эквиваленте составляет 5,3 трлн рублей .
На рисунке 2 отображена динамика количества строительных организаций в России .
С 2010 по 2017 гг. количество строительных организаций в РФ увеличилось на 83262 компании, т. е. в 1,4 раза, что благоприятно сказывается на развитии строи-
тельной отрасли, где видно рост объема строительных работ. Объем выполненных работ с 2010 по 2017 год увеличился на 3118,9 млрд руб., т. е. в 1,7 раз (рис. 3) .
6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
1-1-1-1-1-1-1-1-1
Рис. 3. Рис З.Динамика объема работ, выполненных строительной отраслью в РФ с 2010
по 2017 гг., млрд руб.
На Рисунке 4 представлена динамика ввода в эксплуатацию зданий жилого и нежилого назначения в РФ с 2010 по 2018 гг. .
700 600 500 400 300 200 100 0
213,4 207,1 208,1 198,1 209 3
i---1---1---1---1---1---1---1---1
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
жилого назначения
нежилого назначения
Рис. 4. Динамика ввода в эксплуатацию зданий жилого и нежилого назначения в РФ с
2010 по 2018 гг., м3
Анализ данных Рисунка 4 показал, что в общем объеме строительных объектов более 65% составляют здания жилого назначения. На данную сферу строительства приходится около 80% всех инвестиций, направленных в строительную отрасль.
Несмотря на большой удельный вес зданий жилого назначения в общем объеме, обеспеченность россиян качественным жильем все еще остается на низком уров-
не, что обуславливает востребованность в данном строительном продукте. По уровню обеспеченности населения жильем (без учета качества и комфортности) Россия значительно отстает не только от всех высокоразвитых стран мира, но и от многих развивающихся. В среднем на 1 человека в России приходится 20,7 м2 жилой площади, в США - 70 м2, в Великобритании - 62
м2, в Германии - 50 м2, в Китае - 27 м2 .
На рисунке 5 отображена динамика ввода в эксплуатацию жилых домов, вы-
Анализ данных на рисунке 5 показывает, тенденция ввода в эксплуатацию жилищного фонда России является положительной, с 2010 по 2017 гг. общая площадь жилищного фонда увеличилась в 1,4 раза. Объем выбытия жилищного фонда также характеризуется ростом, выбывшая площадь жилищного фонда с 2010 по 2017 гг. увеличилась в 1,2 раза. Положительной тенденцией является то, что в России сокращается площадь аварийного жилого фонда, а именно за анализируемый промежуток времени данное сокращение составляет 1,2 раза. Данные результаты
бытие жилого фонда и его аварийной площади .
можно объяснить, обратив внимание на реализацию в России государственных программ, касающихся сноса ветхого жилья и расселения его владельцев в рамках реновации. За 2018 год в рамках программы реновации, вступившей в силу в начале 2017 года, начали расселять 44 дома, 31 новостройка передана под заселение, на более 300 площадках начато строительство .
На рисунке 6 объем вводимых жилых помещений по федеральным округам в 2017 году в Российской Федерации .
Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов
Рис. 5. Движение жилищного фонда в России в 2010, 2015-2017 гг., млн м
Сибирский Уральский
Дальневосточный
Приволжский
& Северо-Кавказский Южный Северо-Западный Центральный
0,0 5000,0 10000,0 15000,0 20000,0 25000,0 30000,0
Рис. 6. Ввод в эксплуатацию жилья по федеральным округам в 2017 году, тыс. м
Анализ данных на рисунке 6 показал, что в Центральном федеральном округе в 2017 году введено в эксплуатацию самая большая площадь жилых помещений по сравнению с другими федеральными округами. Меньше всего жилой площади было введено в действие в Дальневосточном федеральном округе, а именно в 12 раз меньше, чем в Центральном.
В составе зданий социального-культурного назначения наибольший объем строительных работ с 2010 по 2018 гг. был направлен на строительство школ. Достаточно низкий объем результата строительных работ имеет назначение в сфере здравоохранения и культуры (рис. 7) .
□ Объекты образования
01 Объекты здравоохранения и социальной защиты в Объекты культуры
Рис. 7. Динамика ввода в действие объектов образования, здравоохранения и социальной защиты, культуры в РФ с 2010 по 2018 гг., тыс. мест
Кроме того, в сфере образования имеет место рост числа созданных мест, а именно с 2010 по 2018 гг. увеличение составило 27,8 тысяч мест. Часть из них была создана путем реализации капитального ремонта.
