Народнохозяйственный оборот с государством и внешним миром. Народнохозяйственный оборот и система национальных счетов Основные макроэкономические показатели
НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРУГООБОРОТ
В отличие от любой машины или иной механической системы экономика обладает свойством непрерывности функционирования. Содержание экономических отношений при этом, разумеется, претерпевает глубокие изменения, но само функционирование экономики, несмотря на перемены, не останавливается ни на минуту: человечество продолжает производить, распределять, обменивать и потреблять экономические блага . Исследование этого процесса известно в науке как проблема общественного воспроизводства .
Общественное воспроизводство
Общественным воспроизводством называют процесс непрерывного самоподдержания и самовозобновления экономической активности в рамках отдельной страны или мирового хозяйства в целом. Изучая воспроизводство, следует в первую очередь понять, почему оно вообще возможно. И здесь проявляется коренное отличие макроэкономического анализа от анализа микроэкономического.
Микроэкономика по самой своей сути имеет дело с открытыми системами. Например, отдельная фирма , в принципе, может неограниченно долго производить экономические блага. Реализуя свою продукцию, она получает средства для закупки новых партий сырья, найма рабочих, замены износившегося оборудования. Далее с их помощью производятся новые экономические блага, вновь осуществляется их продажа нарынке , затем следует очередной виток закупкифакторов производства и т. д. Поэтому вполне правомерно говорить о существовании воспроизводственных процессов на микроуровне.
Обратим внимание на то, что воспроизводственный цикл не замкнут: продажа готовой продукции осуществляется за пределами фирмы, там же производится и закупка необходимых ей факторов производства. Микроэкономический анализ, следовательно, молчаливо подразумевает, что рынок (как некий неиссякаемый источник) всегда готов поставить фирме все необходимое. В частности, предполагается, что на продукцию фирмы действительно будет предъявлен платежеспособный спрос ; что на рынке окажутся в достаточном количестве необходимые ей свободные факторы производства; что на них будут установлены доступные цены и т. д. Иными словами, непрерывность воспроизводства на микроуровне обеспечивается лишь открытостью системы (в нашем примере ¾ фирмы, но то же самое относится и к домохозяйствам , и к другим субъектам рыночной экономики ). То есть субъект микроэкономики не самодостаточен, он существует только благодаря постоянным актам обмена с внешней средой.
Воспроизводственные процессы на макроуровне в масштабе государств реализуются в закрытой системе, если не принимать во внимание международные экономические связи. В дальнейшем мы убедимся, что вовлечение в анализ внешнеэкономических связей принципиально не меняет сути воспроизводственных процессов в макроэкономике, позволяя лишь несколько уточнить их содержание. Основу воспроизводства, даже при современном высоком уровне интернационализации экономик, в большинстве стран, включая и Россию, составляют процессы на внутреннем рынке. Таким образом, допустимо, что каждая страна может рассчитывать на сбыт произведенной продукции только на собственном рынке и на получении там же факторов производства. И уж тем более это справедливо, если мы говорим о воспроизводстве в рамках всей мировой экономики, так как поступления товаров и услуг извне просто не бывает.Макроэкономическая система закрыта в том смысле, что условия для продолжения хозяйственных процессов должны постоянно воссоздаваться внутри нее .
Другими словами, микроэкономический анализ допускает, что условия воспроизводства на рынке благоприятны, и сосредоточивается на изучении способности субъекта экономики воспользоваться этими условиями. А макроэкономический анализ призван объяснить механизм возникновения и поддержания внутри экономики благоприятных условий воспроизводства и выяснить, возможны ли (и если да, то в каких случаях) нарушения воспроизводственных процессов.
Народнохозяйственный кругооборот
Теоретической основой анализа воспроизводства большинство современных школ экономической теории называют концепцию народнохозяйственного кругооборота. Под народнохозяйственным кругооборотом понимается процесс движения экономических благ и денежных средств между субъектами экономики, обеспечивающий поддержание существования каждого из них и всей системы в целом. Выделим наиболее важные с точки зрения воспроизводства моменты (рис. 1.1).
Основные субъекты рыночной экономики ¾ фирмы и домохозяйства. Между ними происходит постоянный обмен экономическими благами и деньгами.
Домашние хозяйства ¾ это относительно обособленные хозяйственные единицы, в собственности которых находятся экономические ресурсы , включая рабочую силу , которые снабжают экономику производственными факторами и взамен получают доходы .
Фирмы выступают как относительно обособленные хозяйственные единицы, в которых происходит соединение факторов производства и производятся готовые продукты или услуги с целью получения прибыли.
Домашние хозяйства поставляют на рынок ресурсов факторы производства , где их приобретают фирмы. В ходе производства фирмы используют факторы производства в качестве ресурсов и с их помощью выпускают готовые изделия, которые затем поставляются на рынок продуктов. Домохозяйства в свою очередь на доходы от реализации факторов производства приобретают на рынке продуктов готовые изделия и тем самым получают предметы потребления, необходимые для жизни. Фирмам же доходы от продаж дают в руки денежные средства, позволяющие вновь закупить ресурсы и продолжить производственную деятельность. Таким образом осуществляется процесс воспроизводства: и фирмы, и домохозяйства постоянно получают из кругооборота как материальные средства для своего существования и развития, так иденьги , необходимые для их приобретения на рынке.
Обратим особое внимание на следующие важные стороны этого процесса.
1. Потоки денег и экономических благ в ходе кругооборота всегда равны по величине (сбалансированы) и противоположны по направлению. Причина этого очевидна: каждый субъект экономики уплачивает за экономическое благо сумму, точно равную его рыночной цене. Следовательно, любые рыночные операции могут быть представлены в виде бюджета или бухгалтерского счета, где каждая сумма повторяется дважды: на стороне доходов и на стороне расходов . Скажем, покупка автомобиля ВАЗ «десятки» выразится в счете в виде двукратного повторения суммы 150 тыс. руб. А именно: в первый раз ¾ в качестве стоимости самой машины, а во второй раз ¾ в качестве эквивалентного сокращения денежных сбережений домохозяйства . Универсальность бухгалтерского счета как способа описания отношений внутри экономики позволила создать систему национальных счетов ¾ основную форму макроэкономической статистики.
