Налоги с физических лиц. Правовая характеристика основных налогов с физических лиц. налог на доходы с физических лиц Общая характеристика налогов взимаемых с физических лиц
На различных этапах развития государства использовались различные формы натурального и денежного налогообложения физических лиц: оброки, подати, подомовые налоги, подоходные налоги.
Оброк - один из видов феодальной ренты. На ранних ступенях феодализма взимался натурой (барщина). В Европе натуральная форма оброка преобладала в XII-XIII в.в. Развитие товарно-денежных отношений в XIV в. вызвало переход к денежным оброкам. В России переход к денежным оброкам осуществлялся в XV-XVI вв. Оброк платили государственные, удельные и экономические (бывшие монастырские) крестьяне. В связи с развитием крестьянских промыслов и торговли со второй половины XVIII в. помещикам стало выгодно переводить крепостных крестьян с барщины на денежные оброки. Оброки взимались с земледелия, с торгово-промысловых занятий. После реформы 1861 г. оброки были заменены выкупными платежами.
Подать - простейшая форма прямого налога, взимаемого в равных суммах независимо от размера дохода или стоимости имущества. Получила широкое распространение в период феодализма. Податью назывался поголовный налог, введенный в XIV в. Во Франции податной характер имели налоги на окна и двери. В России применялись различные виды податного обложения: посошное обложение, подворное, стрелецкие подати, подати на выкуп пленных, подушные подати.
Первоначально податями облагалась земля (посошное обложение). Получило свое название от сохи - единицы обложения, служившей мерой обрабатываемой земли. Размер сохи зависел от качества земель и от социального положения плательщика. Основными плательщиками посошного налога были крестьяне. С целью налогового учета составлялись особые книги, которые назывались "Книги посошного писма". В 1679 г. посошное обложение было заменено подворным налогом.
C середины XVI в. в Русском государстве взимался налог для выкупа "полоняников" - людей, захваченных в плен турками и татарами. Налог получил название "полоняничных денег". Сбором налога ведал полоняничный приказ, на котором, помимо выкупа полоняников, лежала обязанность их дальнейшего устройства по возвращении на родину. В 1679 г. налог вошел в состав стрелецких податей - налога на содержание стрелецкого войска.
Объектом обложения подворным налогом был двор. Налог взимался на основе данных подворной переписи. С переходом на подворное обложение значительно расширился круг налогоплательщиков за счет людей ("задворных" и "деловых"), обслуживавших хозяйство феодала, но живших обособленными дворами и имевших свое хозяйство. Данный налог объединял ренту с земли и часть дохода от труда работника в хозяйстве. Общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами. В 1724 г. Петром I после проведения переписи населения подворный налог был заменен подушной податью.
Подушный налог (подушная подать) известен с древнейших времен - в XII в. до н.э. существовал в Китае. В средние века получил распространение в Великобритании, Германии, Франции и других государствах. Плательщиками данного налога в России были все души мужского пола, включая стариков и детей. С конца XVIII в. налог был основным доходом государства. Постепенно из налогообложения исключаются зажиточные слои населения и налог практически становится крестьянским. Сбор налога осуществляла крестьянская община, поступления в полной сумме гарантировались круговой порукой (вся община отвечала по платежам каждого ее члена, не выплаченная одним двором налоговая сумма раскладывалась на остальные). Подушный налог был отменен в большинстве губерний Европейской части России в 1887 г., в Сибири – в 1899г.
Разновидностью имущественного налога с физических лиц являлся подомовый налог. Объектом обложения данным налогом были жилые дома, конторские, складские и торговые помещения. Налог возник в период раннего средневековья, формы его весьма разнообразны. Первоначально он взимался с жилых домов по вещному признаку: по числу печей или печных труб, затем по числу окон и дверей, комнат. С развитием товарно-денежных отношений и созданием более гибких форм налогообложения подомовый налог в сельской местности был заменен поземельным налогом. В городах, по мере того, как все большие размеры принимала купля-продажа недвижимости, сдача жилья внаем, ставки налога стали устанавливаться по стоимости строений или с приносимого ими дохода. При этом учитывался характер строения и место его расположения. Постепенно подомовый налог принял формы подоходного налога и поимущественного налога.
Подоходный налог - основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Подоходное обложение возникло в условиях капиталистического общества, когда четко выделились доходы его отдельных классов:
Заработная плата рабочего;
Предпринимательский доход промышленного капиталиста;
Ссудный процент ссудного капиталиста;
Рента землевладельца.
Впервые подоходный налог был введен в Англии в 1798 г. в виде налога на роскошь. Затем неоднократно отменялся и вводился, в качестве постоянного налога стал взиматься с 1842 г. Позднее был установлен и в других странах. В царской России закон о подоходном налоге был принят в апреле 1916 г. и предусматривал его взимание с 1917 г., однако налог не был взыскан, так как срок его уплаты приходился на октябрь 1917 г.
