Логистические основы повышения конкурентоспособности предприятия. Пути повышения конкурентоспособности логистических услуг. Национальная и международная логистика
Предприятия
Итак, проходя через производственные, транспортные и другие звенья цепи от начального источника к конечному потребителю, материальный поток, подобно снежному кому, увеличивается, причем увеличивается в стоимости. Исследования, которые проводились в Великобритании, показали, что более 70% стоимости продукта, прошедшего весь путь и попавшего уже к конечному потребителю, «составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока».
В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:
Снизить запасы на всем пути движения материального потока;
Сократить время прохождения товаров по логистической цепи;
Снизить транспортные расходы;
Сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.
Здесь же приводятся данные Европейской промышленной ассоциации и промышленной ассоциации США, которые указывают на то, что «сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70%. Сокращение запасов происходит за счет согласованности действий участников логистических процессов, повышения надежности поставок, рациональности распределения запасов.
По данным, приведенным в от двух до пяти процентов в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, составляют затраты времени на собственное производство. Таким образом, свыше 95% времени оборота приходится на логистические операции. Поэтому логистика рассматривается в качестве фактора повышения конкурентоспособности фирм. В связи с этим становятся актуальными задачи нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм.
Чтобы определить количественные параметры последствий логистических решений, необходимы некоторые условия, а именно:
Наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;
Проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;
Определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.
Зарубежная литература, имеющая отношение к экономике, подчеркивает, что фирмы, которые принимают логистическую концепцию и строят свою стратегию на ее основе, имеют лучший показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу.
Логистика влияет на расходы, связанные с продажей товаров. К таким расходам относят издержки по выполнению заказов, которые включают затраты на их обработку, перевозку, складирование грузов, управление запасами, а также на упаковку грузов, обеспечение рынка и потребителей запасными частями, послепродажный сервис и другая подобная деятельность. Логистика также влияет на улучшение положения фирм на рынке, из чего следует увеличение их доли на нем.
Логистика влияет на инвестиционный капитал через основные элементы активов и пассивов баланса фирм и предприятий. Так как в наше время многие фирмы сталкиваются с дефицитом наличности, «такие элементы, как «наличность и счета дебиторов» являются решающими, с точки зрения ликвидности фирмы», и являются наиболее важными .
Поскольку логистика влияет на оборотный капитал через сокращение запасов (это запасы сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий), то, следовательно, логистическое управление зависит от политики предприятия в отношении уровней запасов, степени контроля и управления этими уровнями. Одновременно, от политики по закупке сырья и материалов, непосредственно связанных со счетами кредиторов, оказывается влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством – это составная часть логистической стратегии предприятия, которая в конечном итоге позволяет получить значительный экономический эффект. Как показали исследования, на предприятиях и фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, производственные затраты снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.
Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления.
Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков (от рынков продовольственных товаров до капиталоемкой продукции), показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям. Эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики – процесс непрерывный и адаптивный.
Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и доходы от продажи товаров.
Определить количественные параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:
ф наличие хорошо отлаженной учетно-информационной системы;
ф проведение комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи;
ф определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.
В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, значительно улучшается показатель, отражающий отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК). При этом указывается на двоякое значение логистики, которое заключается в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке.
Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. К ним в рамках логистического подхода относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения продукции фирм и конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.
Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса фирм.
Стоимость таких элементов логистической системы, как транспортные средства, склады, погрузочно-разгрузочные механизмы, является частью основного капитала.
Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. Логистические операции оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Чем короче срок выполнения заказов, тем быстрее может быть выписан счет. Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Одной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов. Если потребитель обнаружит, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать.
Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий. Очень часто пятьдесят и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы.
Закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Интеграция управления закупками и управления производством сокращает логистические издержки компаний и повышает степень использования инвестированного капитала.
Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга. Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика способна оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и соотношение прибыли и инвестированного капитала.
Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм. Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее, а также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности использования ресурсов.
В современных условиях вероятность дифференциации продукции по свойствам и качеству уменьшается. Поэтому конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться различий в сегментации рынка, а также изменений в экономическом окружении, рыночных требованиях и собственных и чужих тактических маневрах. Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли.
Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95% эффект становится отрицательным (рис. 2.1).
