Задачи и функций логистической системы. Цели, задачи и функции логистической системой Обработка с помощью логистической функции
Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «сайт»! Сегодня мы поговорим про логистику — что это такое простыми словами, какие задачи и цели она имеет, а также приведем советы как выбрать логистическую компанию.
В современном мире вопрос грузоперевозок является неотъемлемой частью работы любого предприятия. Грамотно организованная доставка позволяет экономить ресурсы организации при ведении коммерческой деятельности. Пожалуй, нет такой сферы, где абсолютно не нужны подобные услуги. Эти и многие другие задачи решает правильно проводимая логистическая политика .
Современные ВУЗы подготавливают узких специалистов в этой области, а сама наука логистики раскрывает секреты успешного бизнеса и учит оптимизировать потоки материалов, средств и информации.
Из этой статьи Вы узнаете:
- Что такое логистика и какие у неё задачи;
- Какие виды логистики бывают;
- Как правильно выбирать транспортную компанию для сотрудничества;
- О специфике российской логистики и самой профессии логиста.
Данная статья будет полезна начинающим логистам , представителям бизнеса , которые хотят оптимизировать транспортный процесс, организовать логистический контроль внутри самого предприятия (например, бизнес по системе ), а также правильно выбрать партнёра для долгосрочной и выгодной работы в области доставок и экспедирования грузов.
Хотите ознакомиться с всеми тонкостями логистической науки? Тогда читайте об этом прямо сейчас!
Про логистику — что это такое и какие функции и задачи она имеет, как выбрать логистическую компанию и кто такой логист — читайте далее
🔔 Логистика — это моделирование , контроль и рационализирование процесса передачи товаров , услуг или информации от поставщика к потребителю . Ее можно оценить, как стратегическое управление процессом снабжения. Логистический контроль направлен на сокращение издержек при реализации или передачи материальных, финансовый и информационных потоков.
Логистическая структура может быть представлена следующими процессами:
- управление со стороны покупателя или потребителя, с целью минимизации издержек;
- управление со стороны поставщика, направленное на повышение прибыльности поставки.
Процесс логистического управления нельзя свести к одному какому-то постоянному действию, он включает в себя сразу несколько аспектов:
- оформление договоров;
- система управления запасами;
- схема доставки продукции;
- тесная сообщение с таможенными органами;
- мониторинг рыночного спроса;
- и прочее.
Для оптимизации данного процесса используются разнообразные модели логистики на различных этапах. Некоторые из таких моделей можно отнести к маркетингу, однако все они сводятся к конечной цели – повышению прибыльности коммерческой деятельности .
Логистика , как самостоятельная область, возникла в связи с рядом трудностей, связанных с доставкой грузов .
Существуют специализированные логистические организации, к которым обращаются предприниматели и юридические лица, не имеющие собственного отдела логистов.
Хотя, фактически логистика возникла достаточно давно. Даже во времена аграрного общества существовала международная торговля, а ее участники старались снизить затраты на перевозку грузов. В современных экономических условиях и промышленных масштабах производства, логистика вышла на новый уровень.
Затраты на логистику являются одной из крупнейших статей в определении себестоимости продукции.
2. Задачи, функции и цели логистики 📑
Предметом логистической науки выступает состояние материальных , финансовых или информационных ресурсов на различных уровнях в той или иной системе и оптимизация их потоков.
Целью логистики является увеличение эффективности экономической системы, с помощью управления логистическими процессами.
Среди задач логистики можно выделить:
- управление товарными потоками;
- развитие системы управления потоками товаров, услуг и информации;
- мониторинг рынка и выявление спроса на материалы и товары, прогнозирование будущей ситуации на рынке.
Логистика включает в себя следующие понятия:
Логистическая операция – операции, направленные на изменения материальных потоков или потоков услуг.
Логистическая система – это система планирования и осуществления всех логистических операций.
В современной науке логистические системы делятся на:
- прямые (устанавливают связь между поставщиком и потребителем);
- посреднические (включают как минимум одного дополнительного участника).
Материальный поток – объект логистических действий, который измеряется физическими показателями веса, размера и времени.
Функция логистики – направленные на повышение эффективности работы действия на том или ином этапе процесса логистики.
Среди них можно отметить:
- транспортные услуги;
- хранение продукции;
- закупка товаров;
- создание запасов.
Логистические издержки – траты, связанные с проведением и оформлением логистических операций. Они могут становиться составляющими сбытовых расходов или входить в себестоимость продукции.
Фактически, формирование системы логистики представляет собой балансирование производственных интересов и обеспечение ликвидности.
Эффективность работы логистической системы напрямую зависит от объемов имеющихся у организации запасов, что можно представить в виде сравнительной таблицы:
№ п/п | Показатель | Много запасов | Мало запасов |
1 | Логистические затраты | выше (-) | ниже (+) |
2 | Выгода от применения оборотного капитала | ниже (-) | выше (+) |
3 | Адаптивность к росту или снижению спроса по количеству | выше (+) | ниже (-) |
4 | Вероятность нарушения условий контракта | ниже (+) | выше (-) |
5 | Контроль за системой логистики | проще (+) | сложнее (-) |
6 | Адаптивность к росту или снижению ассортимента потребностей рынка | ниже (-) | выше (+) |
Из данной таблицы видно, что количество запасов предприятия определяет то, что работа системы логистики связана с количеством ресурсов предприятия.
3. Понятие и основные виды логистики — 7 самых популярных видов ✈🚚⛴
Процесс логистического управления включает в себя различные составные части, обеспечивающие оптимальные результаты работы данной системы. Исходя из этого, можно выделить несколько видов логистики.
1) Транспортная логистика (Логистика транспортных перевозок)
Определение наиболее выгодного маршрута движения средств, обеспечивающего передачу материальных ресурсов в нужном объеме и необходимые сроки из одной точки в другую, с целью дальнейшей переработки, перераспределения или потребления данных ресурсов.
2) Таможенная логистика
Осуществление контроля за материальным потоком, проходящим через государственные границы.
Таможенная логистика позволяет решить сразу несколько задач:
- осуществление самой перевозки груза;
- получение необходимых сертификатов на ввозимый товар;
- оформление таможенной документации;
- оценка стоимости, состояния и соответствия таможенным требованиям груза;
- сопровождение дальнейшего движения груза, прошедшего таможенную границу;
- обеспечение соответствия валютному законодательству.
Таможенная логистика обязует учитывать правовые таможенные требования и затраты, связанные с их выполнением.
3) Производственная логистика
Когда производственные ресурсы проходят несколько этапов внутри самого предприятия в процессе создания и переработки, необходимо установить контроль за этим процессом с целью его оптимизации.
Этим занимается производственная логистика, путем решения следующих задач:
- согласование графиков работ, производимых в различных подразделениях производства;
- соответствие сроков выполнения работ всеми подразделениями процессам закупки ресурсов и продажи продукции;
- выявление потребностей потребителей с целью эффективного планирования производственного процесса;
- быстрое реагирование на сбои в работе производства, его корректировка и контроль выполнения поставленных задач в заданные сроки.
4) Логистика запасов
Основной задачей логистики запасов является установление постоянного бесперебойного процесса производства и реализации продукта. Ее решение осуществляется путем контроля за имеющимися запасами товаров и ресурсов производства, с учетом рисков, сезонной специфики и постоянства поставок
5) Закупочная логистика (Логистика снабжения)
Осуществляет контроль движения материальных потоков, обеспечивающих процесс производства необходимыми ресурсами. Включает в себя снабжение производства, поставку материалов, их хранение до отпуска в производство.
Необходимость логистики снабжения обуславливается:
- Неслаженность процесса снабжения неизбежно влечет за собой простой в производстве. Необходимо контролировать закупки по количеству, качеству, организации поставок, целостности упаковки и ассортименту.
- Больше половины себестоимости производимого товара создается именно в процессе снабжения.
Для повышения и поддержания нужного уровня конкурентоспособности бизнеса организация логистики снабжения обязательна. Для этого производится постоянный контроль состояния рынка закупаемых материалов и определяется выгодность закупок или самостоятельного изготовления необходимого сырья.
6) Информационная логистика
Это направление логистики занимается контролем и координацией потоков данных, которые идут в дополнение к материальному. По отношению к самому предприятию такие потоки можно разделить на внутренние и внешние , а в рамках организации – горизонтальные и вертикальные .