При введении подоходного налога, как правило, устанавливался высокий необлагаемый минимум, таким образом, его плательщиками выступала главным образом аристократия и крупная буржуазия. Впоследствии в результате снижения необлагаемого минимума, сокращения льгот по семейному обложению и других вычетов и скидок подоходный налог превратился в массовый налог с заработной платы, пенсий, жалованья.
В зависимости от системы обложения различают глобальный подоходный налог и шедулярный подоходный налог.
Глобальный подоходный налог взимается с совокупного дохода налогоплательщика независимо от источника. Впервые введен в Пруссии в 1891 г. Система построения данного налога проще, чем шедулярного подоходного налога, и позволяет налоговым органам точнее определить сумму облагаемого дохода субъекта.
Шедулярный подоходный налог взимается не с совокупного дохода налогоплательщика, а по частям - шедулам (у источника дохода). Классический пример данного налога - система обложения, применявшаяся в Великобритании с 1842 по 1973 г.г., где действовало пять шедул, обозначаемых начальными буквами английского алфавита: А, B, С, D, E. По шедуле А облагались доходы от недвижимости, B - доходы от лесов, используемых в коммерческих целях, C - доходы от государственных ценных бумаг, D - торговая и промышленная прибыль, доходы лиц свободных профессий, шедуле E - заработная плата, жалованье служащих, пенсии. В 1973 г. Великобритания перешла к глобальной системе обложения. Однако шедулы, на основе которых предоставлялись налоговые льготы и скидки, были не только сохранены, но и дополнены в 1976г. шедулой F (облагаются доходы, распределяемые по дивидендам). Наибольшие доходы в бюджет дает шедула E.
Ставки подоходного налога в большинстве стран прогрессивные: они строятся по сложной прогрессии.
В отечественной практике подоходное налогообложение имеет свою историю. Натурализация хозяйства в период "военного коммунизма" привела к фактической отменен подоходного налогообложения. В период нэпа подоходный налог взимался в сочетании с поимущественным (подоходно-поимущественный налог). С 1924 г. в связи с тем, что обложение имущества перестало играть сколько-нибудь существенную роль, этот налог преобразовался в подоходный. До 1991 г. подоходный налог действовал в двух основных формах: подоходный налог с юридических лиц (колхозов, потребительской кооперации, хозяйственных органов общественных организаций) и подоходный налог с населения. С 1991 г. после принятия пакета законодательных актов, определивших современную систему налогообложения в России, юридические лица всех сфер деятельности являются плательщиками налога на прибыль. Применяются и альтернативные системы налогообложения доходов. Плательщиками подоходного налога являются только физические лица.
Поимущественные налоги - вид прямого обложения. Такие налоги взимаются с движимого и недвижимого имущества. Объектом обложения является стоимость имущества налогоплательщика. На ранней стадии развития капитализма в разных странах поимущественные налоги взимались с отдельных видов имущества в системе так называемых реальных налогов (имущественных налогов). В дальнейшем поимущественый налог приобрел характер прямого личного налога, так как при его взимании стали учитываться необлагаемый минимум и налоговые льготы; оценка имущества проводилась по налоговой декларации. В развитых капиталистических странах поимущественный налог применяется в системе местного налогообложения. Ставки налога колеблются в пределах 1% от совокупной стоимости имущества.
Предыдущая |
Налог на доходы физических лиц. Понятие доходов, их классификация. Объект налогообложения. Порядок определения налоговой базы. Налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные. Налоговые ставки. Порядок и сроки исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация.
Налог на имущество физических лиц: налогоплательщики; объект налогообложения; порядок определения налоговой базы; налоговые ставки; система налоговых льгот; налоговый период; сроки представления налоговой декларации и уплаты налога.
Цель занятия: закрепить, углубить и расширить знания слушателей по теме «Правовая характеристика налогов, взимаемых с физических лиц», полученные на лекции и в ходе самостоятельной подготовки; проверить степень усвоения программного материала.
Знать: Основные тенденции современного законодательства о налогообложении физических лиц в России и за рубежом на федеральном и местном уровне. Юридический состав налогов, взимаемых с физических лиц.
Уметь: определять элементы юридического состава налога, работать с нормативным материалом, грамотно и аргументировано говорить, логически правильно выражать свои мысли, пользоваться программой «Налогоплательщик» для заполнения налоговой декларации по форме 3-НДФЛ. определять элементы юридического состава налога, работать с нормативным материалом, решать практические задачи сфере налогообложения, грамотно и аргументировано говорить, логически правильно выражать свои мысли, пользоваться программными продуктами с сайта www nalog.ru для заполнения и сдачи налоговой отчетности
ПЛАН:
Опрос курсантов по вопросам
1. Правовая характеристика налога на доходы физических лиц
2. Виды вычетов по налогу на доходы физических лиц. Порядок обязательного декларирования.