2. Поскольку расход одного субъекта является доходом другого, и наоборот, то все бюджеты оказываются связанными между собой. Собственно говоря, это и служит причиной уже упомянутой замкнутости макроэкономики как системы ¾ она не может быть иной, коль скоро все обменивающиеся экономическими благами и деньгами субъекты находятся внутри нее. В связи с этим народнохозяйственный кругооборот часто определяют также как совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи .
Аксиома кругооборота
Из замкнутости макроэкономики как системы вытекает так называемая аксиома кругооборота .Она заключается в том, что величина обращающихся в народном хозяйстве потоков экономических благ неизменна на всех этапах своего движения.
Как известно, экономика отнюдь не исчерпывается только производством. Она охватывает нескольких взаимосвязанных сфер: производства, распределения, обмена и потребления. Согласно аксиоме кругооборота потоки экономических благ в каждой из этих сфер будут количественно равны. Строго говоря, равенство наблюдается в трех (производство, распределение, потребление), а не четырех сферах. Ведь обмен охватывает не все произведенные блага, часть из них используется самим производителем и не поступает на рынок. Дух аксиомы, однако, не нарушается и применительно к сфере обмена: сумма поступивших и не поступивших в сферу обмена благ все равно соответствует общему объему производства в стране. Когда производитель сам потребил свой продукт, можно условно считать, что он продал его сам себе. Распределены (а в дальнейшем и перераспределены ) могут быть лишь те экономические блага, которые до этого были произведены. А потребляет блага каждый субъект экономики лишь в той мере, в которой они достались ему в ходе распределения (перераспределения).
Аксиома кругооборота имеет важное значение:
· для теоретического понимания макроэкономических процессов. Ведь из нее следует принципиальная возможность (формулировка будет ясна из последующих глав) нормального хода воспроизводственных процессов в рыночной экономике . В самом деле, при рационально складывающихся структурных пропорциях произведенная в стране продукция может быть успешно реализована. Ведь общий объем производства в стране и общий объем доходов всех субъектов равны, следовательно, последние способны предъявить платежеспособный спрос на все выпущенные товары и услуги;
· для статистического описания реальных процессов в народном хозяйстве. Судьба всех экономических благ может быть последовательно зафиксирована на разных стадиях их движения. Соответственно этому может быть изучена структура производства, распределения и потребления всего, что было изготовлено в стране.
Национальный продукт
Совокупность обращающихся в народнохозяйственном кругообороте экономических благ принято называть национальным продуктом (НП). Национальный продукт в силу аксиомы кругооборота может быть представлен как:
1) сумма произведенных в стране товаров и услуг;
2) сумма распределенных (а в дальнейшем перераспределенных) благ или, что то же самое, сумма доходов всех субъектов экономики ;
3) сумма всех направлений использования (потребления) благ.
Для национального продукта характерны стоимостная форма выражения и временная определенность.
Необходимость стоимостной формы связана с тем, что качественно товары и услуги, входящие в НП, не сопоставимы. Невозможно прямое суммирование, скажем, пищевых продуктов, услуг, инвестиционных товаров. Соразмеримыми они становятся только через рыночные цены . И дело тут не только в чисто статистической проблеме подсчета НП как некого единого показателя. Гораздо важнее то, что совокупный спрос в стране всегда имеет конкретное количественное выражение в денежных единицах. И от соответствия стоимости НП этой величине зависит возможность реализации произведенных экономических благ на рынке. Тем самым уровень цен, их динамика, весь комплекс проблем инфляции , денежного обращения и т. п. приобретают важнейшее значение для хода воспроизводственных процессов и, соответственно, должны занимать значительное место в макроэкономическом анализе.
Временная определенность национального продукта выражается в том, что он всегда подсчитывается за определенный период времени (чаще всего за год). Строго говоря, без точного указания временного периода любая величина НП еще ни о чем не говорит: одно дело, если соответствующий объем НП произведен за один квартал, и совсем другое, если тот же объем товаров и услуг изготовлен за год.
Фактор времени проявляет себя и в другом. Национальный продукт ¾ это всегда текущий объем производства , распределения , потребления , а не накопленный за предыдущие периоды размер богатства. Причем различие между текущими и аккумулированными показателями может быть разительным. Так, в 2000 г. в России производство легковых автомобилей лишь немногим превышало 1 млн штук, тогда как весь имеющийся парк превысил 20 млн.
Наконец отметим, что национальный продукт ¾ это сугубо теоретический показатель 1 . Это, так сказать, идеализированный образ всей выпущенной за год продукции. Конкретный же подсчет НП сталкивается с многочисленными теоретическими и практическими трудностями, так что публикуемые статистические показатели никогда вполне не соответствуют идеалу и имеют многочисленные погрешности.
Основные вопросы
Лекция 8. Общественное воспроизводство
Основні поняття
Світове господарство, індустріальні країни, перехідна економіка, індекс людського капіталу, міжнародні економічні відносини, міжнародний поділ праці, міжнародне кооперування, міжнародна спеціалізація, транснаціональні корпорації, транснаціональні банки, глобалізація.
1. Макроэкономика – особый раздел экономической теории.
2. Экономический кругооборот.
1. Макроэкономика – особый раздел экономической теории
Макроэкономика является важнейшим разделом экономической теории, в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого, на уровне агрегированных показателей. Макроэкономика изучает общий уровень национального объема производства, безработицы и инфляции, факторы и результаты экономики страны в целом.
Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х годов Джоном Мейнардом Кейнсом (1883-1946). Идеи, сформулированные Дж.Кейнсом, были развиты его последователями – Дж.Хиксом, А.Хансеном, П.Самуэльсоном.
Общественным воспроизводством называют процесс непрерывного самоподдержания и самовозобновления экономической активности в рамках отдельной страны или мирового хозяйства в целом.