Логистические
100% Уровень
обслуживания
Все это позволяет утверждать, что цель логистики 1990-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики - процесс непрерывный и динамичный.
Тесты Концепция логистики представляет собой:
а) эффективное управление хозяйственной деятельностью предприятия;
б) рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов;
в) оптимизацию движения материальных потоков;
г) систему взглядов по управлению функциональными областями логистики. Логистическая функция представляет собой:
а) группу задач логистики;
б) комплекс взаимосвязанных целей по оптимизации материальных потоков;
в) укрупненную группу логистических операций;
г) способ достижения целей управления материальными потоками. В чем выражается логистический подход к функциональному планированию на предприятии:
а) в выделении специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком;
б) во взаимосвязи логистики и маркетинга;
в) во взаимосвязи логистики и планирования производства.
Контрольные вопросы Назовите концепцию логистики. Раскройте содержание отдельных концептуальных положений. Дайте определение понятия «логистическая функция». Перечислите основных участников логистического процесса. Назовите основные логистические функции транспортно-экспедиционных организаций, предприятий оптовой торговли, коммерческо-посреднических организаций, предприятий-изготовителей товаров. Перечислите задачи, которые решаются службой логистики совместно с другими службами предприятия, а именно службой маркетинга, финансов, планирования производства. Докажите необходимость совместного решения перечисленных задач. Как логистика влияет на ключевые показатели ПИК?
За счет каких составляющих логистика повышает конкурентоспособность фирмы?
Чекун Игорь
В связи со становлением рыночных отношений в в последние годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Это объясняется теми значительными результатами, которые были получены, благодаря применению логистического подхода в экономике развитых капиталистических стран. Логистика стала инструментом бизнеса таких известных корпораций как IBM, Proctor&Gamble, General Motors, Ford Motors, Johnson&Johnson и многие другие.
В контексте данной статьи автором рассматриваются возможности концепции логистики по увеличению рентабельности и оптимизации производственного процесса и придания производимым товарам или услугам больших преимуществ по сравнению с аналогичными товарами конкурентов. Но прежде рассмотрим происхождение и трактовку самого термина логистика.
Первоначальной областью использования логистики в древнее время было обоснование распределения продуктов. В первое тысячелетие нашей эры логистика стала применяться в военном деле. Тогда логистика решала задачи по снабжению армии оружием, боеприпасами, предметами питания, обмундированием, медикаментами, средствами транспорта, имуществом для устройства временного жилья. Как одна из военных наук, логистика существовала много веков. Ее широко применял Наполеон, существенно углубивший теоретико-методические основы логистики. В виде, развитом Наполеоном в начале XIX века, военная логистика использовалась почти до середины XX века. В годы второй мировой войны логистика применялась вооруженными силами США и Советского Союза, что обеспечило армиям этих стран существенную поддержку и усилило их мощь, позволив наладить надлежащим образом обеспечение вооруженных сил всем необходимым.
В начале XX века логистикой стали называть математическую логику.
В 50-е годы XX века логистика стала применяться вне военного дела в ряде стран Западной Европы и США. Опыт использования логистики не как военной науки, а как экономико-организационной дисциплины, открыл широкие возможности логистики в области решения экономических и организационных задач и высокую эффективность ее применения. Благодаря этому использование логистики вне военного дела стало расширяться: в 50-е годы очень медленно, в 60-е годы недоверие и настороженность к логистике стали уменьшаться, а в 70-е годы шествие логистики по планете ускорилось. Ко второй половине 80-х годов логистика получила международное признание и стала авторитетной новой экономической наукой. Единого определения логистики пока еще нет, предложено большое число трактовок этого понятия. Такое положение сложилось по ряду причин:
- из-за "молодости" логистики, как экономической науки;
- из-за широкой области ее применения;
- из-за выявления все новых и новых возможностей логистики.
При больших различиях трактовки логистики друг от друга, большая их часть понимает логистику как экономическую науку, которая заставляет иначе, чем прежде, оценивать все экономические процессы, рассмотрение их с комплексной, системной стороны. Так, в национальной экономике: разделение ее на части позволило глубоко изучить каждую. Вместе с тем, оказалась упущенной экономика, взятая в целом. Благодаря этому, образно говоря, удалось увидеть каждое отдельно стоящее в лесу дерево, но был упущен лес, взятый в целом. А большое целое имеет свои закономерности развития, с которыми надо считаться и их нельзя упускать.