3. Правовая характеристика налога на имущество физических лиц
Решите задачи.
Задача № 1.
Гражданин Германии в 2015 году два месяца работал переводчиком в России в ОАО «Содружество». За это время он получил заработную плату в размере 900 000 руб.
Является ли он плательщиком налога на доходы физических лиц? Если – да – то какая сумма налога подлежит уплате в бюджет?Изменится ли ситуация, если его зарплата будет составлять 5 млн. руб?
Задача № 2.
Разгоняева Л.И. обратилась в суд с иском к ООО «Завод по ремонту металлургического оборудования», ИФНС РФ по Центральному району г. Новокузнецка о взыскании незаконно удержанной суммы налога. Требования мотивированы тем, что с 02.07.2012г. по 28.12.2012г. она работала в ООО «Завод по ремонту металлургического оборудования». За период трудовой деятельности в результате неблагоприятных производственных факторов ей причинен вред здоровью. Актом от 04.11.2012 г. установлен факт получения профессионального заболевания. 19.07.2013 г. между ней и ООО «ЗРМО» было заключено мировое соглашение о добровольной компенсации морального вреда в размере 25000 руб. Выплата морального вреда была произведена 19.08.2013 г. При этом из данной суммы ООО «ЗРМО» был удержан налог на доходы физических лиц в размере 3250 рублей, поэтому сумма полученного ею морального вреда фактически составила 21750 руб.
Задача № 3.
Супруги Ивановы приобрели в мае 2014 квартиру стоимостью 6 500 000 рублей (оформили в мае 2014 г., долевая собственность по 50% у каждого). В апреле 2015 г. Иванов заполнил и сдал в налоговую инспекцию декларацию по налогу на доходы физических лиц, а также предоставил справку о полученных доходах и выплаченных налогах от налогового агента. Иванова О.А представила декларацию по единому налогу на вмененный доход, т.к. она индивидуальный предприниматель.
Дайте юридическую оценку ситуации.
Какое решение будет принято налоговым органом?
Задача 4.
Радченко В.Л. заключила договор с Нижегородским государственным университетом на оказание платных образовательных услуг по обучению сына Радченко Евгения 1995 года рождения. За обучение ребенка в 2012 г. 90000 рублей внесла Радченко В.Л. (квитанции на оплату были оформлены от ее имени), которой был произведен перерасчет налога на доходы физических лиц за 2012 г. и предоставлен социальный налоговый вычет на сумму 40000 рублей, исходя из фактически полученных доходов, с возвратом удержанного налога на доходы физических лиц. Радченко Ю.В.(супруг Радченко В.Л.) обратился в налоговую инспекцию с требованием предоставить оставшуюся сумму вычета ему.
Требования Радченко Ю.В. предоставить социальный налоговый вычет на оставшуюся сумму налоговая инспекция оставила без удовлетворения, сославшись на то, что Радченко Ю.В. не представлено документальное подтверждение произведенных им фактических расходов на обучение ребенка, в связи с чем он обратился в суд.
Какое решение должен вынести суд?
Задача № 5
ГУВД Ивановской области выплатило 50 вольнонаемным сотрудникам материальную помощь в размере 3000 рублей, 20 сотрудникам – 4000 рублей, 10 сотрудникам – 5000 рублей.
Облагаются ли данные выплаты НДФЛ?
Задача № 6.
Гражданину Иванову А.М. в 2014 г. по наследству от родителей, живших в соседнем городе, перешла трехкомнатная квартира стоимостью 5млн. руб., которую он оформил в собственность. Он в этой квартире не проживает, а сдает ее Петрову А.В. За наем квартиры Петров А.В. ежемесячно платит Иванову А.М. – 20000. руб.
Какие налоги должны платить Иванов А.М. и Петров А.В в данной ситуации?
Задача № 7.
Гражданин Юркин О.Д. 1974 г.р. обратился с иском в суд с просьбой о признании действий налоговой инспекции незаконными. Суть дела состоит в том, что налоговая инспекция в течение четырех лет уведомляла Юркина О.Д. о том, что он должен заплатить налог на имущество (дачный домик с жилой площадью 48 кв. метров и подсобные помещения площадью 60 кв. метров). Налоги Юркин О.Д. платил, но считал это незаконным, тем более что сведений об имеющемся на праве собственности имуществе в налоговую инспекцию не предоставлял.
Какое решение должен вынести суд?
С помощью программы «Декларация» и справки 2НДФЛ заполните свою налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц
! К практическому занятию необходимо подготовить доклады на темы:
ü «Порядок предоставления налоговых вычетов в рамках налога на доходы физических лиц»
1. Мачин С.П. Налоговые льготы в неналоговых законах // Главбух. – 2001. - № 11.
2. Налог на доходы физических лиц // Финансы. – 2002. - № 7.