Макроэкономический подход направлен на изучение совокупности взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. Он оперирует такими агрегированными понятиями, как макроэкономические потребности, блага, ресурсы и результаты; национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен, темпы инфляции, уровень безработицы, темпы экономического роста и т.д. Основные субъекты рыночной экономики также рассматриваются как агрегированные совокупности.
Макроэкономические проблемы : анализ экономических деловых циклов; взаимодействие инфляции и безработицы; оптимальный объем совокупного производства; взаимодействие реального и денежного секторов экономики; анализ торгового баланса страны; взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностранным сектором экономики; достижение эффективной макроэкономической политики государства.
Макроэкономические цели : устойчивый экономический рост; полная занятость; экономическая эффективность; стабильный уровень цен; экономическая свобода; справедливое распределение доходов; экономическая обеспеченность; равновесие международного экономического обмена страны с другими странами.
Построение макроэкономических моделей базируется на учете основных видов функциональных взаимосвязей в экономике:
Поведенческих, отражающих типичные предпочтения экономических субъектов;
Технологических, выражающих те связи между экономическими показателями, которые определяются утвердившимися в обществе методами организации производства, уровнем использования достижения НТП и т.д.
Дефиниционных, характеризующих содержание рассматриваемых понятий, даваемое им по определению;
Институциональных, с помощью которых учитываются связи между рассматриваемыми показателями и параметрами, формируемые государственными институтами.
Теоретической основой анализа воспроизводства является концепция народнохозяйственного кругооборота. Модель народнохозяйственного кругооборота – это модель экономической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей. Различают три основные модели кругооборота.
Одной из простейших моделей является модель кругооборота в закрытой экономике без участия государства, в которой участвуют только домашние хозяйства и фирмы (рис. 16.1). С точки зрения воспроизводства важно подчеркнуть, что между основными субъектами рыночной экономики (фирмами и домохозяйствами) происходит постоянный обмен благами и деньгами. Доходы одних субъектов одновременно являются расходами других экономических субъектов.
Рис. 16.1. Модель народнохозяйственного кругооборота в закрытой экономике без участия государства
На схеме видно, что от домашних хозяйств через рынок факторов фирмам поступают услуги факторов производства, а от фирм к домашним хозяйствам через рынок благ поступают различные блага. Расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продаж готовой продукции. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-блага» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются. Из модели видно, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величины доходов домашних хозяйств.
Основной вывод из модели: для закрытой экономики, т.е. без каких-либо связей с внешним миром, без государственного вмешательства величина общего объема производства равна суммарной величине денежных доходов домашних хозяйств.
При вмешательстве государства в закрытую экономику модель кругооборота усложняется и приобретает следующий вид (рис. 16.2). Как видно из модели государство становится посредником между домохозяйствами, фирмами и рынками. Вмешательство государства в процесс воспроизводства вносит существенные коррективы в реальные и денежные потоки.
Рис.16.2. Модель кругооборота в закрытой экономике с участием государства
Государство участвует в регулировании экономики тремя основными способами: через налоги (Т); через государственные закупки (G); через займы.
Модель кругооборота с участием заграницы характеризуется следующими особенностями: в модели появляется внешний мир (заграница); нарушается равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине доходов домашних хозяйств; из потока «доходы-расходы» образуются «утечки» , представляющие собой использование дохода не на покупку произведенной внутри страны продукции, в виде сбережений (S), налоговых платежей (T), импорта (Z); вливаются дополнительные средства в виде «инъекций» , являющихся дополнением к потребительским расходам на продукцию, произведенную внутри страны, в виде инвестиций (I), государственных закупок (G), экспорта (Е).
Фундаментальным понятием экономического кругооборота является бюджет. Бюджет отражает все доходы субъекта и изменение объема его имущества в текущем периоде.
Народнохозяйственный кругооборот есть совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи. Бюджет будет сбалансирован, если суммарные значения указанных потоков будут равны у всех экономических субъектов. Бюджетное уравнение макроэкономических субъектов:
Домашние хозяйства: Y=C+T+S;
Предприниматели: Y+Z=C+I+G+E;
Государство: G=T+(G-T);
Заграница: Z=E+(Z-E);
- (G-T) – дефицит государственного бюджета;
- (Z-E) – сальдо торгового баланса страны, чистый импорт
Таким образом, реальный и денежные потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств фирм, государства и остального мира совокупному объему производства.
1.5 Макроэкономический оборот продуктов, ресурсов и доходов
Кругооборот - это модель, отображающая поток ресурсов и доходов, а также поток доходов и расходов, которыми обмениваются хозяйствующие субъекты при взаимодействии на основных рынках. Основным понятием любой модели кругооборота является бюджет экономического (хозяйствующего) субъекта, прямо или косвенно отражающий все взаимосвязи между его доходами и расходами.
Модель круговых потоков - наиболее известная теоретическая модель, отражающая функционирование экономики на макроуровне. Ее можно представить в трех вариантах. Прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо определиться, какие существуют экономические субъекты и на каких рынках они функционируют, а также каковы применяемые в ней абстракции.
Макроэкономика различает четыре агрегированных хозяйствующих субъекта, к которым относятся:
1) домашние хозяйства (семьи);
2) предприятия (фирмы);
3) государство;
4) внешний (остальной) мир.
Домашние хозяйства - это все частные хозяйства, удовлетворяющие потребности в жизнеобеспечении семей или отдельных лиц (индивидов). Домашние хозяйства имеют в частной собственности факторы производства, такие, как земля, капитал, рабочая сила (труд) и предпринимательские способности, продажа или сдача в аренду которых приносит им доход. Доход домашних хозяйств направляется на расходы, связанные с текущим потреблением, и на сбережения.
Предприятия - это все организации и фирмы страны, производящие и реализующие товары и услуги (экономические блага) в целях получения прибыли. Предприятия закупают у домашних хозяйств факторы производства, продают производимые ими товары и услуги, вкладывают инвестиции в развитие производства.