Вот одно из определений логистики которое дает профессор Б.А. Аникин: "Логистика - это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя".
С позиции бизнеса: "Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворений конечных потребителей к качеству продуктов и управление финансовыми, информационными и материальными потоками".
Деятельность предприятий и организаций в области логистики для достижения конкурентных преимуществ складывается из нескольких правил, которые получили название "шесть правил логистики":
- Груз - нужный товар;
- Качество - необходимого качества;
- Количество - в необходимом количестве;
- Время - должен быть доставлен в нужное время;
- Место - в нужное место;
- Затраты - с минимальными затратами.
Логистическая деятельность должна носить интеграционный характер, иначе достижение этих шести правил не возможно. Необходима интеграция всех субъектов участвующих в логистической цепочке в логистическую систему. Например, если на кирпичный комбинат транспортная организация, осуществляющая снабжения комбината глиной, транспортирует глину не того качества, с примесями и землей, произойдет ухудшение качества выходящего кирпича, он будет менее прочным, крошащимся. Тем самым такой кирпич будут покупать меньше, и лучше купят более надежный и качественный у конкурентов. Конкурентоспособность данного кирпича упала, и не о каких конкурентных преимуществах говорить нельзя.
Западными учеными и специалистами было разработано множество логистических концепций, успешно применяемых на многих известных предприятиях и корпорациях, которые дали значительные конкурентные преимущества выпускаемым ими товарам и позволили стать предприятиям ведущими в своей отрасли производства.
Надеемся, что приведенные ниже логистические концепции дадут возможность отечественным предприятиям быть более производительными и эффективно работающими, как многие зарубежные, уже применившие и адаптировавшие одну или несколько логистических концепций на своем предприятии.
Логистическая концепция "JUST-IN-TIME"(точно в срок)
Эта концепция является наиболее широко распространенной. Ее появление относится к концу 50-х годов, когда японская компания Тойота Моторс, а затем и другие автомобилестроительные фирмы Японии начали активно внедрять систему KANBAN.
Лозунгом концепции является потенциальное исключение запасов материалов, компонентов и полуфабрикатов в производственном процессе. Исходной постановкой было то, что если производственное расписание задано, то можно так организовать процесс, что все материалы и полуфабрикаты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства или сборки готовой продукции. Для этого нужна оперативная передача данных между подразделения и координация поставщиков деталей. В "Тойота Моторс" это было достигнуто благодаря передаче информации в системе через специальные карточки "kanban" в пластиковом конверте, которые несут информацию о расходуемых и производимых количествах продукции. Эти карточки циркулируют внутри предприятия, а также между поставщиками, прикрепляясь к определенной детали или полуфабрикату.
Применение данной концепции позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себестоимость производства, практически сократить страховые запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала фирмы.
Логистическая концепция "REQUIREMENTS/RESOURCE PLANNING"
На данной концепции основаны такие логистические системы в производстве и снабжении, как MRP I/MRP II - "Materials/manufacturing requirements/resource planning" (Системы планирования потребностей в материалах/производственного планирования потребностей ресурсов), и в дистрибьюции - DRP I/DRP II - "Distribution requirements/resource planning" (Система планирования распределения продукции/ресурсов).
Основными целями MRP систем являются:
1. Удовлетворение потребностей в материалах, компонентах и продукции для планирования производства и доставки потребителям.
2. Поддержание низких уровней запасов материальных ресурсов, готовой продукции.
3. Планирование производственных операций, расписаний доставки, закупочных операций.
В процессе реализации этих целей MRP система обеспечивает приток планового количества материальных ресурсов и запасов продукции за время, используемое для планирования. Система MRP начинает свою работу с определения, сколько и в какие сроки необходимо произвести конечной продукции. Затем система определяет время и необходимые количества материальных ресурсов для удовлетворения потребностей производственного расписания.
MRP II является эффективной плановой техникой, позволяющей проводить логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками. Преимущества MRP I перед MRP II системами являются лучшее удовлетворение потребительского спроса путем сокращения продолжительности производственных циклов, лучшей организации поставок, более быстрой реакции на изменения спроса.