Положения информационной логистики определяются внутренними распоряжениями о документообороте на предприятии.
В случаях десинхронизации материального и информационного движения, важно , чтобы информационный не шёл впереди материального.
При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.
7) Складская логистика
Данный вид логистики нацелен на контроль работы склада – приемка , хранение , выдача материалов . Также определяются такие вопросы, как оптимальное расположение складов и ведение складского учета, который напрямую влияет на оценку себестоимости продукции в бухгалтерии.
Складская логистика также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.
Логистическая компания — основные критерии как выбрать логист. компанию
4. Как выбрать логистическую компанию - ТОП-8 критериев выбора 📝
Российский рынок логистических услуг представлен множеством компаний. На нем нет монополий и высокая конкуренция, однако качество предоставляемых услуг не всегда должного уровня.
Есть несколько критериев , которыми следует пользоваться при выборе такой компании, даже в малоизученном регионе.
Критерий 1. Перевозчик обязательно должен иметь собственный автопарк, иначе это посредник, что повысит стоимость перевозки. Поинтересуйтесь у компании — имеет ли она хотя бы и намерено серьезно предоставлять услуги или компания предоставляет исключительно посреднические услуги.
Критерий 2. Компания-перевозчик обязательно должна обеспечивать гарантии. В договоре должно быть указано точное время доставки товара и время в пути.
Критерий 3. Если предприятие не имеет собственного автопарка или его недостаточно, использование услуг транспортных компаний необходимо. Но, даже при наличии своих средств перевозки имеет смысл оценить затраты, возможно доставка логистической компанией обойдется дешевле.
Дело в том, что те фирмы, которые специализируются на перевозках имеют больше возможностей в этой сфере за счет экономии затрат, путем формирования сборных грузов в одном направлении и преференций при оптовой закупке топлива, обслуживании транспортных средств и прочем.
Критерий 4. Страхование ответственности перевозчика – это важный аспект, позволяющий получить гарантии сохранности груза или возмещения ущерба при наступлении страхового случая.
Критерий 5. Необходимо сравнивать условия и стоимость сразу нескольких перевозчиков.
Критерий 6. Способность логистической фирмы работать с нестандартными заказами говорит о ее серьезности. Возможно заключение дополнительного соглашения на предоставление альтернативного транспорта, в случае экстренной потребности, само собой, что тариф при этом будет выше.
Критерий 7. Важно ознакомиться с отзывами о работе компании посредством интернета.
Критерий 8. Особое внимание нужно уделить при использовании дополнительных услуг таможенного брокера. Погрешности в оформлении документации могут существенно задерживать поставки.
5. Основные проблемы и особенности российской логистики 📊
В России обстановка в сфере логистики не самая благоприятная. Это обуславливается климатическими условиями, большими расстояниями, состоянием дорожного покрытия и техническими возможностями транспорта.
Транспортные расходы в РФ сильно превышают показатели в среднем по миру и составляют около 20% ВВП , это, в первую очередь, связано со спецификой действий РФ на международном рынке в качестве одного из крупнейших поставщиков сырья, а также территориальными размерами.
Россия имеет ряд проблем в сфере логистики:
- высокий уровень цен на складские и разгрузо-погрузочные услуги;
- скрытый характер многих затрат;
- неисполнительность сторон договора;
- нестабильная обстановка на рынке и неэффективное сбытовое планирование;
- плохая развитость транспортной инфраструктуры, ограничивающая экономический рост до предела 4% в год, в лучшем случае;
- ограниченное количество поставщиков;
- дефицит квалифицированных кадров и, как следствие, ошибочные логистические модели;
- сложные природные условия в большей части регионов.
В связи с кризисом, многие системы логистики сокращаются, что приводит к снижению рентабельности множества отраслей экономики страны. Однако, в условиях снижения конкуренции остаются более «крепкие» фирмы, способные поддержать соответствующий уровень предоставляемых логистических услуг и занять освобождающиеся ниши на рынке.
6. Кто предоставляет услуги логистики — обзор ТОП-5 компаний на российском рынке логистических услуг 📄
На российском рынке существует множество частных перевозчиков и крупных логистических компаний, способных представлять широкий спектр услуг и работающих по всей стране или большинству регионов.
1) Деловые линии
Наиболее крупная транспортно-логистическая компания в России. Работает по всей стране уже более 12 лет и предоставляет разнообразные услуги в сфере логистики:
- автомобильные, железнодорожные и авиаперевозки;
- перевозки отдельным транспортом;
- наличие филиалов и пунктов выдачи грузов в большинстве регионов России, Казахстана и Белоруссии;
- перевозки сборных грузов;
- наличие услуг по быстрой доставке грузов;
- возможность соблюдения температурного режима перевозки при помощи специализированного оборудования по специальному рейсу;
- возможность отслеживания груза и система оповещений;
В этой компании заботятся о спокойствии клиентов и контролируют качество обслуживания, предоставляются гарантии и страховые услуги
2) ПЭК
Данная компания работает на территории всей страны и имеет более 100 представительств, постоянно расширяясь.
Уже более 10 лет компания ПЭК повышает качество услуг и их разнообразие:
- адресная доставка груза и забор от клиента;
- система информирования клиентов о пересечении ключевых точек в пути следования;
- разнообразие упаковки перевозимого материала;
- погрузка и разгрузка доставляемых грузов.
3) Delko
Компания работает более 17 лет, имеет более 1000 единиц автотранспорта и осуществляет доставку любых грузов, весом до 20 т различными транспортными средствами по России и Казахстану:
- рефрижераторными полуприцепами (режим ±20C);
- полуприцепами с тентом — 90 м3;
- тентовыми полуприцепами 110 м3 (16,5 м, 40 паллет) с использованием коников.
4) TTG
Фирма работает около 5 лет по России и СНГ, осуществляя перевозки грузов от 0,5 до 20 тонн, и имеет более чем 5000 единиц различной техники, что позволяет быстро ставить на погрузку транспорт в любом регионе страны и так же оперативно находить замену при необходимости.
В электронной базе перевозчиков АТИ компания TTG имеет самый высокий рейтинг и несколько сотен положительных отзывов от клиентов. Компания удостоена премии «Гарант качества и надежности»-2014 и представляет свои услуги множеству крупных клиентов на постоянной основе
5) ДА-ТРАНС
Данная компания предоставляет как логистические, так и экспедиторские услуги в полном объеме. Перевозки осуществляются по всей территории РФ, включая Крымский полуостров, а также странам СНГ – Армения, Казахстан, Белоруссия. Есть возможность доставки «до двери» клиента. К перевозке принимаются грузы от 500 кг или 2м³ по объему и доставляются как отдельным транспортом, так и сборной машиной. Негабарит и грузы с требованием соблюдения режима температуры также принимаются в работу.
Специалисты компании оптимизируют маршруты следования груза, обладая полными данными о состоянии трассы, дорожно-ремонтных работах и пробках, что помогает снизить затраты на перевозку.
Расчет величины оплаты за перевозку в любом из направлений рассчитывается за 15 минут.
7. В чем отличие экспедиторской деятельности от логистики 📎
Экспедиторская деятельность является неотъемлемой частью работы логиста, но она ограничивается лишь координацией перемещения грузов, сопровождением и доставкой до места назначения.
Логистика же, сама по себе, более широкое понятие. Она подразумевает оптимизацию материальных и информационных потоков параллельно с экспедиторской деятельностью.
Полный объем услуг транспортной экспедиции включает в себя:
- забор груза, перевозку и доставку до места назначения
- погрузку и выгрузку товара;
- контроль оплаты перевозки;
- оформление необходимых документов;
- возможные услуги таможенного брокера;
- информирование сторон договора о маршруте и этапе перемещения груза
- и прочее.
То есть, экспедиторская деятельность – это лишь одна составная часть логистики.
8. Логистик — что это за профессия или кто такой логист 📄
Человек, занимающийся логистической деятельностью, именуется как «логист» (логистик) .
Логистик отвечает за оптимизацию потоков продуктовой реализации, посредством исполнения различных задач для рационализации и повышения эффективности следования материальных и информационных потоков в условиях ограниченного времени и конкретизации начального и конечного пункта.