На настоящее время в России насчитывается порядка 53,5 тысяч школ. Согласно планам Минобрнауки, темпы строительства школ должны быть существенно увеличены. Планируется создание к 2025 году 6,5 млн новых мест в общеобразовательных организациях субъектов РФ, целью которого является обеспечение перехода на обучение в одну смену. Для выхода на эти показатели в России ежегодно должно вводиться в эксплуатацию более 900 тысяч новых ученических мест, или более одной тысячи школ со средней вместимостью 800 учеников и более .
В России остается стабильной нехватка мест в больницах и медицинских учреждениях, а с 2010 по 2018 гг. их количество уменьшилось на 5,8 тысяч мест. С целью исправления ситуации в федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 гг. в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» предусмотрено 70,71 млрд рублей для предоставления субсидий субъектам Федерации на софинансирование капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности .
С 2010 по 2018 гг. снизились темпы строительства сооружений коммунального назначения, что отражает рисунок 8 .
Рис. 8. Динамика ввода в действие объектов коммунального хозяйства в РФ с 2010 по
2018 гг., км
Анализ данных на рисунке 8 показал, что наибольшую долю, около 80%, занимает строительство газовых сетей, что связано с реализацией Программы газификации регионов РФ с участием ПАО «Газпром», результатом которой стал рост среднего уровня газификации регионов России. В 2016 гг. средний уровень газификации в России вырос с 53,3% до
67,2%, в том числе в городах - с 60% до 70,9%, в сельской местности - с 34,8% до 57,1% .
В строительстве занято более 7% трудоспособного населения России. На рисунке 9 представлена динамика численности населения России, занятого в сфере строительства с 2010 по 2017 гг. .
3500,0 3000,0 2500,0 2000,0 1500,0 1000,0 500,0 0,0
Рис. 9. Динамика численности населения России, занятого в сфере строительства с 2010
по 2017 гг., тыс. чел.
С 2010 по 2017 гг. снизилась численность населения, занятого в сфере строительства в 1,2 раза. Одной из причин снижения численности работников в какой-либо сфере деятельности зачастую становится снижение заработной платы, но анализ динамики среднемесячной заработной платы в строительной отрасли России, отображенной на рисунке 10 показал, что
она имеет тенденцию к росту, а именно с 2010 по 2017 гг. средняя заработная плата в строительных организациях увеличилась 12690 руб., при этом наибольший рост показывает заработная плата работников, непосредственно занятых строительными работами - увеличение составило 14618 рублей .
30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
занятые строительством зданий и сооружений
Рис. 10. Динамика среднемесячной начисленной заработной платы работников строительных организаций в России с 2010 по 2017 гг., руб.
Судя по данным официальной статистики и оценке Минстроя России основной причиной сокращения численности населения, занятого в отрасли строительства, является не размер заработной платы, а своевременность ее выплаты. По данным Росстата на конец 2016 года задолженность по заработной плате в строительных организациях составила 482 млн руб. .
В тоже время, несмотря на кажущуюся привлекательность перспектив, в 2018 году строительной отрасли свойственна стагнация. Объясняется это превалирова-
нием предложения над спросом, вызванным ухудшением экономической конъюнктуры и рядом проблем, препятствующих наращению темпов деятельности строительных организаций, что в свою очередь отразилось на финансовом результате деятельности строительных компаний.
На рисунке 11 представлены значения сальдированного финансового результата деятельности строительных организаций в России в 2010 году, а также с 2015 по 2017 гг. .
Рис. 11. Сальдированный финансовый результат деятельности строительных организаций
в России (2010, 2015 - 2017 гг.), млн руб.
Из данных на рисунке 11 видно, что в 2015 и 2017 годах финансовый результат российских строительных организаций характеризуется наличием убытка, из чего
Нехватка и изношенность машин Недостаток материалов
^ Недостаток квалифицированных рабочих Погодные условия Высокий процент коммерческого кредита Конкуренция Недостаток финансирования Неплатежеспособность заказчиков Недостаток заказов на работы Высокая стоимость материалов Высокий уровень налогов
можно прийти к выводу, что их деятельность в эти годы была нерентабельна.