Система DRP имеет такой же принцип работы, что и MRP, но в каналах дистрибьюции готовой продукции. Система DRP сложнее, так как базируется на потребительском спросе, который не контролируется фирмой. Система планирует и регулирует уровни запасов на базах и складах фирмы в собственной товаропроизводящей сети сбыта или у оптовых торговых посредников.
Среди преимуществ DRP систем можно отметить:
Уменьшение логистических издержек, связанных с хранением и управлением запасами готовой продукции;
Уменьшение уровней запасов за счет точного определения величины и места поставок;
Сокращение потребности в складских площадях за счет уменьшения запасов;
Уменьшение транспортной составляющей издержек за счет эффективной обратной связи по заказам;
Улучшение координации между дистрибьюцией и производством.
Макрологистическая концепция "LEAN PRODUCTION"
Сущность данной концепции выражается в творческом соединении следующих основных компонентов:
Высокого качества;
Маленьких размеров производственных партий;
Низких уровней запасов;
Высококвалифицированного персонала;
Гибкого оборудования.
Эта концепция получила свое название "тощее производство", потому что требует гораздо меньше ресурсов, чем массовое производство - меньше запасов, меньше времени на производство единицы продукции, меньше потерь от брака, потому что сведены до минимума производственные партии и производственное время.
Концепция "RULES BASED REORDER" (ROP)
Данная концепция использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа (перезаказа) - "reorder poit" и статистических параметрах расхода продукции. Эта концепция применяется для определения и оптимизации уровней страховых запасов в целях элиминирования колебаний спроса. Эффективность данного метода в сильной степени зависит от точности прогнозирования спроса, а так как данные прогнозы не отличаются особой точностью, данный метод не получил широкого распространения, но с внедрением новых информационных технологий данный метод начинает завоевывать популярность.
Концепция "QUICK RESPONSE" (QR)
Переводится, как метод быстрого реагирования, представляет собой логистическую координацию между ритейлерами и оптовиками, с целью улучшения продвижения готовой продукции в их дистрибьютивных сетях в ответ на дополнительное изменение спроса. Реализация этих концепций осуществляется путем мониторинга продаж в розничной торговле и передачи информации об объемах продаж по специфицированной номенклатуре и ассортименту оптовикам, и от них - производителям готовой продукции.
Применение концепции QR позволяет уменьшить запасы готовой продукции до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить потребительский спрос, и в то же время значительно повысить оборачиваемость запасов.
Концепция "CONTINUOUS REPLENISHMENT" (CR)
Данная концепция является модификацией QR концепции и предназначена для устранения необходимости в заказах на пополнение запасов готовой продукции. Целью СR является установление эффективного плана, направленного на пополнение запасов готовой продукции у ритейлеров. Рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве и ассортименте товара. Затем достигается соглашения между поставщиками, оптовиками и ритейлерами на пополнение их запасов готовой продукции путем подписания обязательства по закупкам.
Для эффективной работы СR систем необходимо выполнение двух пунктов:
1. Должна быть обеспечена достоверная информация от ритейлеров и надежная доставка готовой продукции.
2. Размеры грузовых поставок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.
Концепция "AUTOMATIC REPLENISHMENT" (AR) (автоматическое пополнение запасов)
Еще более улучшенная концепция QR и CR. Стратегия данной концепции обеспечивает поставщиков (производителей) готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным атрибутам и категориям.
Путем применения данной концепции поставщик может удовлетворить потребности ритейлеров в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровней запасов для товаров быстрой реализации. Эта стратегия позволяет также уменьшить затраты ритейлеров, связанные с разделением запасов и обеспечением надежности их пополнения.
Библиография
3. "Logistics", 1999. Web: http:// www.primal.iems.nwu.edu /~levi/tools.html
4. Bowersox D.J., Closs D.J. Logistical Management. The Integrated Supply Chain Progress. - The McGRAW-HILL Companies, inc. New York, 1996.
5. Ballou R.H. Business Logistics Management. Third Edition. - Prentice-Hall International, Inc., 1993.
6. В.И. Сергеев. Менеджмент в бизнес-логистике, Москва: "ФИЛИНЪ", 1997.