3. Русакова И.Г. Подоходный налог у нас и за рубежом. // Менеджер. – 1992. - № 9-10.
4. Сайдаманов А.А. Некоторые вопросы налогового права. // Законодательство и экономика. – 2002. - № 2.
5. Сокол М.П. Налог на доходы физических лиц. // Финансы. – 2002.- № 7.
6. Шаталов С.Д. О главе 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ. //Консультант. – 2012. - № 12.
7. Юмаев М.М. Налогообложение физических лиц в Российской Федерации. //РЖ. /РАН. ИНИОН. Сер. 4, Государство и право. – М., 2001. – № 1.
Тема 6. Правовая характеристика налогов, общих для физических и юридических лиц
Транспортный налог: налогоплательщики; виды объектов налогообложения; транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения; налоговая база; налоговые ставки; налоговая декларация; сроки представления отчетности и уплаты налога.
Земельный налог: налогоплательщики; объект налогообложения; определение налоговой базы; налоговый период; налоговые ставки; налоговые льготы; налоговая декларация; сроки представления отчетности и уплаты налога. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, госпошлина.
Правовая характеристика специальных налоговых режимов: налогоплательщики; виды объектов налогообложения; порядок постановки на учет и снятия с учета объектов налогообложения; налоговая база; налоговые ставки; порядок и сроки исчисления и уплаты налога; налоговая декларация.
Полномочия органов местного самоуправления при установлении региональных и местных налогов .
Цель занятия: закрепить, углубить и расширить знания слушателей по теме «Правовая характеристика налогов, общих для физических и юридических лиц», полученные на лекции и в ходе самостоятельной подготовки; проверить степень усвоения программного материала.
Требования к знаниям и умениям
Знать: Основные тенденции современного законодательства о налогообложении юридических и физических лиц в России и за рубежом на федеральном и региональном уровне. Юридический состав налогов, взимаемых с юридических и физических лиц. Правовую характеристику специальных налоговых режимов.
Уметь: определять элементы юридического состава налога, работать с нормативным материалом, грамотно и аргументировано говорить, логически правильно выражать свои мысли, определять элементы юридического состава налога, работать с нормативным материалом, решать практические задачи сфере налогообложения, грамотно и аргументировано говорить, логически правильно выражать свои мысли, пользоваться программными продуктами с сайта www nalog.ru для заполнения и сдачи налоговой отчетности.
ПЛАН:
Опрос курсантов по вопросам
1. Правовая характеристика транспортного налога
2. Правовая характеристика земельного налога
3.Специальные налоговые режимы в российском налоговом законодательстве.
Решите задачи.
Задача №1.
Петров И.В. являясь собственником автомобиля «ВАЗ», (зарегистрированного в ГИБДД) по генеральной доверенности в мае 2014 г передал право управления автомобилем Зюзину А.Ф.
Какие правовые последствия влечет данная сделка?
Задача №2.
ООО «Пихта» с 2014 г. перешло на упрощенную систему налогообложения. В конце 2014 г. общество решило, что ему выгоднее будет вернуться на общий режим налогообложения.
Какие для этого действия и в какие сроки должно предпринять ООО «Пихта»?
НОУ СПО Чебоксарский кооперативный техникум
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине:
«Финансовое
и налоговое право»
на тему:
«Налоги,
взимаемые с физических лиц»
Выполнила:
студентка гр. П-084у
Соловьева В.В.
Проверил преподаватель:
Новикова С.И.
Чебоксары,
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Одним
из важнейших инструментов осуществления
экономической политики государства
всегда были и продолжают оставаться налоги.
Особенно наглядно это проявлялось в период
перехода от командно-административных
методов управления к рыночным отношениям,
когда в условиях сузившихся возможностей
государства оказывать воздействие на
экономические процессы, налоги становятся
реальным рычагом государственного регулирования
экономики. В связи с отменой большинства
местных налогов, актуальным становится
вопрос о дополнительном финансировании
местных бюджетов, по причине того, что
доля местных налогов и сборов слишком
мала, для самостоятельного функционирования
регионов на эти средства.
Российская
налоговая система включает в
себя достаточно большое число налогов
и различных других платежей на различных
уровнях: федеральном, региональном и
местном.
Государство
может воздействовать на ход экономической
жизни, лишь располагая определенными
денежными средствами. Их должны предоставить
все заинтересованные в выполнении
функций государства стороны - граждане
и юридические лица. Для этого
и существует система налогов, т.е. обязательных
платежей государству.
Налоги
возникли вместе с товарным производством,
разделением общества на классы и
появлением государства, которому требовались
средства на содержание армии, судов, чиновников
и другие нужды.
Изъятие
государством в свою пользу определенной
части валового внутреннего продукта
в виде обязательного взноса и есть
сущность налога.