Факторы, препятствующие деятельности строительных организаций, представлены на рисунке 12 .
■ IV квартал 2017 г. IV квартал 2018 г.
Рис. 12. Факторы, ограничивающие деятельность строительных организаций в РФ в IV квартале 2017 и 2018 гг. (по материалам выборочного обследования), % опрошенных
Лидирующим препятствием деятельности строительных организаций является высокий уровень налогов, при этом значимость данного фактора возросла с 2017 по 2018 гг. Немаловажное значение имеет конкуренция, которая в 2018 году занимает второе место, что в первую очередь связано с тенденцией роста количества строительных организаций в России.
С целью развития строительной отрасли в России реализуется Стратегия инноваци-
онного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года, целью которой является создание конкурентоспособной строительной отрасли, формирующей безопасную и комфортную среду жизни и деятельности человека, соответствующую высоким стандартам качества и эффективности. Задачи стратегии представлены на рисунке 13 .
Задачи Стратегии
инновационное перевооружение строительной отрасли
совершенствование регулирования рынков строительной продукции, услуг и отраслевого регулирования для обеспечения благоприятных условий для распространения инновационных технологий
совершенствование налоговых условии для ведения инновационной деятельности, предусматривающих стимулирование расходов организаций на технологическую
модернизацию
-| совершенствование нормативно-правовой и технической базы в области строительства |
развитие кадрового потенциала строительной науки, образования, технологий и _инноваций всех уровней_
|_интеграция РФ в мировые процессы создания и использования нововведений_|
Рис. 13. Задачи Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской
Федерации на период до 2030 г.
На рисунке 14 представлены ожидаемые результаты реализации Стратегии ин-
новационного развития строительной отрасли РФ до 2030 года .
Рис. 14. Ожидаемые результаты реализации стратегии инновационного развития строительной отрасли РФ на период до 2030 г.
Развитие новаторских идей, современных технологий и продуктов в виде инновационных проектов, нацеленных на выявление и популяризацию достижений в области инноваций в строительстве, является одной из главных задач развития строительной отрасли России. Внедрение современных технологий в строительстве
позволит снизить себестоимость строительства, увеличить рентабельность работ, изменить эксплуатационные характеристики зданий и сооружений и повысить их энергетическую эффективность .
Кроме того, строительной отрасли России характерны и другие перспективы развития, представлены на рисунке 15.
распространение экостроительства. позволяющего существенно сокращать затраты на потребление ресурсов
оптимизация налогоооложения строительных компании, с целью снижения налогового бремени
севершенствование системы подрядных торгов, которые в настоящее время
не дают возможность развития начинающим строительным компаниям
использование трехмерных моделей строительных объектов при их проектировании и строительстве, позволит значительно повысить эффективность строительных работ
развитие системы маркетинга, которое оудет спосооствовать оолее эффективному продвижению строительной продукции, с учетом пожеланий заказчиков и спроса на объекты строительства
ооеспечение оезопасности строительных раоот
усиление мобильности строительных организаций как важного фактора их конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках
рентоспособности и интеграции в мировой рынок. Для этого необходимо разработать и реализовать широкую программу мер, направленных на сокращение проблемных точек развития строительства в России и улучшение ее технологического уровня.
Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что в настоящее время строительная отрасль России испытывает ряд трудностей в своем развитии, но в то же время она имеет неплохие шансы на повышение ее конку-
Библиографический список
1. Сайт Федеральная службы государственной статистики // www.gks.ru
2. Пахомов Е. В., Овчинникова М. С. Текущее состояние строительной отрасли РФ // Молодой ученый. - 2019. - №2. - С. 255-260.
3. Чекурдаев, В. С. Жилищный фонд России: проблемы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №4. - С. 247-251.
4. Строительство в России. 2018: Стат. сб. / Росстат. - M. - 2018. - 119 а
5. Ренобзор // renobzor.ru
6. Пустовгар, А.П. Состояние строительного комплекса РФ 2017 / А. П. Пустовгар, М. Е. Лейбман, В. В. Медведев, А. О. Адамцевич. - М. - 2018. - С. 33.
7. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации minobmauki. gov.ru
8. Правительство Российской Федерации // government.ru
9. ООО «Газпром межрегионгаз» // mrg.gazprom.ru
10. Министерство строительства Российской Федерации // www.minstroyrf.ru
11. Шкрабовская, А. Ю. Инновационные технологии в строительстве А.Ю. Шкрабовская, Р.Г. Абакумов // Инновационная наука. - 2017. - №4. - С. 14-23.
ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION, PROBLEMS AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT
I.E. Karyakina, candidate of economic sciences, associate professor E.K. Potapkina, student Sakhalin state university (Russia, Yuzhno-Sakhalinsk)
Abstract. Construction is one of the key sectors of the economy in Russia. The increased interest in the industry is due to the climatic conditions in the Russian Federation, as the construction is designed, among other things, to improve the human environment. This article is devoted to the analysis of the current state of the construction industry in Russia. During the study of the economic situation of the industry, such indicators as the dynamics of the number of construction organizations, the dynamics of the volume of construction works, including construction projects for various purposes, were studied. Besides, the factors limiting activity of the Russian construction organizations and prospects of development of this branch of economy were revealed.
Keywords: construction industry, RF, financial result, construction organizations, problems, development prospects.
Основные проблемы, замедляющие развитие строительного комплекса в России, таковы: недостаток финансирования, отсутствие во многих регионах площадок с подготовленной инфраструктурой, низкий уровень менеджмента в строительстве, плохая организация работ, технологическая отсталость российского строительного комплекса.
Под недостатком финансирования понимается низкий платежеспособный спрос населения, нехватка средств у девелоперов на этапе строительства, отсутствие поддержки строительства социальных и инфраструктурных объектов за счет бюджета. Фактор бюджетного финансирования жилищного строительства значим лишь в отдельных регионах: Москве, республиках Башкортостан и Татарстан. В остальных регионах бюджеты играют куда более скромную роль в финансировании отрасли. При анализе ситуации в отрасли необходимо учитывать специфику производства продукции. С момента принятия решения о застройке до ввода объекта в действие может пройти два года и даже больше. Очевидно, что для осуществления строительных проектов нужны «длинные» деньги. Как следствие, наиболее конкурентоспособными здесь оказываются крупные организации, имеющие доступ к долгосрочным источникам финансирования. В городах отмечается недостаток площадей, готовых для строительства. В этом случае инвестиционный цикл может длиться пять-шесть лет и требует больших вложений. Как правило, частные инвесторы не берутся за освоение площадей, где необходимо создавать инфраструктуру. Одновременное наличие проблем с финансированием и подготовленными для строительства площадями практически исключает возможность ускоренного развития отрасли в среднесрочной перспективе.
Оптимальная организация регионального строительства - это небольшое количество крупных организаций, выступающих в роли генеральных подрядчиков, и возможность свободного входа для строителей из других регионов. Высокий уровень монополизации отрасли и наличие входных барьеров для предприятий из других регионов уменьшают экономические стимулы для участников рынка и, как правило, свидетельствуют о спайке интересов бизнеса и местной власти.
Эксперты отмечают, что в отрасли практически нет специалистов, которые обладали бы знанием строительных технологий и навыками менеджмента. Нехватка рабочих строительных специальностей вынуждает большинство строительных фирм использовать труд гастарбайтеров. Дело не только в дешевизне их труда, но и в элементарной нехватке рабочих рук.
Изношенность основных фондов предприятий стройиндустрии составляет 30%-60%. Обновление фондов необходимо практически всем строительным компаниям, иначе с увеличением темпов строительства, загрузка местных предприятий так и останется на уровне 30-35%. Все остальное будут выпускать более конкурентоспособные иностранные и иногородние компании.
Многие проблемы строительного комплекса решаются на региональном уровне. Особенности отрасли и существующий уровень развития экономики страны не позволяют государству уйти со строительных рынков. Развитие сектора возможно за счет улучшения работы строительных предприятий. Для строительных организаций приоритетными направлениями деятельности должны стать совершенствование управления, расширение горизонта планирования и более точный учет требований рынка. Органам местной и региональной власти необходимо разработать долгосрочные программы расширения возможностей финансирования строительства.