Сферы работы специалиста (менеджера) по логистике следующие:
- перевозки, осуществляющиеся более чем одним транспортным средством, в рамках одного договора, называемые мультимодальными;
- экспедирование грузов;
- складское управление и контроль хранения материалов;
- контроль материально-технической базы;
- заполнение и предоставление необходимых таможенных документов;
- планирование и управление в рамках корпоративной логистики;
- обеспечение контроля над услугами, связанными с информационной, справочной и сервисной деятельностью;
- сбытовой контроль распределения товарно-материальных ценностей;
- прочее.
Преуспевающий логист обязательно должен освоить свободное использование компьютерных программ , таких как: 1С , Банк-клиент и прочие , а также уметь оперативно находить качественную и достоверную информацию, актуальную в данный момент.
Обязательным условием деятельности логиста является умение составлять прогнозы продаж, закупок и возможных транспортных затруднений, усваивать и применять данные статистики в ежедневной работе.
9. Заключение + видео по теме 🎥
Важность правильной организации доставки товаров при реализации, координирования закупочных процессов и контроль над складскими операциями, неоспорима. При этом, важно понимать какие именно услуги может предоставить логистическая фирма , а также чем должны заниматься логисты внутри предприятия.
Эффективность любого бизнеса напрямую зависит от издержек, в том числе на транспортные операции . Например, при ведении , важно понимать какая часть затрат придётся на доставку товара, так как, как правило, покупателям китайских «трендовых» товаров (обычно товары со стоимость около 10-20 $) приходится тратить треть стоимости на доставку.
В наше время российский рынок представлен широким выбором партнёров по транспортным перевозкам и ассортиментом предоставляемых услуг. Не менее важны гарантии, которые может обеспечить экспедитор.
Логистика, как отдельная отрасль бизнеса, появилась сравнительно недавно , однако уже прочно укрепилась на рынке. При этом существует множество ее видов и направлений, с которыми Вы уже ознакомились в статье.
Теперь Вы знаете, как важно правильно выбрать партнера для перевозок, какими умениями должен обладать логист и какие компании занимают топовые позиции на рынке логистических услуг.
Уважаемые читатели журнала «РичПро.ru», будем Вам благодарны, если поделитесь своими пожеланиями, опытом и замечаниями по теме публикации в комментариях ниже.
Понятие логистической функции
Определение 1
Логистической функцией принято называть совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой задач.
Логистические функции, осуществляемые на предприятии, зависят от его отраслевой и продуктовой специализации, корпоративной информационной системы, организационной структуры управления, конкурентной стратегии, логистической инфраструктуры. Выделение логистических функций прямо связано с обособлением на предприятии логистических структурных подразделений, отвечающих за управление снабжением, складированием, транспортировкой и др.
В литературе принято разделять множество логистических функций предприятия на три группы: базисные, ключевые и поддерживающие. Такая классификация весьма условна: перечень конкретных функций в каждой группе определяется спецификой логистических процессов и организацией службы логистики в определенной фирме. Классификация логистических функций на базисные, ключевые и поддерживающие сложилось исторически. Это связано с эволюцией бизнеса, становлением менеджмента, маркетинга и логистики в странах с развитой рыночной экономикой.
К базисным функциям логистики на предприятиях относят: снабжение, производство и сбыт. Данные функциональные области существуют на любом производственном предприятии и составляют основу существования логистической системы. Базисные логистические функции в логистической системе предприятия представлены на схеме (рис. 1).
Снабжение – логистическая функция управления процессами закупки сырья и материальных ресурсов, то есть управление логистикой предприятия «на входе».
Производство – это базисная логистическая функция, занимающая центральное место в компании, включает управление материальным и информационным потоком в рамках технологического процесса изготовления продукции или «внутренняя логистика».
Сбыт – логистическая функция, объединяющая процессы физического распределения готовой продукции, ее доведения до конечного потребителя, то есть управление логистикой «на выходе».
Ключевые логистические функции
Ключевые логистические функции возникают в каждой из базисных функциональных областей (снабжении, производстве, сбыте).
К ним относятся следующие:
- управление транспортировкой – управление процессом перемещения материального потока, включает задачи выбора вида транспорта, маршрута, перевозчика, задачи рациональной загрузки транспортного средства, расчета транспортно-логистических издержек и др.;
- управление запасами – деятельность по формированию и поддержанию запаса материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, включает расчет оптимального размера запаса, определение порядка размещения и хранения запаса на складах, формирование системы регулирования размера запаса и др.;
- управление выполнением заказов – деятельность, включающая подготовку заказа и его передачу, прием заказа и его учет, обработку заказа, комплектацию и упаковку на складе, организацию доставки его потребителю;
- поддержание стандартов качества – деятельность по оценке качества продукции и логистических процессов на всех стадиях движения материального потока, а также разработка мер повышения качества,
- информационная поддержка логистических процессов – управление сопутствующими потоками информации, обеспечение однозначности, гибкости своевременности информационных потоков.
Понятие логистики
Понятие логистики – управленческая деятельность по осуществлению операций закупки, снабжения, транспортировки и хранения товарно-материальных ценностей, включая материалы, готовую продукцию, сырье, инвентарь, технику и т.п.
Согласно данному определению, логистика направлена на оптимизацию расходов, связанных с поставками товарно-материальных ценностей (ТМЦ), рационализацию процессов производства, снабжения и хранения ТМЦ, необходимых для деятельности предприятия. Данные процессы могут осуществляться в рамках конкретного предприятия или группы предприятий, при этом в зависимости от специфики деятельности и перемещаемых ТМЦ могут применяться разные подходы к логистической деятельности.
Понятие логистики также включает в себя управление информацией и информационными потоками, непосредственно связанными с логистическими процессами, а также ряд управленческих действий в рамках общих финансовых потоков предприятия.
От понятия логистики нужно отличать логистическую систему, которая представляет собой комплекс действий разных участников процессов снабжения, транспортировки и хранения ТМЦ, такие действия организуются таким образом, чтобы достигалась цель и выполнялись задачи логистики.
Логистика , как особая экономическая деятельность, представляет собой сферу управления всеми видами потоков, которые имеют место в практике хозяйствующих субъектов.
Управление объектами, которые относятся к сфере логистики, основывается на разработке конкретных решений и их последующей реализации.
В соответствии с этим, сущность логистики проявляется в научной и хозяйственной деятельности.
Сущность логистики как науки заключается в разработке методологии, научного подхода и методов планирования, контроля и управления транспортировкой, складированием, распределением и другими материальными и нематериальными операциями, которые имеют место в деятельности экономических агентов. К сфере приложения научных методов логистики относятся операции по доставке сырья и материалов до производственного предприятия, перераспределению сырья, материалов, полуфабрикатов внутри предприятия, доставке готовой продукции до конечного потребителя, а также передача и обработка сопутствующей данным операциям информации.
Сущность логистики как особой сферы хозяйственной деятельности заключается в управлении транспортировкой, складированием и распределением сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции в рамках экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Таким образом, логистика охватывает весь хозяйственный процесс, начиная от первичного источника сырья для производственной деятельности, заканчивая распределением готовой продукции в целях доведения ее до конечного потребителя, а также обработку информации, связанной с логистическими операциями.
Значение логистики, как экономической деятельности по управлению, в первую очередь, материальными потоками хозяйствующих организаций, обусловлено потребностями социально-экономического развития и экономики в целом, которые напрямую связаны с ростом объемов грузоперевозок различными видами транспорта и множеством направлений движения сырья и готовой продукции между субъектами экономической системы.
Таким образом, в современных условиях, сущность логистики проявляется в рационализации управления материальными потоками и основана на следующих положениях.
Характеристика |
||
---|---|---|
Системный подход |
В логистике необходима реализация системного подхода, так как максимальный эффект можно получить только в случае оптимизации материального потока на всем его протяжении от источника сырья до конечного потребителя. |
|
Учет издержек |
Требуется учет всех логистических издержек на всем протяжении материального потока в целях анализа и последующей оптимизации затрат транспортировку, складирование и распределение |
|
Уровень развития |
Уровень научно-технического развития позволяет хозяйствующим субъектам использовать в логистике оборудование, предназначенное для конкретных задач, вместо универсального. |
|
Производительность труда |
Развитие технологических процессов и улучшение условий труда способствуют повышению производительности труда в областях деятельности, сопряженных с логистическими процессами. |
|
Адаптация |
Способность к адаптации системы логистики отдельного хозяйствующего субъекта позволяет учитывать меняющиеся рыночные условия, изменения спроса и влияние факторов среды предприятия. |
Таким образом, можно сделать объективный вывод, что логистика позволяет хозяйствующим субъектам использовать научно обоснованную методологию управления материальными потоками, решая при этом комплекс задач, связанных с движением ресурсов и готовой продукции.