Развитие
экономики напрямую зависит от
качества ее налоговой системы, от ее
возможности обеспечить экономический
рост и финансовую стабильность.
Цель
курсовой работы состоит в том, чтобы,
опираясь на теоретико-методологическую
основу, выявить особенности системы налогов,
взимаемых с физических лиц.
Поставленная
цель обуславливает решение следующих
задач:
- Раскрыть
понятие и признаки налогов.
Проанализировать сущность и функции налогов.
Дать характеристику отдельных видов налогов, взимаемых с физических лиц на примере НДФЛ и налога на имущество физлиц.
Глава 1. Общие положения налогового права
1.1. Понятие и признаки налогов
Любому
государству для осуществления
его деятельности необходимы определенные
финансовые средства, свой бюджет. При
формировании бюджета государство
использует различные источники
доходов, однако на сегодняшний день
человеческий опыт не знает более
эффективного способа собирания денежных
средств, чем налоги. В любом государстве
налоги составляют по сравнению с другими
источниками доходов большую часть бюджета.
В Российской Федерации, как правило, их
доля составляет 75%.
Социальное
значение налогов определяется выполняемыми
ими в обществе функциями. Долгое время
фискальная функция налогов (функция сбора
денежных средств) доминировала. Однако
в XX в. на первый план выходит регулирующая
функция: путем перераспределения денежных
средств, предоставления налоговых льгот
возможно стимулирование определенных
отраслей народного хозяйства, поддержка
наиболее слабых в материальном плане
слоев населения и др. С помощью налогов
возможно регулирование структуры потребления
и уровня доходов населения.
Налогам
присуща и контролирующая функция:
неуплата налогов может свидетельствовать
о неблагоприятном финансовом положении
хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения
возможен контроль за законностью получения
денежных средств гражданами и юридическими
лицами, контроль за рациональным и законным
использованием имущества.
Определить
понятие налога можно путем указания
на его признаки 1 .
1.
С точки зрения экономической
науки налоги есть особая форма
перераспределения имущества, узаконенное
нарушение отношений собственности.
Как же это необходимое насилие сообразуется
с тезисом о нерушимости, неприкосновенности
собственности? Снять это противоречие
призван такой институт, как парламент,
первой функцией которого исторически
являлось санкционирование, а позднее
установление налогов. С тех пор пользуется
признанием принцип, отраженный в конституциях
большинства государств, гласящий, что
только парламент правомочен устанавливать
налоги. Таким образом, законодательное
оформление является первым признаком
налога.
Однако
в некоторых государствах (обычно
небольших) допускается установление
налогов на референдуме, хотя мнение о
правомерности такого способа установления
налогов разделяется не всеми правоведами.
В Российской Федерации все налоги устанавливаются
НК РФ, а также федеральными законами и
законами субъектов Федерации, нормативными
актами органов местного самоуправления,
принятыми в соответствии с НК РФ.
В
связи с рассмотрением признака
законодательного установления налогов
представляется необходимым обсудить
вопрос о роли и значении подзаконных
актов, например инструкций Министерства
РФ по налогам и сборам как источников
налогового права. Понятно, что налоговая
система вряд ли сможет успешно функционировать
без подзаконных нормативных актов. Однако
зачастую ведомственные инструкции искажают
волю законодателя, устанавливают дополнительные
обязанности для налогоплательщиков.
Все это противоречит принципу законодательного
установления налогов, согласно которому
инструкции соответствующего министерства
могут лишь разъяснять различные вопросы,
связанные с налогообложением, устанавливать
наиболее целесообразные способы деятельности
органов по взиманию налогов, но не могут
изменять или дополнять налоговое законодательство
(ст. 4 НК РФ).
Данную
позицию подтвердил Высший Арбитражный
Суд РФ, указав 31 мая 1994 г., что инструкции
налогового ведомства не являются нормативными
актами и носят рекомендательный, методический
характер. Они могут применяться лишь
при условии соответствия закону. В соответствии
со ст. 4 НК РФ такие акты не относятся к
актам законодательства о налогах и сборах.
2.
Налоги взимаются государством без какого-либо
встречного предоставления с его стороны
лицу, уплачивающему налог.
Поэтому
можно говорить о другой черте
налога - это индивидуально- безвозмездные
платежи. Слово «индивидуально» в данном
случае необходимо, так как в широком смысле
средства, полученные с помощью налогов,
все равно преимущественно используются
на нужды общества, и в этом смысле налог
есть платеж возмездный. Данный признак
позволяет отличить налог от других платежей,
в частности от сборов, которые уплачиваются
за определенное встречное предоставление,
в виде совершения государственными или
муниципальными органами юридически значимых
действий. Тем не менее правовой режим
налогов и сборов в целом одинаков, что
позволяет их рассматривать как конкретизацию
понятия налога в широком смысле.
В
российском законодательстве различие
между налогом, пошлиной и сбором
проводится не всегда последовательно.