Кондюкова Е.А. Набережночелнинский филиал ИЭУП
Строительный сектор России в 2016 году переживает непростые времена. А ведь именно он считается одним из образующих в экономике страны. При этом не секрет, что строительная отрасль и ее развитие во многом зависят от ряда факторов, среди которых:
- юридические;
- экономические;
- организационные;
- производственные;
- климатические и пр.
Актуальные проблемы в производственном секторе как раз и связаны с зависимостью, которая порождает ряд проблем для строительных компаний. В чем же особенности существующих проблем? Возможно ли их решение в будущем? Действительно ли важна нехватка кадров?
В 2016 году рыночные отношения видоизменяются, появляются особенности, которые характерны только для строительной отрасли, а также компаний, которые в ней работают. Из основных особенностей стоит выделить:
- Повышение общей стоимости строительных объектов России. Особенно этот нюанс заметен в 2016 году.
- Слишком продолжительные циклы производства и внедрения инвестиций.
- Чрезмерное вмешательство в строительный сектор со стороны государства.
- Наличие стабильного спроса на товары и услуги строительного назначения.
- Высокая себестоимость строительных мероприятий в России. На фоне текущего кризиса и падения курса национальной валюты эти проблемы считаются чуть ли не основными.
- Производство строительных работ при условии четкого соблюдения норм и правил, прописываемых в проекте и сметной документации.
- Дефицит квалифицированных кадров.
- Размещение госзаказов с применением системы электронных аукционов.
С одной стороны, выделенные особенности могут поспособствовать развитию строительной отрасли, но с другой – они слишком малозначительны, чтобы сделать рынок строительных услуг по-настоящему привлекательным. При этом основные проблемы связаны даже не с дефицитом кадров в России или плотным контролем со стороны законодательства (это обычное явление для многих стран). Другое дело – сложности для малых предпринимателей, которые в 2016 году столкнулись со многими вызовами.
Проблемы для малого предпринимательства
Главные сложности для малых предпринимателей связаны с двумя факторами:
- Большая продолжительность инвестиционного цикла (об этом уже упоминалось выше).
- Повышенная себестоимость производственного процесса.
Столь актуальные для России проблемы ставят в тупик новичков, которые вынуждены выискивать пути для поиска дополнительных средств. Кроме этого, свою лепту вносят еще два негативных фактора:
- Завышенная бюрократизация в сфере получения разрешений и ввода объектов в эксплуатацию.
- Маловыгодные условия при осуществлении государственных закупок в строительной отрасли. В комплексе все это создает большие сложности для продвижения представителей малого, а порой и среднего бизнеса.
И здесь главная задача правительства России, а также субъектов исполнительной власти заключается в поддержании вектора развития, создания благоприятных условий, способствующих получению крупных заказов небольшими компаниями. Частично проблема решается путем подбора кадров, способных не только грамотно готовить документацию для участия в тендерах, но и побеждать в них.
Сегодня так сложилась ситуация, что для получения госзаказа подрядной компании не предоставляется никакого аванса. Но даже не это хуже всего. Участника заставляют переводить на счет заказчика обеспечение, размер которого составляет до трети от стоимости заказа. В качестве альтернативы может предоставляться банковская гарантия на такую же сумму, что также приводит к ряду проблем.
В первой ситуации компания вынуждена отдавать часть средств из оборотного капитала, что в нынешней ситуации весьма рискованно. Во втором случае приходится тратиться на услуги банковских учреждений. При этом не каждый банк готов предъявить гарантию новичкам. В 2016 году получение таких гарантий и вовсе стало проблемой. В такой ситуации одним из лучших решений для дальнейшего развития строительной отрасли был бы отказ от подобных требований к обеспечению.
Главные проблемы отрасли и пути решения
Одна из главных проблем, тянущих строительный сектор вниз – регулярные ошибки, которые допускаются при оформлении и подаче проектной документации. Наиболее распространенные из них:
- Неучтенные работы, которые по той или иной причине оказались вне подготовленного проекта.
- Передача неполного пакета бумаг.
- Несоответствие указанных в документе цен тем, которые имеют место на рынке на текущий момент времени и др.