7. Логистика, под ред. профессора Б.А. Аникина, Москва: ИНФРА-М, 1999.
потоки жизни
логистика - важнейший фактор повышения конкурентоспособности организации
По оценкам специалистов, в США с начала 80-х годов в ежегодном общем увеличении производительности труда (5-6%) половина
Достигается за счет распространения логистической концепции.
Зарубежная практика свидетельствует: логистика позволяет более эффективно использовать трудовые ресурсы по сравнению с другими производственно-экономическими системами. Роль логистики в усилении конкурентоспособности хозяйственных структур
Исключительно актуальна. Проведенный анализ существующих в
российской экономической науке концепций логистики, показывает, что они в значительной степени отражают различные эволюционные этапы ее развития, исторически обновленной под _влиянием новых объективных процессов в мировой экономике.
Впервой из конкурирующих концепций, зародившихся на Западе в середине ХХ века, и которая нашла у нас сторонников, в основном, из числа бывших специалистов «снабженцев», обнаруживается стремление отождествить логистику с современными формами материально-технического обеспечения производственной и других видов деятельности, а также сбыт продукции в условиях рыночной экономики. При этом предметом исследования становится организационно-экономические основы формирования материальных и товарных потоков, традиционно соответствующих этим подразделениям производственно-коммерческой деятельности «до» и «без» логистики. Не случайно все бывшие кафедры экономики и организации материально-технического снабжения либо превратились в кафедры логистики, либо вовсе исчезли. Указанная концепция является, на наш взгляд, малосодержательной и бесперспективной, поскольку, во-первых, ориентируется на улучшение локальных результатов деятельности отдельных звеньев, безотно-
Проценко О.Д.
проректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, директоор Высшей школы«Институт менеджмента и маркетинга», главный редактор журнала «Российское предпринимательство», докт. экон. наук, профессор
Российское предпринимательство
сительно к конечному результату, уровню удовлетворения покупателей с минимальными издержками. Во-вторых, игнорирует современные достижения логистики в интегрированной производственной и материальной инфраструктуре. В-третьих, она способствует научной профанации логистической науки, придавая псевдоновизну тривиальным и устаревшим экономическим и организационным положениям, касающимся организации снабжения и сбыта, прикрываясь не всеми еще до конца осмысленным термином «логистика». Вторая концепция, продолжая считать главным объектом своего исследования материальные и товарные потоки, делает предметом исследования сквозную организационно-аналитическую оптимизацию всей совокупности этих потоков в рамках производственной и материальной инфраструктуры (снабжения, сбыта, транспорта, складского хозяйства, связи, информационного и финансового обеспечения и др.). Эта концепция является более прогрессивной, поскольку отражает новый этап эволюции всех составляющих производственной (материальной) инфраструктуры к логистической идее. Здесь объективные предпосылки актуальности и целесообразности логистического подхода выступают как следствия глобальных интеграционных тенденций в мировой экономике и постепенной переориентации на рынок потребителей.