Цель и задачи логистики
Основной целью логистики является достижение максимальной эффективности материальных потоков при минимальных затратах на транспортные, складские и распределительные операции на основе создания рациональной логистической системы.
В соответствии с данной целью можно выделить основные и частные задачи логистики .
Основные задачи логистики связаны с организацией регулирования материальных потоков и сводятся к аспектам управленческой деятельности. Частные задачи логистики связаны с конкретными действиями в данной области.
Основные задачи логистики |
Частные задачи логистики |
---|---|
|
|
Заключаются в определенных действиях, которые априори направлены на разработку и планирование рационального материального потока. В соответствии с этим логистика выполняет 4 функции:
- системообразующая
- интегрирующая
- регулирующая
- результирующая
Системообразующая функция логистики заключается в организации логистических систем, ориентированных на рациональное, действенное и целевое управление ресурсами хозяйствующего субъекта. Также к данной функции относится координация действий внутренних подразделений предприятия и других предприятий, являющихся участниками материального потока, начиная от поставщика сырья для производственного процесса, заканчивая оптовыми и розничными торговцами, обеспечивающих распределение готовой продукции.
Интегрирующая функция логистики напрямую связана с системообразующей функцией и заключается в обеспечении синхронной работы отдела снабжения, склада, отдела сбыта предприятия с внешними поставщиками ресурсов и посредниками по сбыту готовой продукции. Следует учитывать, что реализация данной функции невозможна без достижения координации и согласованности действий всех участников материального потока в рамках системообразующей функции логистики.
Регулирующая функция логистики состоит в эффективном управлении материальными, финансовыми и информационными потоками в целях обеспечения экономически рационального производственного процесса посредством контроля и воздействия на логистическую систему предприятия.
Результирующая функция логистики направлена на сокращение затрат, обеспечение рационального материального потока, организацию своевременной доставки ресурсов для производственного процесса и распределения готовой продукции. Данная функция определяет эффективность логистики на предприятии на основе полученного конечного результата от организации поставок сырья и распределения готовой продукции.
Функции логистики обеспечивают координацию производства и распределения.
Координация производства посредством функций логистики сводится к определению материальных и финансовых потребностей производственного процесса на предприятии, оценке потребностей потребителей в производимой продукции и обеспечении такого уровня производства продукции, который будет востребован рынком.
Координация распределения, благодаря функциям логистики, позволяет организовать и осуществлять контроль потоков готовой продукции от предприятия к потребителям напрямую или через оптовых и розничных торговцев в зависимости от уровня канала распределения.
- На операционном уровне функции логистики служат основой управления движением материальных ценностей, начиная от этапа снабжения производства и заканчивая распределением готовой продукции.
- В рамках снабжения производственной деятельности функции логистики сосредоточены в области управления движением сырья, материалов и полуфабрикатов от поставщиков на склад предприятия, а также в области управления их движением со склада предприятия непосредственно к месту их использования в производстве.
- В рамках производственного процесса функции логистики отвечают за перемещение сырья, материалов и полуфабрикатов между этапами производства, а также отправку готовой продукции на склад предприятия или непосредственно в распределительную систему для последующего сбыта конечным потребителям на целевом рынке.
- В рамках распределения готовой продукции функции логистики сводятся к управлению материальными потоками готовой продукции в процессе ее движения от предприятия к торговому хранилищу и к конечному потребителю.
Роль логистики в современных условиях
Таким образом, можно судить о том, что роль логистики заключается в оперативном планировании графика поставок сырья, материалов и полуфабрикатов для производственных нужд, определении рационального уровня запасов готовой продукции и планирование ее сбыта в соответствии с рыночным спросом.
В современных условиях логистика занимает особое место в управлении экономической деятельностью хозяйствующего субъекта и имеет приоритетное значение для многономенклатурных предприятий, территориально распределенных компаний, вертикально и горизонтально интегрированных холдингов и других организаций, которым необходимо иметь единую снабженческую, производственную и сбытовую систему. Подход к управлению и распределению материальных потоков на основе функциональной логистической системы широко применяется и используется в различных отраслях экономики. При этом для крупных предприятий наличие отдела логистики является безусловным фактором эффективного управления производственно-коммерческой деятельностью и дальнейшего развития. Логистика интегрируется в систему управления предприятия таким образом, чтобы обеспечить рациональное управление производством и распределением готовой продукции на всех уровнях в соответствии функциями и задачами логистики. Вместе с тем, на разных этапах своего развития предприятие постоянно наращивает производственные мощности и увеличивает материальные активы, что неизменно ведет к усложнению структуры материального потока, обуславливая необходимость непрерывного совершенствования логистики на предприятии.
В современных условиях невозможно игнорировать значимость логистики, учитывая, что ее функции охватывают весь производственно-сбытовой процесс на предприятии, начиная от снабжения производства сырьем, материалами и полуфабрикатами и заканчивая распределением готовой продукции, а задачи охватывают не только сферу движения материальных ресурсов, но и производственные аспекты деятельности предприятия. Вместе с тем, логистика позволяет выработать и реализовать меры по перераспределению материальных, финансовых, информационных и транспортных потоков, как внутри предприятия, так и вне его в рамках каналов снабжения и распределения. Благодаря этому на предприятии достигается максимальная эффективность потоков при минимальных затратах на логистические операции на основе рационального подхода, являющегося основой логистики.
Литература
- Аникин Б.А. Логистика. – М.: Инфра-М, 2012.
- Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика. – М.: Проспект, 2013.
- Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. – М.: Вильямс, 2009.
- Дыбская В.В., Зайцев Е.И., Сергеев В.И., Стерлигова А.Н. Логистика, курс MBA. – М.: Эксмо, 2013.
- Панасенко Е.В. Логистика. Персонал, технологии, практика. – Вологда: Инфра-Инженерия, 2011.
- Проценко О.Д., Проценко И.О. Логистика и управление цепями поставок – взгляд в будущее. – М.: изд-во РАНХиГС, 2012.
- Уваров С.А. Логистика. – М.: Юрайт, 2012.
1. Логистические операции и функции
логистический склад материальный
Одними из фундаментальных понятий логистики являются понятия логистических операций и функций.
Логистической операцией - называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию параметров материальных и / или связанных с ними информационных, финансовых, сервисных потоков, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы.
Материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками.
Для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относятся к логистическим операциям.
В целом логистические операции определяют как совокупность действий, направленных на преобразование материального и / или информационного потока.
К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести:
) погрузку;
) транспортировку;
) разгрузку;
) комплектацию;
) складирование;
) упаковку и другие операции.
Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.
Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двухсторонние.
Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.
Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, т.е. операции, выполняемые в процессе «общения логистической системы с внешним миром», относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды, в первую очередь, сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.
Логистической функцией - называется обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности, управления логистическим процессом и степени управляемости логистикой организации бизнеса.
В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - задачи прогнозирования спроса и производства, а следовательно, и объема перевозок; определения оптимальных объемов и направлений материальных потоков; организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи.
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами.
При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:
) транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
) предприятия оптовой торговли;
) коммерческо-посреднические организации;
) предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.
Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения.
Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
Каждая из функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т.е. формирование связей между элементами макрологистнческих систем.
2. Выбор местоположения склада
Проблема определения местоположения каждого склада неразрывно связана с решением вопроса определения числа складов и размещения складской сети. Решение по оптимальному размещению складов в сети должно стать результатом исследования и расчетов, где решающее значение имеет эффективность функционирования склада и его экономическая целесообразность в процессе дальнейшей эксплуатации.
Географическое месторасположение склада оказывает существенное воздействие на уровень расходов по транспортировке (на склад, со склада), складированию грузов, а значит, на уровень и стоимость логистических услуг, предлагаемых покупателям.