Государство подразумевает собой все организации и учреждения государственного сектора экономики, производящие общественные блага (государственное здравоохранение, бесплатное образование, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, строительство дорог, национальная оборона и др.). Государство приобретает для производства общественных благ товары и услуги, производимые предприятиями. Производство общественных благ покрывается налогами, уплачиваемыми в бюджет домашними хозяйствами и предприятиями.
Внешний мир - это все иностранные хозяйствующие субъекты и государственные институты, взаимодействующие с экономическими субъектами данной страны через экспортно-импортные операции, обмен товарами, услугами, курсы национальных валют и т.п.
В этой модели рассматриваются три взаимодействующих в национальной экономике агрегированных рынка:
1) рынок факторов производства, на котором реализуются экономические ресурсы: труд, земля, капитал;
3) рынок финансовых активов, на котором осуществляется перемещение сбережений домашних хозяйств в инвестиции, необходимые для дальнейшего развития экономики.
Ограничивающие условия данной модели (т.е. применяемые абстракции) состоят в том, что она показывает общие принципы кругооборота, но не экономические процессы, протекающие внутри секторов; предполагает, что величины потоков доходов и расходов постоянны; не рассматривает ценовые изменения; не учитывает проблему истощения ресурсов (материальных и трудовых).
После ознакомления с основными компонентами, участвующими в модели круговых потоков, перейдем к ее анализу.
Первым вариантом модели кругооборота является простая модель, изображенная на рис. 1.1.
Рис. 1.1 Простая модель экономического кругооборота
Основные недостатки простой модели заключаются в том, что в ней:
Не отражена роль государства;
Не показана роль внешнего мира;
Предполагается, что домашние хозяйства тратят весь свой доход на приобретение товаров и услуг, а предприятия продают товары сразу же по окончании процесса производства.
Второй вариант модели кругооборота - модель с участием государства, изображенная на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Модель кругооборота с участием государства
В данной модели государство влияет на кругооборот товаров и услуг в обществе путем осуществления государственного заказа у предприятий, выступает в качестве производителя общественных благ и оказывает поддержку домашним хозяйствам и предпринимательскому сектору в виде льгот и субсидий, в то же время получая от них налоговые поступления.
Третий вариант модели кругооборота соответствует открытой экономике. Он показан на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Модель экономического кругооборота с элементом внешнего мира
Примечание. Утечки - это налоги, сбережения и расходы на закупку импортных товаров, называемые так потому, что они не участвуют в кругообороте доходов и расходов в стране. Инъекции - инвестиции, государственные расходы и так называемые расходы заграницы на закупку отечественных товаров. В равновесном состоянии экономики утечки равны инъекциям.
Основной вывод из модели круговых потоков заключается в следующем: товарные и денежные потоки беспрепятственно протекают при условии равенства совокупных расходов всех экономических субъектов совокупному объему производства.
(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)
Модель народнохозяйственного кругооборота - это модель экономической системы, описывающая потоки товаров и услуг, которыми обмениваются экономические субъекты, сбалансированные потоками денежных платежей.
В теории макроэкономики различают три основные модели кругооборота.
Модель кругооборота в закрытой экономике, в которой участвуют только две группы экономических субъектов: домашние хозяйства и фирмы (рис. 2.1).
В этой модели отсутствуют государство и внешний мир, т. е. предполагается замкнутая экономическая система, где доходы одних экономических субъектов показываются как расходы других экономических субъектов. Например, расходы фирм на ресурсы в то же время выступают как доходы домашних хозяйств, а поток потребительских расходов составляет доход фирм от продажи готовой продукции. Модель предполагает, что объем продаж фирм равен объему доходов домашних хозяйств. Потоки «доходы-расходы» и «ресурсы-продукция» совершаются одновременно в противоположных направлениях и постоянно возобновляются.
Чтобы в данной модели наблюдалось равновесие, необходимо следующее:
а) национальный доход должен быть равен расходам на его приобретение:
У = потребительские расходы + плановые ивдестиции;
Если же кроме запланированных инвестиционных расходов существуют неплановые инвестиции, то экономическая система выходит из равновесия;
б) соблюдение тождества инвестиций и сбережений на финансовом рынке:
С + I = С + S или I = S, поскольку расходы на ВНП и доходы, полученные в результате его производства, равны.
Государство участвует в регулировании экономики тремя основными способами (рис. 2.2.):
а) собирает налоги и осуществляет социальные выплаты определенным категориям граждан: тем, кто «еще» не работает (например, стипендии), и тем, кто «уже» не работает (пенсии, пособия). Налоги государство собирает и с предприятий, и с отдельных граждан, но в модели кругооборота предполагается, что экономические субъекты разделены по функциональному назначению и собственникки фирм, уплачивающие налоги, находятся в сфере домохозяйства. Поэтому домохозяйства уплачивают налоги, получая трансферты, разница между ними образует чистые налоги;
б) выступает в качестве покупателя на рынке благ, где осуществляются государственные закупки товаров и услуг. Государственные закупки - это закупки на строительство и содержание школ, дорог, армии и государственного аппарата управления. Помимо затрат на товарном рынке государство осуществляет расходы на оплату труда государственных служащих, поэтому эти расходы также входят в государственные закупки;
в) оказывает косвенное воздействие на экономику, регулируя количество денег в экономике. Государственные расходы по закупке и налоги, как правило, не совпадают по величине. Разница между чистыми налогами и государственными расходами образует сбережения государства. Если сбережения государства - величина положительная, то они составляют бюджетный избыток, если отрицательная - бюджетный дефицит, который может быть профинансирован эмиссией денег или облигаций."
Сбережения государства, как и сбережения домохозяйств, направляются в сектор имущества.
Модель кругооборота с участием заграницы.
Иностранный сектор связан с экономической системой тремя способами:
а) через импорт товаров и услуг;
б) через экспорт товаров и услуг;
в) через международные и финансовые организации.