Причиной здесь может быть как некомпетентность кадров, так и низкое качество самих проектировочных решений. Кроме этого, многие заказчики пускают процесс подготовки проекта и передачи бумаг в соответствующие органы на самотек, что и приводит к упущению основных моментов. В России проблемы с ошибками в документации встречаются повсеместно. Чтобы хоть как-то переломить ситуацию и стать на путь развития, стоит действовать следующим образом:
- Работать в направлении развития кадров, повышения их уровня квалификации. В 2016 году с подбором качественных курсов проблем нет. Главное – наличие желания со стороны руководства.
- Усилить контроль. Здесь заказчик должен лично брать «бразды правления» и контролировать действия кадров, следить за их работой и вносить корректировки по мере необходимости.
Подобные действия способны положительно сказаться на строительной отрасли, дать шанс представителям малого бизнеса, снизить объем брака при подаче документации.
Нельзя не отметить еще одну проблему, которая препятствует развитию строительного сектора России не только в 2016-м, но и в прошлых годах – сложности распределения государственных заказов на аукционах электронного типа. Сегодня такой тип размещения заказов считается главным, поэтому большая часть заказов в строительной отрасли проходит именно через такие порталы. При этом у подобной системы присутствует ряд плюсов, которые выделяют ее среди других способов получения госзаказа. К таковым относится:
- Экономия бюджета, что для предприятий России является чуть ли не главным фактором.
- Рост конкуренции среди подрядчиков, что по идее должно повышать качество продукции. Главные современные достижения в секторе экономики зачастую связаны именно с ростом конкуренции.
- Минимальное влияние бюрократии. Все вопросы по подаче документации и получения ответа решаются через один сайт. Главная задача заявителя – четко следовать требованиям системы.
- Точность организации торгов, а также автоматизация процесса. Многие эксперты сходятся во мнении, что главный путь развития – частичное или полное устранение человеческого фактора. В 2016 году следование этому пути хорошо заметно, но при желании можно достичь много больших результатов.
- Снижение рисков, что стороны договорятся друг с другом.
Несмотря на ряд положительных качеств электронных торгов в России, нельзя не отметить и ряд минусов, среди которых:
- Наличие только одного фактора при выборе подрядной организации – цены. Известно, что победителем в торгах выступает тот поставщик, стоимость которого наиболее выгодна для заказчика. При этом нет уверенности в квалификации кадров компании, наличия достаточного качества товара, своевременности поставки так далее;
- Риск недобросовестной конкуренции. Система электронных торгов пока продумана не до конца. В 2016 году уже было много случаев участия в торгах подставных компаний или преднамеренного вытеснения конкурентов за счет выставления неподъемных условий.
Указанные недостатки приводят к существенным проблемам в строительной отрасли и приостановке ее развития. Причин здесь несколько:
- Применение стоимости как единственного критерия приводит к риску получения низкокачественного товара. При этом не берется в учет опыт исполнителя, квалификация его кадров, способность выполнять работы подобной сложности и в сроки выполнять заказы.
- Чтобы предложить заказчику лучшую цену, исполнители вынуждены работать в убыток или же нанимать низкооплачиваемую рабочую силу, то есть снижать текущие издержки. Все это сказывается на остановке развития и необходимости применения устаревшего (более доступного) оборудования. Кроме этого, многие компании вынуждены укрывать доходы, выплачивать заработную плату в «конвертах», экономить на обучении кадров и так далее. Чтобы избежать таких проблем, при выборе потенциального исполнителя должна оцениваться не только цена, но и количественные и качественные характеристики.
Таким образом, тенденции развития строительного сектора в России пока не вызывают особого восторга. В 2016 году существует масса проблем, требующих решения. Но здесь все зависит от воли и действий правительства. Только коллективные усилия могут помочь в решении текущих проблем.
Российские строительные компании в своей работе сталкиваются с тремя основными проблемами: срыв сроков, конфликты с проектировщиками и непрозрачные сметы. О том, как справиться с этими трудностями и урегулировать конфликты, рассказывает Евгений Киряев, генеральный директор «Трест №7» (NAI Becar).
Первая проблема - это срыв сроков. 80% компаний готовы взяться за проект с директивными сроками, только бы получить заказ. Особенно часто невыполнимыми бывают графики государственных строек - это связано со сроками освоения бюджетных средств. У строителей в этой ситуации просто нет выбора, они не могут попросить другие условия, и это самое страшное. Чтобы получить проект, они вынуждены врать, обещая выполнить невыполнимое.