Рассмотрим факторы, влияющие на выбор мест по размещению складов:
близость к рынкам сбыта или снабжения в зависимости от принятой стратегии;
наличие конкурентов на рынке сбыта;
уровень жизни населения (покупательская способность относительно товарных позиций, реализуемых компанией) в потенциальных регионах сбыта;
наличие трудовых ресурсов (потенциальных сотрудников складского хозяйства);
заработная плата (средний уровень заработной платы
складского персонала, принятой в данном регионе);
наличие земельных участков для размещения потребных мощностей в регионах и их стоимость;
транспортные коммуникации (близость к федеральным или региональным магистралям, возможность строительства железнодорожных веток или подъездных путей и т.п.);
налоги, финансирование в регионе;
разрешение экологической службы на создание склада.
Большинство компаний при выборе места расположения склада используют последовательность действий, которая применима также и при определении местоположения производственных мощностей:
Управление компании принимает решение о необходимости поиска места (или площади) для склада. Это решение должно основываться на тщательном изучении доходов и расходов с учетом добавления новых мощностей при
перемещении существующих мощностей в логистической системе.
Изучается и подготавливается базисная информация о предполагаемых мощностях, включая необходимую емкость склада, характеристики хранимой продукции, потребность в рабочем персонале, в инфраструктуре, включая и транспортные потребности, и т.д.
Группа разработчиков-проектировщиков занимается изучением вопросов, связанных с местоположением и оказывающих влияние на проект объекта (география местности, топография участка).
Подготавливается перечень основных требований к предполагаемому месту размещения склада. При выборе местоположения района застройки все возможные варианты рассматриваются с учетом разработанного списка требований, что существенно сокращает число вариантов. Оставшиеся допустимые варианты анализируются более детально. Отобранные в результате изучения данные уточняются непосредственно на месте. При посещении предполагаемого района застройки собирается дополнительная информация о социальном уровне населения, существующей культуре обслуживания, традициях, спросе населения и т.д. На базе полученной информации выбирается желательное местоположение строительных площадок.
Альтернативный выбор осуществляется из числа рекомендуемых участков застройки под складское хозяйство высшим руководством компании.
Следует иметь в виду, что задача размещения складской сети, как и любая логистическая задача, является оптимизационной. Поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складов, и их эксплуатация, связаны со значительными капиталовложениями, а с другой стороны, увеличение складов и складской сети должно обеспечить сокращение издержек обращения за счет приближения к своим клиентам.
Задачи, связанные с размещением одного или нескольких складов, решаются с помощью различных математических моделей. Но чем больше складов в складской сети, тем сложнее задача.
В некоторых случаях в своих поисках компании прибегают к компьютерному моделированию. Компьютеризированные модели размещения можно разделить на четыре категории:
планарные модели;
модели складирования;
сетевые модели;
модели дискретного или смешено-целочисленного программирования.
Расположение складов независимо от выбора моделей начинается с разработки стратегии размещения складской сети. Еще Эдгар Гувер разработал ставшую традиционной систему размещения складов (типизацию стратегий позиционирования):
в местах сбыта (позиционирование относительно
в местах производства (позиционирование относительно продукта);
промежуточное размещение (промежуточное позиционирование).
Классическая систематизация стратегий размещения складов была предложена в начале 20 в., когда еще не существовало рынка логистических посредников. Для компаний, работающих в этой нише бизнеса, ни одна из рассмотренных стратегий не может быть применена напрямую. Для логистических посредников главным правилом при размещении складов является приближение к рынку потенциальных клиентов любой сферы бизнеса (производство, торговля, сфера услуг, включая гостиницы и рестораны, и даже сфера шоу-бизнеса). вот почему создавая склады, провайдеры логистических услуг выбирают для их размещения самые крупные региональные центры, где сосредоточены основные бизнес-структуры, где высокая плотность населения и значительный покупательский спрос, в первую очередь это столичные центры и города с миллионным населением.
Определение местоположения (дислокации) складов в определенной территориальной зоне является одной из основных задач, решаемых в процессе синтеза складской системы. Ее решают вместе с задачей построения самой системы распределения. Как правило, при этом используют компьютеры и применяют метод оптимального программирования (линейное, нелинейное, динамическое) методы имитационного моделирования, операционное исчисление, теорию графов и т.п.
При определении числа и оптимальной дислокации складов компаниям, особенно предприятиям оптовой торговли и сетевой розницы, обычно требуется большой объем исходной информации, которая включает:
перечень всей продукции и ассортиментных наборов,
хранимых и обрабатываемых на складе;
дислокацию основной массы покупателей, точек хранения, источников пополнения товарных запасов склада (или поставщиков торговой фирмы);
спрос на каждую единицу продукции (ассортимент) от определенной территориальной группы потребителей;
транспортные тарифы (издержки);
длительность доставки, транзита, цикла заказа, логистического цикла;
затраты или тарифы на складирование;
затраты на закупку товарных партий;
размеры грузовых отправок по каждой позиции номенклатуры продукции и смешанных отправок;
уровни хранимых запасов по местам дислокации складов, способы контроля и пополнения запасов;
затраты, связанные с процедурами заказов;
уровень потребительского логистического сервиса;
потребные инвестиции в строительство (реконструкцию, аренду) склада;
возможное складское технологическое оборудование и ограничения по размерам, мощности, весу;
возможных партнеров по распределению и разделение складских функций между ними и т.д.
3. Понятие логистической системы, ее элементы
Как и для многих других основных понятий логистики, устоявшегося определения логистической системы нет.
Наиболее распространенное в отечественной литературе определение гласит: «Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой».
В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Зарубежные ученые и специалисты в области логистики чаще используют понятие «Логистическая цепь / цепь поставок», а логистическую систему трактуют как процесс «планирования и координации всех аспектов физического движения материалов, компонентов и готовой продукции для минимизации общих затрат и обеспечения желаемого уровня сервиса».
С позиций системного подхода к организации бизнеса можно дать следующее определение.
Логистическая система - это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных / функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением корпоративной стратегии организации бизнеса.
Использование понятие «логистическая сеть» позволяет дать более короткое определение.
Логистическая система - совокупность логистической сети и системы администрирования, формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии (тактики).
Логистические системы управления, как и любая система, в реальности могут находиться на различных стадиях развития и отличаться степенью полноты охвата различных компонентов производства и сбыта.
Данные, опубликованные в зарубежной печати, касающиеся опыта применения логистических систем управления в ряде компаний ведущих промышленных стран, позволяют считать, что для этих систем управления характерны четыре уровня развития или четыре степени полноты охвата компонентов производственно-сбытовой системы.
Для логистических систем первой степени полноты охвата компонентов характерно выполнение функций организации складирования продукции, готовой к отправлению, и ее транспортировки к потребителям. Такая система обеспечивает демпфирование на выходе путем правильного и своевременного реагирования на ежедневные пики и колебания в заявках потребителей и непредвиденные задержки при доставке продукции в процессе удовлетворения этих заявок.
Для логистических систем второй степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции до выходов собственно производства. Подобные системы наряду с охватом системы транспортировки продукции к потребителям и складов готовой к отправлению продукции, что свойственно системам первой степени полноты, охватывают также внутризаводские склады готовой продукции. В функции таких систем входят обработка заказов, обслуживание потребителей, хранение готовой продукции на предприятии и управление внутризаводскими запасами готовой продукции.
Для логистических систем третьей степени полноты охвата компонентов характерно распространение их компетенции дополнительно (по сравнению с системами второй степени полноты охвата компонентов) на входные склады, систему доставки исходных материалов, сферу закупок и снабжение, а также на движение материалов во время производственного процесса. В соответствии с этой расширенной компетенцией такие системы, дополнительно к рассмотренным ранее, выполняют функции управления закупкой и доставкой сырья и комплектующих, управление запасами сырья и комплектующих, а также уровнем незавершенного производства. Логистическое управление системами третьего уровня заключается в генерировании упреждающих воздействий, а не ограничивается адекватным реагированием на спонтанные отклонения.
Наконец, логистические системы четвертой степени полноты охвата компонентов распространяют свою компетенцию на все элементы и стадии производственно-сбытового процесса, включая планирование и управление собственно производством. Это позволяет объединить результаты маркетинговых исследований с операциями планирования, производства, снабжения и финансов. Логистическое управление базируется на принципе интеграции и идее экономических компромиссов.
Логистическая система обладает определяющими свойствами, характерными для любой системы, но конкретизированными применительно к задачам логистики.
Целостность и членимость. Элементы логистической системы должны работать как единое целое для реализации потенциальной способности к объединению и совместной работе.