Начиная с 60-х годов прошлого века практически во всех экономически развитых странах сбыт, как содержательная часть производственной инфраструктуры и организующий центр транспортных, информационных и финансовых потоков, становится функцией единой службы. Он реализует сквозные функции управления и регулирования (распределения) материальных потоков на фирмах-производителях, начиная с поступления материалов на склад до выхода этого потока за пределы предприятия в виде готовой продукции. Тем самым объединяются управления такими ранее независимыми процессами, как снабженческо-заготовитель-ные, погрузочно-разгрузочные, транспортно-
логистика
Объективные
Предпосылки
Актуальности и
^целесообразности
Логистического
Выступают как
Следствия
глобальных
Интеграционных
Тенденций в
мировой экономике
И постепенной
переориентации на рынок потребителей
экспедиционные и таможенно-складские операции, регулирование запасов и прочие виды деятельности, которые по существу создают и направляют все движение материальных ценностей с ориентацией на конечную цель фирмы. Так эмпирически складывались организационные службы логистики, которая согласно второй концепции может трактоваться как научная организация управления инфраструктурными потоковыми процессами путем их интеграции и рационализации (оптимизации) с целью более полного и своевременного обеспечения производства фирмы и реализации выпускаемой продукции с наименьшими издержками. Определенным, я бы сказал, временным недостатком этой концепции, является исключение из состава материальных и товарных потоков, подлежащих интеграции и оптимизации общему критерию, самого производства. А ведь именно здесь единый материальный поток подвергается наиболее глубокому преобразованию, цель которого создание потенциальной потребительской стоимости. Ограниченность такого подхода в значительной степени связана с еще достаточно распространенной сбытовой концепцией маркетинга, согласно которой материальное производство пока остается наиболее приоритетной и доминирующей стадией воспроизводственного процесса, на которую работают все другие инфраструктурные звенья, а, следовательно, и зависят от его требований. Однако на рынке главное не произвести, а сбыть, найти свою нишу и удовлетворять выявленную потребность в товарах или услугах. Поэтому корпорации, стремящиеся к успеху, поняли, что должны переходить к полной переориентации на рынок потребителя, учитывать его потребности и нужды. Ключом к успеху как раз и служит «сквозная» рационализация всей совокупности материальных и товарных потоков с позиций единого целого. При этом непринципиально осуществляется ли движение и преобразование этих потоков в границах одной фирмы-собственника, либо силами нескольких сопряженных экономически и юридически независимых про-
изводственно-коммерческих субъектов, но являющихся, по сути, звеньями единого воспроизводственного процесса. Этот поток включает в себя все стадии создания, распределения и потребления конечного продукта. Логистика приобретает особую актуальность при проектировании и создании соответственно микро-мета и макро-логистических систем в условиях делегирования управления и отдельных функций в современных стратегиях развития компании.
Очевидно, что при таком методологическом подходе несколько архаичным выглядит классификация (деление) логистики на заготовительную, производственную, транспортную, складскую, распределительную и другие виды. Такое «дробление» имеет смысл лишь при условии, что они являются звеньями основной цепи - общего охвата и оптимизации потоковых процессов. При подходе «условного деления» в содержание предмета логистики входит оптимальная организация самих потоков, в результате которой устанавливаются границы структурно-функциональных подразделений, например, степень целесообразности покупки, производства, складирования, транспортиров ки различными видами транспорта сырья ко плектующих изделий, оборудования. Кроме того, появляется возможность решения целого ряда специфических, локальных логистических задач внутри этих подразделений, в том числе, по подготовке к реализации опт мальных решений распорядительного логи тического центра. Практика показывает, что необходимо четкое определение и размежевание границ и задач, которые решает логистика производства, снабжения, транспортная и складская логистика, информационная и финансовая логистика от традиционной научно-практической деятельности в области экономики и организации соответствующих подразделений. В противном случае логистика попросту претендует на замещение этих прикладных экономических наук. Все ранее рассмотренные концепции, тем не менее, органически связывают теорию, методоло-
на рынке главное не произвести, а сбыть, найти свою нишу и удовлетворять выявленную потребность в товарах или услугах
каждая из сфер экономической
деятельности имеет свои логистические
Цели, сети и
проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих
специфических задач
гию, объект и предмет логистики с определенными видами деятельности, ограниченной материальными, товарными и сопутствующими им информационными и финансовыми потоками. Мы разделяем новые современные концепции развития логистики как научной организации управления любыми потоковыми процессами в любой сфере человеческой деятельности, имеющими пространственно-временную последовательность: в военных операциях, медицине, банковской деятельности, здравоохранении, юриспруденции и др. путем их рациона-зации (оптимизации) ради улучшения конечных результатов этих видов деятельности. Каждая из сфер экономической деятельности имеет свои логистические цели, сети, проблемные ситуации, постановку, моделирование и методы решения своих специфических задач. В этих направлениях одно из ведущих мест, бесспорно, принадлежит транспортной логистике. Приращение новых научных подходов требует теоретического осмысливания прорывных логистических форм и методов, применительно для пространственно-временных потоковых процессов в различных видах деятельности, что, безусловно, взаимно обогатит логистический арсенал.
Что измерено, то управляемо. Эта фраза -ключ к пониманию огромного значения логистики для капитала современной корпорации. В своих практических семинарах для менеджеров для лучшего понимания многогранных функций логистики, я, обычно, привожу цитату из Льюиса Кэролла:
Не могли бы Вы мне подсказать, какой дорогой я должна идти, чтобы выйти отсюда? -спросила Алиса.