Зачастую налог называется сбором,
пошлиной (например, таможенная пошлина,
которая, по сути, является косвенным налогом). 2
3.
Налог является обязательным
платежом, что выражается в одностороннем
его установлении государством
и взимании при наличии объекта
налогообложения вне зависимости
от желания налогоплательщика.
Кроме того, его обязательность поддерживается
государственным принуждением, наличие
которого также необходимо для получения
полного представления о природе налога.
Ведь без угрозы применения государственного
принуждения налог превращается в добровольное
пожертвование.
Налог
не носит характер санкции за совершенное
правонарушение, не носит характер
наказания. Этот признак позволяет
отличить его от конфискации имущества,
штрафа.
1.2. Сущность и функции налогов
Функции
налогообложения - это проявление его
сущности и свойств. В первую очередь,
в налогах непосредственно реализуется
их социальное назначение как инструмента
стоимостного распределения и перераспределения
доходов государства.
На
практическом уровне налогообложение
выполняет несколько функций, в
каждой из которых реализуется то или
иное назначение налогов. Взаимодействуя
между собой, эти функции образуют систему.
Рассматривая
современную систему налогообложения,
разные авторы выделяют разные функции
налогов. К числу основных функций налогов
относятся: 3
- фискальная;
распределительная (социальная);
регулирующая;
контрольная;
поощрительная.
1. Фискальная функция
Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).
Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.
2. Распределительная функция
Распределительная (или как её ещё называют - перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.
3. Регулирующая функция
С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.
Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.
4. Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.
5. Поощрительная функция
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.
В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны. 4
Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. 5
Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.
Глава 2. Характеристика отдельных видов налогов взимаемых с физических лиц
2.1. НДФЛ
Плательщиками
налога на доходы физических лиц признаются
граждане, являющиеся налоговыми резидентами
РФ, а также физические лица, получающие
доходы от источников в Российской Федерации,
но не являющиеся резидентами РФ. Согласно
ст. 11 НК РФ резидентами являются те физические
лица, которые находятся на территории
России не менее 183 дней в году.Налоговым
периодом по налогу на доходы физических
лиц признается календарный год.
Объектом
налогообложения у физических лиц-резидентов
РФ является доход, полученный ими от источников
в России, а также за ее пределами. Для
нерезидентов РФ объектом налогообложения
признается доход, полученный на территории
России. Основными видами налогооблагаемых
доходов, представленных НК РФ являются: 6
- вознаграждение
за выполнение трудовых обязанностей,
за оказание услуг;
дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией;
страховые выплаты при наступлении страхового случая;
доходы, полученные от предоставления в аренду имущества;
доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг;
доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи.
При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, для которых установлены различные ставки.
Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НК РФ на установленные вычеты. О порядке предоставления налоговых вычетов будет сказано ниже.
Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров (работ, услуг), которые определены ст. 40 НК РФ, где сказано, что для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки. Пока доказано обратное, она считается рыночной. Этим правилом и следует руководствоваться при получении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) от организаций и индивидуальных предпринимателей. К доходам, полученным в натуральной форме, относится, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха и т. п.
Доходы в виде материальной выгоды означают: 7
- приобретение
товаров (работ, услуг) у взаимозависимых
организаций физических лиц по ценам более
низким по сравнению с ценами, по которым
обычно реализуются эти товары, работы
и услуги;
приобретение ценных бумаг по ценам ниже их рыночной стоимости;
экономию на процентах за пользование заемными средствами.
- выплату по
договорам добровольного долгосрочного
страхования жизни (на срок менее 5 лет),
если суммы страховых выплат превышают
суммы, внесенные физическими лицами,
на величину более ставки рефинансирования
ЦБ РФ на дату заключения договора;
доход, образующийся при досрочном расторжении договора страхования;
по договору добровольного имущественного страхования, если их величина при наступлении страхового случая приводит к получению дохода.
Отдельного рассмотрения требуют особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации. Если дивиденды получены от источников за пределами РФ и при этом действует договор об избежании двойного налогообложения между государствами, то налогоплательщик вправе уменьшить причитающуюся сумму налога на уже уплаченную сумму налога по месту нахождения источника дохода. При отсутствии такого договора сумма налога уплачивается без уменьшения. Если дивиденды выплачивает российская организация или действующее в РФ постоянное представительство иностранной организации, тогда данные организации исчисляют, удерживают и перечисляют налог.
Согласно ст. 217 НК РФ не являются объектом налогообложения 9:
государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;
государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;
вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;
алименты, получаемые налогоплательщиком;
суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями;
суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами;
работодателями налогоплательщикам, являющимся членами семьи своего умершего работника, или своему работнику в связи со смертью члена его семьи;
суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей, в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей;
стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;
доходы плательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства, как в натуральном, так и в переработанном виде;
доходы, не превышающие 2000 р., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на конкурсах и соревнованиях; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также возмещение стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача.