Взаимосвязанность элементов. Между элементами логистической системы существует вполне определенные связи как организационного (в том числе договорного) характера, так и технологические и производственные, более значимые, чем элементы, оказавшиеся вне этой системы.
Организованность совокупности элементов. Потенциальные возможности элементов логистической системы образовывать взаимосвязи и объединяться в единое целое воплощаются в реальной системе, если к этим элементам будут применены определенные организующие воздействия, направленные на достижение целостности.
Интегративные качества. Это свойство заключается в том, что логистическая система, как единое целое, проявляет качества, которыми элементы материальных и информационных потоков, объединяемых в логистическую систему, по отдельности не обладают. Для этого свойства есть емкое выражение: эффект суммы превышает сумму эффектов.
Сложность. Сложность логистической системы характеризуется такими основными признаками, как наличие большого числа элементов (звеньев); многофакторный характер взаимодействия между отдельными элементами; содержание функций, выполняемых системой; структура организованного управления; воздействие на систему неопределенного числа стохастических факторов внешней среды.
Иерархичность. Подчиненность элементов более низкого уровня (порядка, ранга) элементам более высокого уровня, что касается линейного или функционального логистического управления.
Эмерджентность (целостность). Свойство системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемое только логистической системой в целом, а не отдельными ее звеньями или подсистемами.
Структурированность. Предполагает наличие определенной организации структуры логистической системы, состоящей из взаимосвязанных объектов и субъектов управления и обеспечивающих ее декомпозицию.
Для логистических систем важным фактором, является способность быстро реагировать на изменения рынка, а также учитывать различные изменения внешней среды. К этим изменениям внешней среды могут относиться изменения спроса и предложения на товары и услуги, поломка оборудования, изменение автомобильных и ж/д тарифов, ввод или вывод из строя тех или иных транспортных каналов, изменения ставок по кредитам.
Ввиду таких особенностей все элементы логистических систем представляют собой единую систему, имеющую обратную связь и гибко реагирующую на все происходящее.
Характер выполняемых логистических операций изменяется по ходу функционирования системы под воздействием изменяющихся внешних условий.
Логистические системы для целей исследования и проектирования подразделяются на подсистемы, звенья и элементы.
Подсистемой логистической системы называется выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и / или управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании.
Выделение функциональных подсистем напрямую связано с функциональными сферами (областями) логистики и вызвано необходимостью повышения степени управляемости логистическим процессом в снабжении (закупках), производстве и распределении (дистрибуции), а также задачами логистической координации и интеграции.
Выделяются два основных комплекса подсистем: функциональный и обеспечивающий. Функциональный комплекс соответственно управляет основными логистическими функциями (транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, запасами и т.д.) в снабжении, производстве и распределении. Поэтому выделяются подсистемы: дистрибуции (сбыта / распределения); поддержки производственных процессов; снабжения (управления закупками).
Обеспечивающий комплекс традиционно включает организационно-экономическую, правовую и информационно-компьютерную поддержку, экологическое и эргономическое обеспечение логистики.
Звеном логистической системы называется некоторый экономически и / или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или синтеза логистической системы и выполняющий локальную целевую функцию. В качестве звеньев логистической системы могут выступать предприятия-поставщики, производственные предприятия и их подразделения, сбытовые предприятия, торговые и посреднические организации, транспортные предприятия и банки и т.п.
Реальными звеньями, из которых может состоять логистическая система, являются:
различные формы собственности и организационно-правовые формы;
различия в производственной мощности, уровне концентрации производства, используемом технологическом оборудовании, потребляемых ресурсах;
рассредоточенность технических средств и трудовых ресурсов на большой территории;
экстерриториальность и высокая мобильность средств транспорта;
зависимость результатов деятельности от большого числа внешних факторов и смежных звеньев;
Звенья логистической системы могут быть трех основных типов: генерирующие, преобразующие и поглощающие материальные и сопутствующие им информационные и финансовые потоки. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых указанные три основные типа звеньев комбинируются в различных сочетаниях. В звеньях логистической системы материальные (информационные, финансовые) потоки могут сходиться, разветвляться, дробиться, изменять свое содержание, параметры, интенсивность и т.п.
Выделение звена логистической системы в большинстве случаев связано с наличием в организационной структуре управления функционально-обособленных по отношению к основным и сопутствующим потокам подразделений, а также партнеров и контрагентов в организации логистики компании. Партнеры и контрагенты образуют так называемые «три стороны» в логистике фирмы, причем компанию, которая формирует логистическую систему, иногда называют интегральной компанией или «хозяином» логистического процесса.
Для промышленного или торгового предприятия эти три стороны следующие:
первая сторона - поставщики материальных ресурсов и готовой продукции;
вторая сторона - потребители готовой продукции;
третья сторона - логистические посредники.
В подавляющем большинстве случаев представитель «третьей стороны» в логистике является хозяйствующим субъектом и участником рыночных отношений. В понятия «первая сторона» и «вторая сторона» могут входить поставщики и потребители разных уровней вплоть до поставщиков исходного сырья и конечных потребителей.
Особенностями конкретных звеньев логистической системы, существенно влияющими на процесс ее формирования, являются:
форма собственности и организационно-правовая форма;
различия в характере и целях функционирования;
различная мощность и концентрация капитала, технологическое оборудование, ресурсы;
рассредоточение инфраструктуры, трудовых, материальных и других ресурсов на большой территории;
Элемент логистической системы - неделимая в рамках поставленной задачи управления или проектирования часть звена логистической системы (подсистемы).
Выделение элемента определяется низшим уровнем декомпозиции логистической системы и вызвано необходимостью обособления операции или их совокупности с целью оптимизации ресурсов, построения модели предприятия или его структурных подразделений, моделирования бизнес-процессов, закрепления за операцией конкретного исполнителя или технического устройства (например, автоматизированного рабочего места), формирования системы учета, контроля и мониторинга логистического плана.
Элементы (звенья) логистической системы в определенной упорядоченности составляют логистическую цепь (цепь поставок).
Эти понятия четко не разграничены, а иногда термины «логистическая система», «логистическая сеть», «логистическая цепь» и «цепь поставок» применяются как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике.
В словаре АNNЕX цепь поставок определяется как «объединение всех видов бизнес-процессов (проектирование, производство, продажи, сервис, закупки, дистрибьюция, управление ресурсами, поддерживающие функции), необходимых для удовлетворения спроса на продукцию или сервис - от начального момента получения исходного сырья или информации до доставки конечному потребителю.
В этом определении цепь поставок трактуется как интеграция основных логистических функций от начала зарождения информации или сервиса в соответствии с требованиями конечных потребителей.
В терминологическом словаре АРIСS приводятся две трактовки цепи поставок:
процесс от приобретения готовой продукции, связанный компаниями: поставщик - потребитель;
функции внутри и вне компании, необходимые в цепи добавленной стоимости для поставки продукции и сервиса потребителя.
Как видно из приведенных выше определений, акцент при рассмотрении логистической цепи (цепи поставок) в качестве объекта исследования или управления сделан на том, что цепь - это взаимосвязанная последовательность пар звеньев (подразделений компании и / или ее логистических партнеров) - «поставщик - потребитель», по которой товар доставляется конечному потребителю, организованная таким образом, чтобы выполнялась заданная цель. При этом не накладывается никаких условий на линейную упорядоченность звеньев логистической цепи.
В терминологическом словаре А.Н. Родникова указывается: логистическая цепь - это линейно-упорядоченное множество физических и / или юридических лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении конкретной партии продукции до потребителя.
Другие отечественные исследователи в области логистики дают следующее определение: логистическая цепь - это множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и / или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.
В связи с этим логистические цепи обычно проектируют внутри самостоятельной функциональной области логистики. При этом логистическая цепь в области снабжения связывает отдельного поставщика с центральной компанией; в области производства - могут рассматриваться как набор внутрипроизводственных звеньев логистической системы, проводящих потоки материальных ресурсов и готовой продукции до складов готовой продукции предприятия-изготовителя; в области распределения - связывает производителя / поставщика готовой продукции с конечной точкой продаж.
При этом для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования логистической цепи является заказ потребителя.
В логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются такие главные звенья, как закупка и поставка материалов, сырья и полуфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распределение, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребление готовой продукции. Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, которые в совокупности образуют материальную основу логистики: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система охватывает и кадры, т.е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции и осуществляют руководство системой в целом.
Формирование логистической цепи может осуществляться целенаправленно путем юридического слияния и поглощения фирм. Формирование такой цепи может происходить также путем добровольного сотрудничества различных служб, подразделений и фирм, что соответствующим образом юридически и организационно оформляется.
Логистические цепи стремятся создавать с соблюдением модульного принципа в управлении. При этом учитываются два, казалось бы, взаимоисключающих принципа: сотрудничества и кооперации, с одной стороны, и конкуренции - с другой. Здесь возникает возможность использовать свободные ресурсы участников логистической цепи для того, чтобы сглаживать колебания условий внешней среды. Гибкость образующейся логистической цепи позволяет специальными разовыми поставками (через созданную при этом сеть каналов распределения и транспортировки) сглаживать пики потребления. Неизбежные риски при этом существенно снижаются.
Информационные связи между отдельными элементами логистической цепи реализуются с помощью совокупности современных средств обработки и передачи информации. Обычно это компьютеризированные системы сбора и обработки информации. Для их построения используют локальные вычислительные сети, в которых обеспечиваются сквозная передача и обработка информации и двусторонний выход на внешние сети.
Построение и исследование логистических цепей, сформированных по информационным и финансовым потокам, имеет большое практическое значение, так как движение материальных ресурсов и готовой продукции несинхронно, т.е. не совпадает с относящимися к ним потоками информации и денежных средств. Например, информация о том, что товар отгружен и находится в пути, приходит покупателю раньше самого товара. Момент купли-продажи товаров и логистических услуг обычно оторван от момента получения товара или услуги (например, при предоплате). Кроме несовпадения по времени, исследуемые потоки оторваны и отделены в пространстве. Проблемы, возникающие из-за неизоморфности потоков, значительно осложняют принятие эффективных логистических решений и требуют постоянного внимания.
Исходя из потребностей управления логистические системы можно классифицировать по следующим признакам:
объект управления;
отраслевая специализация компании;
сектор (платформа) бизнеса;
уровень бизнеса (концентрация капитала и мощности фирмы).
Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.
Микрологистические системы. Относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например к фирме-производителю товара (ассортимента товаров), и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства или снабжения и сбыта. Соответственно различают внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные микрологистические системы.
Внутрипроизводственные логистические системы оптимизируют управление материальными потоками в пределах технологического цикла производства продукции. Если задана программа выпуска готовой продукции (производственное расписание), то основными задачами внутрипроизводственной логистической системы являются: эффективное использование материальных ресурсов, уменьшение запасов материальных ресурсов и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, контроль и управление уровнем запасов материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в складской системе фирмы-производителя, оптимизация работы технологического (промышленного) транспорта. Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем обычно являются минимальная себестоимость продукции и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.
Микрологистические внутрипроизводственные системы могут быть детализированы до производственного (структурного) подразделения предприятия, например, цеха, участка или отдельного рабочего места. Однако в дальнейшем будут рассмотрены подобные логистические системы только на уровне всего предприятия-изготовителя продукции.
Внешние логистические системы решают задачи, связанные с управлением и оптимизацией материальных и сопутствующих потоков от их источников к пунктам назначения (конечного личного или производственного потребления) вне производственного технологического цикла. Таким образом, звеньями внешних логистических систем являются элементы снабженческих и распределительных сетей, выполняющие те или иные логистические операции по обеспечению движения потоков от поставщиков материальных ресурсов к производственным подразделениям фирмы-производителя и от ее складов готовой продукции к потребителям.
Типичными задачами внешних логистических систем являются рациональная организация движения материальных ресурсов и готовой продукции в товаропроводящих сетях, оптимизация затрат, связанных с логистическими операциями отдельных звеньев логистической системы, и общих затрат, сокращение времени доставки материальных ресурсов, готовой продукции и времени выполнения заказов потребителей, управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции, обеспечение высокого уровня качества сервиса.
Логистические структуры, состоящие из звеньев логистической системы, выполняющих различные логистические операции и функции по транспортировке, складированию, хранению, грузопе-реработке, вместе с товаропроводящей сетью поставщиков (или ее частями) составляют внешнюю логистическую систему, часто называемую логистической системой снабжения (закупок) фирмы-производителя. Важными задачами логистического менеджмента в такой логистической системе являются координация логистических функций и согласование целей с поставщиками и посредниками.
Выделение базисных и ключевых логистических функций привело к появлению внешних логистических систем физического распределения (дистрибуции), снабжения (закупок) и др. Соответственно в западной и отечественной экономической литературе были предприняты попытки исследования подобных систем и их задач в рамках закупочной, распределительной, сбытовой логистики. Однако в полной мере концепция бизнес-логистики в современном понимании была реализована при появлении интегрированных логистических систем.
Иногда внутрипроизводственные и внешние логистические системы рассматривают как подсистемы интегрированной логистической системы. Базисные логистические функции (снабжение, производство, сбыт) реализуются в зависимости от поставленных перед логистической системой целей и критериев оптимизации путем создания специальной организационно-функциональной структуры, которая включает высший логистический менеджмент, осуществляющий координацию и интегрированное управление материальными (финансовыми, информационными) потоками, и множество звеньев логистической системы.
Звенья логистической системы могут быть как внутрифирменными подразделениями (транспортными, производственными, складскими, грузоперерабатывающими и т.п.), так и привлеченными предприятиями, организациями и учреждениями (логистическими посредниками), выполняющими те или иные логистические операции и функции.
Кроме прямых материальных потоков ресурсов и готовой продукции, на схеме показаны возвратные материальные потоки (ВМП), образуемые в товаропроводящих сетях сбыта (дистрибуции) и снабжения возвращаемой готовой продукцией, тарой, возвратными (вторичными) материальными ресурсами и отходами.
Макрологистическая система. Назначением данной системы не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, создаваемой на уровне территориального или административно-территориального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам.
По признаку административно-территориального деления страны различают следующие виды логистических систем: районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские.
По объектно-функциональному признаку могут быть выделены макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей: ведомственные, отраслевые, межведомственные (межотраслевые), торговые, военные, институциональные и т.п. В западной практике часто используется понятие «глобальных макрологистических систем», к которым относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.
Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени отличаться от целей и критериев построения микрологистических систем. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования могут применяться, например, такие критерии, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж готовой продукции (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиций на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций и т.п. Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей по качеству продукции, срокам выполнения заказов, уровню логистического сервиса.
В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при построении макрологистических систем. Однако чаще пользуются системными критериями, отвечающими экологическим, социальным, военным, политическим и другим целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т.д.
В макрологистических системах могут решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения и сбыта продукции, ориентированных на определенные группы потребителей и производителей; размещение на заданной территории складских комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориальных распределительных систем для многоассортиментных материальных потоков и т.п.
Принято выделять три варианта макрологистических инфраструктур:
Макрологистические системы с прямыми связями. В таких логистических системах материальный поток движется от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителям без посредников.
Эшелонированная макрологистическая система. В таких логистических системах материальные потоки от поставщиков сырья и других компонентов движутся к производителю, а от него - к потребителям через посредников.
Макрологистическая система с гибкой связью. В таких логистических системах движение материальных потоков от поставщиков сырья и других необходимых компонентов к производителю, а от него к потребителю может осуществляться непосредственно либо через посредников.
В течение последних десятилетий в хозяйстве наиболее экономически развитых стран и в мировом хозяйстве в целом наблюдается процесс структуризации больших групп предприятий в конгломераты, связанные единой логистической системой. Такие конгломераты получили название корпораций или финансово-промышленных групп, так как в конгломерат обычно входит крупный банк и имеет место объединение финансового и промышленного капиталов.
Указанные корпорации могут быть национальными (охватывают одну страну) и транснациональными (ТНК), внедряясь в хозяйство многих стран. Процесс образования подобных конгломератов разного уровня получил название корпоратизации. В области финансового капитала также наблюдается процесс корпоратизации - создание крупных международных банковских объединений.
Хозяйственная деятельность предприятий отличается от микро- и макроэкономики, образуя область среднего звена экономики - мезоэкономику.
Создание среднего звена экономики совпало с интенсивной информатизацией мирового хозяйства на основе глобальных вычислительных сетей, которые стали естественным инструментом логистики предприятий.