В рыночной экономике расход одного субъекта является доходом другого субъекта, и наоборот. В связи с этим все бюджеты экономических субъектов взаимосвязаны, а в экономике страны возникает кругооборот денег. С этих позиций кругооборот представляет собой совокупность бюджетов всех экономических субъектов в их взаимосвязи.
Народнохозяйственный кругооборот может быть представлен четырьмя способами.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Министерство сельского хозяйства Российской федерации
Новосибирский государственный аграрный университет
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Реферат по макроэкономике
Народнохозяйственный кругооборот и национальное счетоводство
Выполнила: Д.О. Караваева
студентка 4105 гр.
Проверила: Е.В.Шаравина
Новосибирск 2014
Введение
В середине ХХ века подавляющее большинство развитых и развивающихся стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования своей экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.
Система национальных счетов - современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного кругооборота.
Она отражает функционирование национальной экономики в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами: государством, предпринимательскими фирмами, домашним хозяйством.
Цель работы - изучение народнохозяйственного оборота и национального счетоводства.
Изучить историю возникновения СНС и её показатели;
Рассмотреть модели народнохозяйственного кругооборота;
Выявить проблемы формирования Российской СНС.
1. Национальное счетоводство
1.1 История возникновения системы национальных счетов (СНС)
Термины «система национальных счетов» и «система национального счетоводства» (в более сокращенном варианте - соответственно «национальные счета» и «национальное счетоводство») - синонимы, хотя первый в настоящее время наиболее часто употребляется в русскоязычной профессионально-статистической, экономической и общественно-политической литературе.
Система национальных счетов (СНС) - это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих все основные экономические процессы, условия и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения. СНС представляет собой систему упорядочения информации о макроэкономических процессах, в этом смысле она является национальным учетом в рамках страны в целом (в указанном аспекте термин «национальное счетоводство* более адекватен). Теоретической основой рассматриваемой системы показателей, или системы учета, современные концепции, категории и понятия, объясняющие механизм функционирования рыночной экономики, поэтому СНС называют также «макростатистической моделью рыночной экономики».
СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX столетия, а как системная работа в рамках официальной статистики - после окончания Второй мировой войны (прежде всего в, Англии, США, Франции, Германии, скандинавских стран)! Построение СНС - результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах: статистики национального дохода и исследований экономического цикла в связке с моделированием механизма регулирования рыночной экономики. Первое направление связано с именами таких крупных экономистов-статистиков» как К. Кларк» С. Кузнец, А. Маршалл. Второе с полным основанием ассоциируется прежде всего с Дж. М, Кейнсом - одним из крупнейших экономистов XX в. Кстати, по мнению ряда специалистов в области макроэкономического анализа, Кейнс является «теоретическим отцом» национального счетоводства (в широком смысле слова).
В странах с рыночной экономикой СНС широко используется правительством и территориальными органами власти в анализе и при принятии политических и хозяйственных решений. Все основные аспекты экономической и социальной политики государства находят отражение в показателях СНС (экономический рост, институциональная и отраслевая структуры экономики, благосостояние населения и качество жизни, инфляция, проблемы бюджетного дефицита и государственного долга, повышение внешнеэкономических связей и др.).
национальный валовой доход
1.2 Показатели системы национальных счетов
Чтобы определить состояние экономики в целом, необходимо суммировать состояние экономик каждой фирмы. Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов.
1. Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода времени (года).
Валовой национальный продукт служит основным показателем, с помощью которого измеряют объем национального производства.
При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране. Это означает, что в ВНП включаются товары и услуги, произведенные фирмами данной стране за рубежом.
2. Валовой внутренний продукт (ВВП) - измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.
Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления.
В стоимость ВНП не включается стоимость продуктов, производимых внутри домохозяйства, на приусадебных участках для личного потребления.
Расчеты ВНП осуществляются на основе данных официальной статистики, значит, теневая экономика не учитывается. Различают номинальный и реальный ВНП.
Номинальный ВНП (ВВП) измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.
Номинальный ВНП изменяется от года к году по двум причинам. Во-первых, меняется физический объем выпуска благ, а во-вторых, изменяются рыночные цены. Реальный ВНП (ВВП) соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных). Для расчета реального объема ВНП выбирается базисный год.
3. Совокупный общественный продукт (СОП). Представляет собой сумму цен всех произведенных за год товаров и услуг. СОП превышает ВВП на величину импорта и промежуточного продукта (ПП), под которым подразумевается стоимость товаров и услуг, потребленных в процессе производства ВВП.
4. Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД).
ВНРД = ВНП + Чистые трансферты из-за рубежа.
Чистые трансферты из-за рубежа - это трансферты, полученные от остального мира (дарения, гуманитарная помощь) за вычетом аналогичных трансфертов, переданных за рубеж. ВНРД используется для конечного потребления и национального сбережения.
5. Чистый национальный продукт (ЧНП).
Как измеритель валового годового объема производства ВНП имеет один важный недостаток: он завышает объем производства на стоимость годовых амортизационных отчислений и на сумму косвенных налогов. Экономистов интересует, прежде всего, величина, которую производство реально прибавило к благосостоянию общества, а суммы амортизационных отчислений, накапливаемых в специальных фондах, благосостояние общества не повышают. Уменьшив величину ВНП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, можно получить чистый национальный продукт (ЧНП).
ЧНП = ВНП - стоимость износа основного капитала (амортизационные отчисления).
С помощью этого показателя измеряется общий годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства. ЧНП показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов за предоставленные им землю, рабочую силу, капитал, предпринимательскую способность, с помощью которых создан этот ЧНП.
6. Национальный доход (НД).
Единственным компонентом, не отражающим истинного вклада экономических ресурсов в ЧНП, являются косвенные налоги.
Значит, чтобы определить показатель общего объёма заработной платы, рентных платежей и прибыли, необходимо вычесть из ЧНП сумму косвенных налогов. Полученный показатель носит название «национальный доход».
НД = ЧНП - Косвенные налоги + Субвенции.