Это зависит от того, куда бы Вы хотели попасть, - ответил кот.
Я не знаю, - сказала Алиса.
Тогда не имеет значения, в какую сторону идти. Сегодня, в век жесткой конкуренции при определении эффективности предприятия на первое место выходит проблема удовлетворения потребностей клиента. Для этого необходимо измерять выполнение логистических опера-
ций, чтобы точно знать какую пользу она приносит клиентам. Например, если компания, осуществляя поставки, не обеспечивает их своевременности и не интересуется реакцией клиентов, то она вряд ли увеличит число заказов. Если для клиентов точность и скорость поставок важнее цены, то они обратятся к другому поставщику.
Без информации о том, насколько успешно идет ежедневное сражение за клиентов, компания не может сделать правильный выбор направления развития. Менеджеры по логистике должны сосредоточить внимание не только на измерениях внутри фирмы, но и учитывать внешние факторы, которые, суммируясь, удовлетворяют потребности клиентов. Существует прямая взаимозависимость между измерениями логистики и эффективностью выполненных работ. Таким образом, эффективные меры измерения параметров материально-технического обеспечения становятся ключом к деловому успеху. Они являются важным способом выявления стратегии компании, если сфокусировать внимание на показателях развития. Именно эти показатели полностью отслеживают процессы поиска и приобретения, а также выполнение заказа в показателях времени, стоимости и качества. Эффективность выполнения работ должна определяться исходя именно из этих показателей. Информационные технологии, которые быстро становятся мощным инструментом для измерения эффективности логистических мероприятий, способны дать объективную оценку затрат на материально-техническое обеспечение и выполнение работ. Это поможет компаниям прекратить обслуживание нерентабельных клиентов. Зная, какие особенности представляемых товаров и услуг привлекают клиентов, и обслуживание кого-то из них приносит прибыль, руководство компании может сфокусировать внимание на выигрышных позициях, тем самым, повышая свою конкурентоспособность.
без информации о том, насколько успешно идет ежедневное сражение за клиентов, компания не может сделать правильный выбор направления развития
Методологические основы конкурентоспособности предприятия. Оценка деятельности и конкурентоспособности МУП "Уфагортранс". Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности МУП "Уфагортранс" на основе совершенствования логистической системы.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие конкуренции и конкурентоспособности. Основы конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности сети кофеен "Шоколадница". Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия. Разработка нового товара предприятия.
курсовая работа , добавлен 11.10.2015
курсовая работа , добавлен 05.12.2013
Аспекты конкурентоспособности. Факторы конкурентного преимущества организации. Стратегия выбора целевого рынка на основе сегментарного анализа. Оценка экономического состояния предприятия. Обоснование направлений повышения конкурентоспособности.
дипломная работа , добавлен 29.12.2014
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации на примере ООО "Группа Ренессанс Страхование". Подходы и методы совершенствования маркетинга. Повышение конкурентоспособности предприятия посредством совершенствования подсистемы маркетинга.
дипломная работа , добавлен 07.11.2015
Теоретические основы, характеризующие содержание понятия конкурентоспособности. Роль, сущность, критерии и методы оценки конкурентоспособности. Анализ финансового состояния предприятия, маркетинговой деятельности, внешней и внутренней среды, SWOT-анализ.
дипломная работа , добавлен 16.10.2010
Сущность, виды конкурентоспособности, методика и подходы к ее оценке на современной организации. Краткая экономическая характеристика предприятия, анализ рыночной среды, разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности и оценка их эффективности.
дипломная работа , добавлен 19.06.2015
Сущность и система показателей конкурентоспособности предприятия. Краткая характеристика деятельности, анализ и оценка конкурентоспособности магазинов "Квартал" и "Перекрёсток". Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности магазинов.
курсовая работа , добавлен 25.01.2011
Суть конкуренции и понятие конкурентоспособности. Внешние и внутренние факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия. SWOT-анализ. Стратегические мероприятия роста конкурентоспособности на основе ее оценки. Маркетинговая модернизация.
дипломная работа , добавлен 15.06.2014