Конец XX в. характеризуется тем что передовые страны вступают в постиндустриальную стадию развития, которая называется информационным (сервисным) обществом; человечество - в эру информационных отношений. В этом обществе информация становится основой технологического обновления и технологического прогресса в целом. При объединении многих предприятий и привлечении финансового капитала информационная деятельность становится более выгодной и целенаправленной, так как издержки на получение единицы информационного товара уменьшаются. Следовательно, объединение должно рассматриваться как процесс образования иерархий, ведущий к уменьшению издержек на получение и обработку информации вследствие экономии от масштаба.
Логистика предприятий (мезологистика) соответствует ее структуре и строится по двум координатам: вертикальной и горизонтальной. По вертикали выстраиваются частные технологические направления, по горизонтали - диверсификация деятельности (т.е. горизонтальная координата включает набор вертикальных).
Логистика предприятий носит в основном информационный характер. Чем выше уровень логистической системы, тем больше информационных потоков и меньше материальных. Таким образом, логистическая система корпорации представляет собой стройную систему управления (менеджмента), построенную таким образом, что каждый уровень оперирует только той информацией, которая ему необходима.
Четкость функционирования мезологистики особенно важна, если учесть двойственную природу мезоэкономики. На рынке конечных товаров экономика корпораций носит конкурентный, рыночный характер. Внутри корпорации экономика носит сугубо плановый, хозрасчетный характер и цены определяются расчетным путем (трансфертные цены). Успешная деятельность корпораций демонстрирует целесообразность взаимопроникновения и успешного дополнения друг друга рыночной и плановой систем.
Инструментами мезологистики служат глобальные вычислительные сети. Внешние (по отношению к логистической системе) информационные потоки обслуживаются Всемирной глобальной сетью - Internet, а внутренние - Internet (Internet-подобной сетью), которая полностью совместима с Internet по своей структуре и функциям, ее часто называется корпоративной сетью.
Список используемой литературы
1. Модели и методы теории логистики: учеб. пособие / под ред. В.С. Лукинского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 448 с.
Основы логистики: Учебник для вузов/ Под ред. В. Щербакова. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.
Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок. Учебник (Полный курс МВА). В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под редакцией В.И. Сергеева. Издательство: Эксмо, 2009, 944 стр.
Аникина Б.А. Логистика: [учебник для вузов] /Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 170 c.
Гаджинский А.М. Логистика: [учебник для высших и средних учебных заведений] /.А.М. Гаджинский - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009. - 256 с.
Неруш Ю.М. Практикум по логистике: [учебное пособие] / Ю.М. Неруш, А.Ю. Неруш - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 304 с.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
В процессе управления МП в экономике решается множество разнообразных задач. Это – задачи прогнозирования спроса и производства, объемов перевозок; определение оптимальных объемов и направлений МП; организация складирования, упаковки, транспортировки и многие другие.
Ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:
на макроуровне - это транспортно-экспедиционные предприятия, предприятия оптовой и розничной торговли, коммерческо-посреднические организации, предприятия-изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные ЛО. Эти субъекты формируют материальные и информационные потоки. Они непосредственно осуществляют и контролируют процессы товародвижения.
на микроуровне – это соответствующие структурные подразделения предприятий.
Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций (ЛФ). При этом под термином «функция» будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий.
«Логистическая функция (ЛФ) представляет собойукрупненную группу (комплекс) логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Логистическая функция задается формализованными значениями показателей, которые являются ее выходными переменными.
Среди ЛФ на уровне организации бизнеса следует выделять базисные (основные), ключевые и поддерживающие функции. К базисным (основным) ЛФ относятснабжение, производство и сбыт. Действительно, указанные три ЛФ осуществляются практически любым товаропроизводителем.
В зарубежной литературе также выделяют ключевые ЛФ:
поддержание стандартов обслуживания потребителей (Обязательная сертификация товаров и услуг с помощью серии стандартов ISO– 9000 требуют от фирм обеспечивать более высокий уровень качества товаров и сервиса по сравнению с конкурентами);
управление закупками (выбор поставщиков МР, планирование потребности в ресурсах, определение рациональных сроков и объемов их поставок);
транспортировка (одна из ключевых функций, т.к. без транспортировки практически не существует МП. При этом процесс транспортировки рассматривается в более широком плане, чем собственно перевозка грузов, это совокупность процессов перевозки, погрузки-разгрузки, экспедирования и других, сопутствующих логистических операций. Важность транспортировки объясняется тем, что затраты на нее достигают в некоторых отраслях экономики 2/3 суммарных логистических издержек);
управление запасами и др. (процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции. Решающее значение при этом имеет фактор времени. Высокие затраты на создание и поддержание уровня запасов, составляющие от 20 до 60 % общих логистических издержек, еще более подчеркивают значение этой ключевой логистической функции).
К поддерживающим ЛФ относятся:
складирование (управление пространственным размещением запасов, определение числа, типа и дислокации складов; объема (площади) хранения МР, готовой продукции; планирование размещения запасов и др.);
грузопереработка (обработка грузов) обычно осуществляется параллельно со складированием и также обеспечивает функцию поддержания запасов;
защитная упаковка и др. (используется в процессах дистрибьюции готовой продукции и обеспечивает сохранность грузов, доставляемых потребителям различными видами транспорта).
Схема классификации представлена на слайде 11.
В логистике помимо прямых функций выделяют понятие обратная логистическая функция. Этот тип функций предполагает движение материалопотока и информации в направлении, противоположном исходному. Наиболее распространенные примеры реализации обратной ЛФ это:
возврат торговым посредникам товара с истекшим сроком реализации своему поставщику;
возврат торговому посреднику дефектного товара покупателем;
возврат тары потребителем поставщику и т.п.
Перечень функций логистики остается неизменным для различных вариантов рыночной ситуации и наличных технологических, организационных и иных возможностей предприятия. Однако характер этих функций, их интенсивность, относительная значимость и степень взаимовлияния могут существенно варьироваться в зависимости от видов поступающих заказов и способов их удовлетворения.
Рассмотренные ЛФ являются основными, но не исчерпывают всего их многообразия в плане возможных действий над МП, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в современном бизнесе.
С концептуальных позиций и в соответствии с современными задачами логистики можно выделить следующие функции.
Интегрирующая функция. При доставке товаров от поставщика к потребителю МП проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется специфическими особенностями и решает присущие только ей задачи. Однако ни одна из них не может рассматриваться самостоятельно, вне единого процесса товародвижения. Вместе с тем каждая из стадий товародвижения, в свою очередь оказывает воздействие на протекание процесса товародвижения в целом.
Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки и сбыта готовой продукции.
Эта функция распространяется на несколько фирм, организаций, логистических посредников. Она отражает взаимодействие указанных элементов интегрированной ЛС с управляемым МП для наиболее полного и качественного удовлетворения покупателей. Логистика позволяет осуществить переход от частных, локальных задач подсистем к общей оптимизации.
Организующая функция. В процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками устанавливаются и реализуются хозяйственные связи. Объективной основой данных связей выступает разделение труда по стадиям товародвижения, которое ведет к обособлению отдельных процессов и вызывает потребность налаживания объединяющих различные сферы связей. Решение данной задачи осуществляется посредством организации в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации по всей цепи от производителя к потребителю, обеспечения взаимодействия отдельных стадий и согласования действий всех участников товародвижения.
Управляющая (регулирующая) функция. Для обеспечения рационального взаимодействия всех участников процесса, необходимо им управлять. Логистическое управление материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыках стадий товародвижения. В широком смысле управляющее воздействие логистики на процесс движения материалов заключается в поддержании параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.
Результирующая функция. Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. Логистика стремится охватить все этапы взаимодействия «снабжение – производство – распределение - потребление».
«В практическом плане логистический подход состоит в установлении адекватности материального, финансового и информационного потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке стандартных требований к качеству товаров и их упаковке и т.п.
Объединение логистических операций в функции зависит, прежде всего, от вида рассматриваемой логистической системы (ЛС).
Необходимо подчеркнуть, что весь комплекс логистических функций, как по отдельности, так и в совокупности, подчинен единой цели, определяемой стратегией предприятия или группы предприятий. Совокупность ЛФ и цели определяют сущность логистики.
Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении МП на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками» .