При определении размера налоговой базы в соответствии со ст. 218-221 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты или, иначе говоря, льготы. Группирование вычетов имеет смысловой характер, что делает методику исчисления налога более обоснованной и понятной для граждан. Налогоплательщикам, имеющим право на более чем один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, исключение составляет предоставление вычетов на детей.
Следует иметь в виду, что НДФЛ рассчитывается и удерживается без предоставления вычетов гражданам, не состоящим в штате данной организации, при выплате доходов в порядке оплаты труда в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера, дивидендов по акциям и иных доходов.
Начиная с 1 января 2001 г., согласно ст. 224 НК РФ, в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка 13 %. На иные виды доходов установлены ставки 6 (в 2005 г. - 9 %), 30 и 35 %. Ставка 6 (9) % применяется в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций - дивидендов. Ставка 35 % действует в отношении:
стоимости выигрышей и призов, получаемых в рекламных конкурсах и играх, превышающих 2000 р.;
суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенным на срок менее пяти лет, в том числе если эта сумма превышает внесенные налогоплательщиком страховые взносы, увеличенные на ставку рефинансирования ЦБ РФ (до 2001 г. по ставке 15 %);
процентов по вкладам в банках, если сумма процентов превышает сумму, рассчитываемую исходя из 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ по рублевым вкладам и 9 % годовых по валютным вкладам (до 2001 г. эти доходы облагались налогом по ставке 15 %);
и т.д.................
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году: у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации; у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации.
При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.
Налоговая ставка устанавливается в размере 13%. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:
Стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 ст. 217 НК;
Процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК;
Суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 ст. 212 НК.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:
В виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;
От осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной п.1 ст. 224 НК, процентная доля налоговой базы. Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с п. 4 ст. 210 НК исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. Сумма налога определяется в полных руб. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.
Налог на имущество физических лиц - местный налог, взимаемый на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 (ред. от 27.07.2010)"О налогах на имущество физических лиц".
Суммы налога зачисляются в местный бюджет по месту происхождения (регистрации) объекта обложения. Налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, расположенных в одном муниципальном образовании.
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Объектом налогообложения имущества физических лиц является имущество.
Закон предусматривает как полное, так и частичное освобождение граждан от налогов на имущество физических лиц.
Налог не уплачивается с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилых строений жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м. Транспортный налог -- налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств. На основании статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых, в соответствии с российским законодательством, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объект - это транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке, т.е. автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани и другие водные и воздушные транспортные средства.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного
Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют функции, свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством индивидуальной связи гражданина с государством или органами местного самоуправления, отражают его индивидуальную причастность к государственным и местным делам, позволяют ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам, дают основание для контроля за ними, а также ответственности государства и органов местного самоуправления перед налогоплательщиками. Разумеется, в таком аспекте можно рассматривать взаимоотношения и с организациями, однако именно с гражданами он проявляется особенно четко в силу своей непосредственной связи с ними.
В систему налогов с физических лиц по законодательству РФ входят: подоходный налог (с принятием НК РФ называется налогом на доходы физических лиц - НДФЛ); налоги на имущество; налоге имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Помимо них физические лица уплачивают целевые и общие с организациями налоги: земельный налог; налог с владельцев транспортных средств и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, другие налоги). Кроме того, с граждан в соответствующих случаях взимается значительное число разнообразных сборов, пошлин и других обязательных платежей, включенных в налоговую систему РФ.
В соответствии с НК РФ число налогов с физических лиц несколько сокращается, хотя из этого не вытекает обязательное уменьшение налогового бремени, т.е. общего размера суммы налоговых платежей. Последнее зависит от ставок и льгот по налогам, определения налоговой базы по объекту налогообложения и других факторов. В НК РФ, в частности, не упоминаются целевые налоги, подлежащие зачислению в дорожные фонды, называется лишь один - дорожный налог. Но основные налоги - НДФЛ и налог на имущество - сохранены. Переведен на уровень местного налог на наследование или дарение. Сохранены и пошлины (государственная и таможенная) и ряд сборов. Все они также распределены по трем территориальным уровням.
Налог на доходы физических лиц
НДФЛ - наиболее значительный и по суммам поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения. Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными сферами их деятельности.
НДФЛ исчисляется и уплачивается на основании гл. 23 ч. II НК РФ, принятой Федеральным законом от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми резидентами РФ.
К доходам от источников в Российской Федерации относятся:
P дивиденды и проценты, полученные от российской организации, а также проценты, полученные от российских индивидуальных предпринимателей и (или) иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
P страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
P доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав;
P доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации;
P доходы от реализации:
- - недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации,
- - акций или иных ценных бумаг в Российской Федерации, а также долей участия в уставном капитале организаций,
- - прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории Российской Федерации,
- - иного имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу;
P вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации;
P пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации;
P доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российской Федерации и (или) из Российской Федерации или в ее пределах;
P доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории Российской Федерации;
P выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
P иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
P от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
P от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые вычеты. В соответствии со ст. 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, получаемых физическими лицами (налоговыми резидентами и нерезидентами).