К косвенным налогам относятся акцизы, НДС, таможенные пошлины.
Национальный доход (НД) - это вновь созданная за год стоимость, характеризующая, что прибавило производство в данном году к благосостоянию общества. Поэтому при его подсчете, в отличие от ВВП, в него не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий.
Это - чистый «заработный доход» общества, этим и определяется важность НД как макроэкономического показателя и его широкое применение при сопоставительном анализе.
В национальный доход включают продукцию сферы материального производства, а также стоимость продукции сферы услуг. По методологии международной статистики количественная разница между валовым внутренним продуктом и национальным доходом равна стоимости амортизационных отчислений.
7. Личный доход (ЛД).
ЛД = НД - прибыль корпораций - взносы на социальное страхование - чистый % + дивиденды + трансфертные платежи от государства населению + личный доход, полученный в виде %.
8. Располагаемый личный доход (РЛД).
РЛД = ЛД - Личные налоговые и неналоговые платежи.
К личным налоговым и неналоговым платежам относятся налог на доходы физических лиц, на имущество, плата за проезд в транспорте, коммунальные услуги. РЛД - это средства, остающиеся в распоряжении домохозяйств после выполнения налоговых обязательств перед государством. РЛД используется на потребление и сбережения. Потребление (С) - важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Сбережения (S) определяются как доход за вычетом потребления. Все доходы можно разделить на две группы - доходы от труда и доходы от имущества (нетрудовые). Помимо вышеперечисленных потоковых величин в макроэкономике используются показатели запасов:
Имущество (активы) - любой источник законного нетрудового дохода. К имуществу относятся как реальные активы (например, капитал, земля), так и финансовые активы (акции, облигации и другие ценные бумаги), кроме того существуют имущественные права и интеллектуальная собственность.
Портфель активов - совокупность активов, принадлежащих экономическому субъекту.
Национальное богатство - суммарные активы, принадлежащие домашним хозяйствам, фирмам и государству.
Реальные (денежные) кассовые остатки - запас платежных средств, которые экономический субъект желает держать в форме наличности.
9. Национальное богатство (НД) - совокупность материальных и нематериальных благ, созданных трудом предшествующих и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени; важный макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь стран.
2. Народнохозяйственный кругооборот
2.1 Модель кругооборота доходов и расходов
Взаимодействие экономических агентов друг с другом на товарном, ресурсном, финансовом и валютном рынках можно рассмотреть с помощью модели кругооборота доходов и расходов. Модель достаточно проста на первый взгляд и, тем не менее, очень содержательна и эффективна в объяснении того, как функционирует экономическая система.
Модель кругооборота, как и все другие модели, упрощает реальность, описывая лишь наиболее значимые процессы, необходимые для понимания сути экономических отношений. При детальном исследовании мы рисковали бы получить сложную, тяжелую для восприятия схему, теоретическая ценность которой едва ли была бы выше. В частности, модель не учитывает расходы домохозяйств на приобретение объектов недвижимости и строительство. Рассматриваются только те инвестиционные решения частного сектора, которые осуществляются бизнесом.
Производственная деятельность, связанная с созданием «новой» стоимости, осуществляется в модели только сектором частных фирм. Домашние хозяйства лишь предоставляют необходимые ему для этого ресурсы, а государство выполняет функцию перераспределения доходов, производит нерыночные блага и проводит экономическую политику. В реальности, однако, домашние хозяйства также могут производить товары и услуги для продажи или собственного использования, без образования юридического лица. Существуют и государственные предприятия, выпускающие продукцию, реализуемую на рынке.
В модели доходами государственного бюджета являются только налоговые поступления, и труд государственных служащих оплачивается путем перераспределения доходов, заработанных в производстве совокупного продукта. На схеме кругооборота заработная плата этой категории работников поступает домохозяйствам не через рынок ресурсов, а в виде оплаты услуг, закупаемых государством у частного сектора на товарном рынке. В простой модели кругооборота с участием внешнего мира обычно не принимается во внимание то, что домашние хозяйства могут получать из-за границы факторные доходы от использования принадлежащих им ресурсов иностранными производителями, отсутствуют и факторные доходы внешнего мира, заработанные на территории страны. Не учитывается также обмен трансфертными платежами, как на уровне частного сектора, так и на уровне государства, в виде экономической помощи. Таким образом, весь доход национальной экономики может быть заработан только в производстве внутреннего продукта на территории страны. В расширенной модели кругооборота откажемся от этой предпосылки. Как и все модели, модель кругооборота описывает идеальную ситуацию: «прозрачные», эффективно функционирующие рынки со свободным ценообразованием, отсутствие интервенций центрального банка на валютном рынке, приводящих к изменению официальных валютных резервов, не ограниченное национальными барьерами перемещение финансовых активов и капитала через границы.
2.2 Модели кругооборота
Двухсекторная модель кругооборота. Главными действующими «лицами» практически любой экономической системы, допускающей частную собственность на ресурсы и свободу предпринимательства, являются люди, которые в ней живут. Потребности и желания побуждают их приобретать товары и услуги, а чтобы получить необходимые для этого средства, они вынуждены так или иначе участвовать в процессе общественного производства (или жить за счет людей, участвующих в этом производстве). Можно сказать, что именно сектор домохозяйств и сфера производства (фирмы) составляют основу экономики. Вполне очевидно поэтому, что рассматривать функционирование всей системы следует начать с анализа взаимоотношений этих двух групп субъектов.
На первом этапе абстрагируемся от государства и внешнего мира и предположим, что в экономике есть только частный сектор. С одной стороны, такого практически не может быть, следовательно, такое допущение делает модель нереалистичной, но с другой стороны, между фирмами и домохозяйствами существует взаимодействие без участия государства и иностранцев. Вот эти связи и демонстрирует двухсекторная модель кругооборота.
Домохозяйства владеют ресурсами, но нуждаются в товарах и услугах, удовлетворяющих их потребности. Фирмы готовы производить товары и услуги, но для этого им необходимы ресурсы. Люди предоставляют свои ресурсы фирмам для участия в производстве, фирмы эти ресурсы оплачивают. Полученные доходы люди используют для приобретения благ.