С коммерческими объектами немного проще. В этом случае с заказчиком можно наладить диалог и хоть немного скорректировать проект.
Перенос сроков работ может быть связан с элементарной безалаберностью. Помню, в Мурманской области при сносе завода проектировщики не учли или просто забыли включить в план работ перенос действующих коммуникаций в одном цехе. Как следствие, строительство нового производственного объекта затянулось на два года. По причине простоя превысили смету по демонтажу на 100%! Никто не хотел брать на себя ответственность - ни проектировщики, ни местный инженерный состав.
Еще одна проблема - отсутствие взаимосвязи между проектировщиком и строителем. В чем это выражается? В начале строительства проектировщик не предоставляет подрядчику всю необходимую информацию.
Строитель не может в полном объеме проанализировать проект, не успевает его изучить, надеясь, что даже если возникнут проблемы и потребуются дополнительные расходы, удастся, так сказать, «разобраться в бою». В итоге проект зачастую сильно меняется, одни работы приходится заменять другими, бюджет полностью пересматривается.
Конфликт интересов неизбежен: проектировщик считает, что его все обманывают, а строитель входит в стройку и начинает вытаскивать «скелеты в шкафу». Мало того, российская специфика предполагает, что согласовать проект, пройти экспертизу нужно любой ценой. В первую очередь это касается, опять же, государственных проектов с бюджетным финансированием. Зачастую происходит так: проект готовится специально под согласование, какие-то добавления, замена работ происходят потом, главным становится сохранение цены проекта. И строитель вновь оказывается практически в безвыходной ситуации.
Третья проблема непосредственно связана со второй - это закрытость подрядчика и непредоставление заказчику честных и открытых расценок. Предъявляются какие-то серые, завуалированные сметы, а открытой работы с заказчиком нет.
Наши решения
Решение №1: Честный график
Во-первых, мы смотрим на график производства работ как строители, во-вторых, анализируем расписание функций заказчика, которые в процессе стройки он должен осуществлять. Исходя из данных анализа, мы четно говорим, приемлемы эти сроки или их нужно скорректировать. Согласовав реальный график, и мы, и заказчики понимаем, что если по графику и произойдет сдвиг, то только из-за форс-мажорных обстоятельств и не больше, чем на месяц-два. За проект с директивным графиком, например, в шесть месяцев, мы, проведя анализ, никогда не возьмемся.
Решение №2: Тщательный анализ
Как мы решаем конфликты с проектировщиками? Тут все конкретно: внутри нашей компании есть достаточно квалифицированные проектировщики - «ТрансТерминалПроект». Это отдельное юридическое лицо, наши партнеры, с которыми мы взаимодействуем. Перед тем, как войти в какой-либо проект, мы отдаем проектную документацию, технические решения или любую другую информацию об объекте нашим проектировщикам, садимся за общий стол, начинаем обсуждать, находим подводные камни, понимаем, какие потребуются изменения. И заказчик знает, что когда мы приступим к строительству, воплотим эти поправки в жизнь. Благодаря нашим проектировщикам мы можем приступить к работе еще до того, как все документы будут согласованы. Пока мы работаем на объекте, проектировщики отдают наши предложения заказчику. Все происходит параллельно со стройкой, поэтому удается соблюсти все сроки.
Решение №3: Предварительный прайс
Наша компания сейчас находится на начальном этапе разработки расценок на основные виды работ. По небольшим проектам мы сейчас работаем следующим образом: при входе на объект даем заказчику свои уже сложившиеся расценки. Он может сравнить их с рыночными ценами.
Если куб бетона в среднем по Москве стоит 20 тысяч рублей, то мы говорим, что готовы продавать его по 18 тысяч рублей. Из таких расценок на основные виды работ получается некий прайс. И заказчик хотя бы на начальной стадии может заключить с нами контракт. Он знает, что если потребуются какие-то уточнения, их можно будет сделать уже в ходе стройки.
Допустим, средняя траншея два-три метра глубиной, труба 250 см диаметром, мы кладем ее по определенной расценке за погонный метр. Если возникают нюансы, например, нужна нестандартная водопроводная камера в земле, то это мы обсуждаем отдельно, не прерывая основных работ и не сдвигая сроки.
Все эти способы решения основных проблем выработаны компанией за годы успешной работы на строительном рынке.