Доходы, не подлежащие налогообложению, не учитываются при определении налоговой базы в размерах, освобождаемых от налогообложения. Такой порядок освобождения от налогообложения отдельных видов доходов распространяется на соответствующие доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, а также физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Стандартные налоговые вычеты. В соответствии с подп. 1-3 п. 1 ст. 218 НК при определении размера налоговой базы, подлежащей налогообложению по ставке 13%, налогоплательщик имеет право на получение одного из следующих стандартных налоговых вычетов за каждый месяц налогового периода:
- o в размере 3000 руб. - инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы; военнослужащие и другие категории граждан, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или получившие инвалидность вследствие данной катастрофы; лица, непосредственно участвовавшие в ликвидации радиационных аварий на территории СССР и России;
- o в размере 500 руб. - Герои Советского Союза и Герои России, кавалеры орденов Славы трех степеней, участники Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР, инвалиды детства, а также инвалиды I и II групп и другие категории граждан;
- o в размере 400 руб. - все оставшиеся лица, доход которых, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) работодателем, не превысил 40 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40 000 руб., данный налоговый вычет не применяется.
Налогоплательщикам, имеющим право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.
Независимо от предоставления стандартного налогового вычета в размере 3000 руб., или 500 руб., или 400 руб. налогоплательщикам на основании подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка, находящегося на обеспечении у налогоплательщиков, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями. Вычет действует до месяца, в котором доход названных лиц, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 руб., налоговый вычет не применяется. Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Социальные налоговые вычеты. В ст. 219 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на уменьшение налоговой базы в отношении доходов, облагаемых налогом по ставке 13%, полученных в налогооблагаемом периоде, на суммы произведенных в этом же налоговом периоде расходов на цели благотворительности, обучения и лечения:
- 1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
- 2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.
Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения;
3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства РФ.
Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов;
4) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)), и (или) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)).
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению и (или) добровольному пенсионному страхованию;
5) в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с указанным Федеральным законом, либо при представлении налогоплательщиком справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом по поручению налогоплательщика, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Социальные налоговые вычеты, указанные в п. 2-5 (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. в налоговом периоде (максимальная величина социального налогового вычета). В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.
Социальные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Иной порядок предоставления социальных налоговых вычетов Налоговым кодексом не предусмотрен.
Имущественные налоговые вычеты. В ст. 220 ч. II Н К РФ предусмотрено право налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов по суммам, полученным от продажи (реализации) имущества, находившегося в его собственности, а также суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры и уплату процентов на погашение ипотечных кредитов, полученных в банках и израсходованных на новое строительство (приобретение) жилья:
- 1) в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в сумме, полученной в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающей 250 000 руб.;
- 2) в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них. Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим пунктом, не может превышать 2 000 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.
Имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
Профессиональные налоговые вычеты. Предоставление профессиональных налоговых вычетов предусмотрено ч. 2 ст. 221 НК РФ.
Профессиональные налоговые вычеты предоставляются при определении налоговой базы по доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%.
Право на получение профессиональных налоговых вычетов предоставляется налогоплательщикам - налоговым резидентам РФ в отношении следующих видов доходов:
P от осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
P от занятия частной практикой частными нотариусами, частными охранниками, частными детективами;
P от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера;
Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с их профессиональной деятельностью, профессиональный налоговый вычет производится:
P для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей - в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности;
P для налогоплательщиков, получающих авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, - в размере от 20 до 40% общей суммы начисленных доходов.
При исчислении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода производится суммирование расходов по всем совершенным сделкам (операциям, действиям) независимо от того, получен по каждой из них в отдельности доход или убыток.
Налоговые ставки :
- 1) налоговая ставка устанавливается в размере 13%, если иное не предусмотрено другими положениями гл. 23 НК РФ;
- 2) налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:
P стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, определенных в НК РФ (п. 28 ст. 217),
P процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не менее шести месяцев) и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте,
P суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения размеров, указанных в НК РФ (9% годовых по вкладам в иностранной валюте);
- 3) налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15%;
- 4) налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ;
- 5) налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.
Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных по различным ставкам. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Сумма налога определяется в полных рублях. Сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляются до полного рубля.
Налоговая база. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. Данные налоговые вычеты применяются для доходов, облагаемых по ставке 13%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.
Устранение двойного налогообложения. Фактически уплаченные налогоплательщиком, являющимся налоговым резидентом РФ, суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
Для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы Федеральной налоговой службы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Россия заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.