Расходы домохозяйств на товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, называются потребительскими расходами, и при отсутствии других расходов они составляют выручку фирм от продажи товаров и услуг. Этот полученный от реализации доход идет, прежде всего, на оплату используемых в производстве привлеченных ресурсов: наемного труда, капитала, земли. Вычитая из выручки затраты на ресурсы, получим прибыль фирм, которая принадлежит их собственникам. Все доходы от продажи, совершив кругооборот, возвращаются домашним хозяйствам. Следовательно, совокупные доходы экономических агентов тождественно равны их совокупным расходам на товарном рынке, т.е. рыночной стоимости произведенного продукта.
Однако даже для самой простой двухсекторной модели было допущено слишком много упрощений. Во-первых, обычно люди не тратят весь свой доход на потребление. Часть дохода, не израсходованная на покупку товаров и услуг, сберегается. Конечно, отдельные индивиды могут не иметь сбережений или даже иметь отрицательные сбережения -- жить «в долг», тратя больше, чем заработали. Тем не менее в целом сектор домашних хозяйств обычно имеет положительные сбережения. Эти сбережения, по сути, являются изъятиями из дохода, поскольку не возвращаются в виде потребительских расходов на товарный рынок, а затем -- в виде выручки -- производителям товаров и услуг. Их называют «утечками» из потока доходов, или «изъятиями».
В реальной экономике часть этих денег остается в виде наличности, часть оседает на различных банковских счетах, часть направляется на покупку ценных бумаг. Очевидно, что в экономике с активным финансовым сектором, пользующимся доверием населения, доля наличных денег в сбережениях будет мала. В модели кругооборота предполагается, что все свои сбережения домохозяйства хранят в банках или направляют на приобретение ценных бумаг.
Во-вторых, помимо потребительских расходов на товарном рынке присутствуют и расходы фирм. Они покупают друг у друга сырье, полуфабрикаты, инструменты, строительные материалы, оборудование и прочие товары, оказывают друг другу услуги -- транспортные, юридические, консультационные, охранные и др. Часть затрат сразу включается фирмами в стоимость своего продукта и возвращается с выручкой от продажи. Другие затраты окупаются постепенно, иногда в течение нескольких лет. Это инвестиционные расходы бизнеса. К ним относятся, в частности, расходы на строительство или приобретение объектов недвижимости и покупку фирмами оборудования.
В-третьих, практически невероятно, что люди захотят купить именно столько товаров и услуг, сколько фирмы произвели и предлагают к продаже. Скорее всего, объемы производства и реализации не совпадут. Если будет произведено больше благ, чем куплено, у фирм будут накапливаться запасы непроданной продукции. Расходы фирм на создание дополнительных, пусть и не всегда запланированных запасов являются еще одним видом инвестиций фирм в производство. Превышение объема реализации над выпуском возможно только за счет использования прошлых запасов, тогда их величина будет сокращаться.
Выручку, из которой фирмы могут покрывать свои расходы, они получают обычно при продаже готового продукта; процесс производства к этому моменту уже завершен. Однако платить за ресурсы фирмы зачастую должны намного раньше: либо до, либо в процессе производства. К тому же, если вся выручка распределяется между собственниками ресурсов, включая изъятие прибыли владельцами фирм, у них просто не остается средств для инвестирования. Столь необходимые компаниям источники финансирования предлагает финансовый рынок, на который поступают сбережения домашних хозяйств.
Существует несколько вариантов привлечения фирмами сбережений с финансового рынка. Обычно производители предпочитают занимать деньги у финансовых посредников, чаще всего коммерческих банков, реже прибегают к выпуску ценных бумаг. В любом случае инвестирование осуществляется из имеющихся в экономике сбережений. В отличие от сбережений, которые изымаются владельцами из потока доходов, инвестиции увеличивают совокупные расходы на товары и услуги. Дополняя потребление домашних хозяйств, они компенсируют недостаток расходов на рынке благ, образовавшийся изза сбережений домохозяйств. Такого рода расходы (в данном случае инвестиционные) называются «вливаниями» в экономику, или «инъекциями».
Таким образом, совокупные расходы экономических агентов на товарном рынке складываются в двухсекторной модели из потребительских и инвестиционных расходов.
Итак, совокупные расходы частного сектора равны сумме потребительских и инвестиционных расходов:
Полученный доход домашние хозяйства распределяют между потреблением и сбережением:
Все доходы от производства, которые получает сектор домашних хозяйств, равны совокупным расходам:
E = Y, или C + I = C + S.
Вычитая из левой и правой частей тождества потребительские расходы, получим: I = S, или Сумма инъекций в экономику = Сумма изъятий из экономики.
Резкое падение спроса на товарном рынке приведет к спаду в производстве и уменьшению спроса фирм на ресурсы: безработица будет расти, а кризис -- усиливаться.
С другой стороны, именно сбережения домашних хозяйств являются основным источником инвестиционных средств, поступая в распоряжение фирм косвенно, через финансовых посредников, или непосредственно, через приобретение людьми выпущенных бизнесом ценных бумаг.
Трехсекторная модель кругооборота. Теперь рассмотрим, какие изменения происходят в экономической системе с появлением в ней еще одного активного участника -- государства. Модель кругооборота, раскрывающая взаимосвязи между тремя национальными экономическими агентами -- домашними хозяйствами, фирмами и государством -- пока еще в закрытой от внешнего мира экономике, становится трехсекторной. Воздействие государства на экономическую систему может идти в двух направлениях. С одной стороны, как в модели, так и в жизни государство выступает как самостоятельный экономический агент, потребляющий товары и услуги, использующий труд домашних хозяйств, имеющий собственные финансы и участвующий в создании совокупного дохода. С другой стороны, его присутствие и политика в разных сферах экономической жизни меняют поведение домашних хозяйств и фирм и их взаимоотношения. Нередко эти направления пересекаются.
С появлением государства доходы, заработанные владельцами ресурсов в производстве реального продукта, включая прибыль фирм, не являются больше доходами, которыми они могут полностью распоряжаться. Часть заработанных доходов переходит государству в виде налогов, при этом плательщиками могут выступать как непосредственно производители, так и домашние хозяйства.
Налоги, которые платят домашние хозяйства и бизнес, сокращают величину дохода, полученного от участия в производстве, и располагаемого дохода. При этом уменьшаются совокупные расходы на товарном рынке и совокупный выпуск. Негативное влияние налогов частично компенсируется обратным потоком государственных трансфертов частному сектору. С другой стороны, государственные закупки товаров и услуг дополняют потребительские расходы домохозяйств и инвестиционные расходы фирм на товарном рынке, увеличивая выручку фирм от реализации совокупного продукта. Общий эффект от государственного вмешательства зависит от соотношения между этими потоками, т.е. от сальдо государственного бюджета.
Четырехсекторная модель кругооборота. Четырехсекторная модель кругооборота доходов и расходов рассматривает экономические связи и взаимодействия между всеми экономическими агентами, включая внешний мир, и дает уже достаточно целостное представление о функционировании всей экономической системы.
Часть совокупного дохода, израсходованная на оплату иностранных благ, изымается из национальной экономики, увеличивая поток «утечек». Если рост расходов на импорт происходит неожиданно, фирмы сталкиваются с падением спроса на товарном рынке и накоплением запасов непроданных продуктов, что может вызвать снижение производства в будущем.С другой стороны, иностранные экономические агенты, получив доступ на внутренний рынок, покупают блага, произведенные на территории страны.
Недостаток средств для оплаты импорта может быть профинансирован займами, предоставленными иностранным сектором, или продажей активов (ценных бумаг, недвижимости и т.д.). Поскольку экономика нуждается в кредитных средствах, которые ей может предоставить внешний мир, обычно это сопровождается ростом процентных ставок. Происходит приток (ввоз) капитала на финансовый рынок. Средств, доступных для инвестирования во внутреннее производство, становится больше.
При отрицательном чистом экспорте, как уже было показано, происходит снижение курса национальной валюты по отношению к валютам торговых партнеров или «мировой» валюте, в которой осуществляются международные расчеты. Внутреннее производство становится сравнительно дешевле, и конкурентоспособность страны несколько повышается. Однако в реальной экономике такая ситуация не может продолжаться бесконечно долго (если только страна не является эмитентом той самой «мировой» валюты). Когда запасы иностранной валюты у экономических агентов истощатся, а притока капитала из-за границы будет недостаточно (очевидно, что рано или поздно это произойдет), платежеспособность страны на мировых рынках может оказаться под угрозой, вынуждая государство вносить жесткие коррективы в экономическую политику. Такая ситуация называется кризисом платежного баланса.
3. Современные проблемы формирования Российской СНС
Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построения цивилизованного рыночного общества - процесс сложный и длительный, неразрывно связанный с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна быть разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства. В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим:
Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.; трактовка производственной деятельности и определение ее границ;
определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);
Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);
Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);
Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики, когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов, отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);
Организационно-правовым (утверждение прав собственности и распределение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком России, Минфином, Таможенным комитетом и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в целом и в рамках кредитно-денежного сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);
Статистическим (актуализация единого государственного регистра предприятий и организаций Госкомстата России (ЕГРПО); пересмотр процедуры и методов сбора внешних и внутренних источников данных, их обобщения и разработки новых источников данных с использованием новых методов, отвечающих требованием построения системы национальных балансов).
Концептуальные проблемы формирования СНС в условиях рыночной экономики сводятся к:
1. Определению границ производственной деятельности в условиях рыночной модели хозяйствования;
2. Разработке основных концептуальных положений дальнейшего развития национальной экономики и определению в соответствии с этим состава системы основных показателей социально-экономического развития национальной экономики;
3. Разработке основных принципов формирования российской системы национальных балансов (целостность и сбалансированность в разрезе институциональных секторов экономики в целом по экономики в целом по экономике; обоснованность расчета макроэкономических показателей, обусловленная взаимосвязью показателей и инструментов и параметров государственной социально-экономической политики в разрезе всех ее направлений);
4. Разработке основных принципов функционирования российской системы национальных балансов;
5. Определению основных направлений развития СНС в соответствии с учрежденным вариантом развития национальной экономики в перспективе;
6. Разработке основных принципов формирования сценарных условий прогноза;
7.Разработке основных принципов формирования системы макроэкономических показателей в отчетном и прогнозном периодах, действующих на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально-экономической политики;
8. Разработке основных принципов формирования краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогнозов с использованием различных направлений государственной социально-экономической политики, их инструментов и параметров;
9. Соответствию концептуальных положений форсирования российской системе национальных счетов основным концепциям СНС ООН 1993г. в ее общем виде, международным требованиям и стандартам.
Теоретической основой российской СНС должна стать система взглядов, характерная для будущей рыночной экономики России, построенная на принципах теоретических концепций формирования Российской СНС; механизма ее функционирования и определения границ действия. Национальные счета имеются почти во всех капиталистических государствах, но ни в одной стране не существует системы в ее чистом виде. Причина заключается в самой природе капиталистической экономики, в которой государственные органы не имеют полного доступа к экономической информации частных предприятий.
Проблемы теоретического характера в экономике России в целом, в настоящее время, сводятся к определению и разработке целостной и взаимоувязанной системы макроэкономических балансов, показатели которой рассчитываются на основе инструментов и параметров различных направлений государственной социально- экономической политики, закрепленных в нормативно-правовых актах. Сбалансированность макроэкономических показателей и параметров государственной политики осуществляется как по институциональным секторам экономики, так и в рамках всей экономики в целом, достигается на каждом уровне балансировки, соответственно, через использование сквозных показателей системы балансов и через разработку сводного баланса потоков ресурсов.
Статистические проблемы. Переходность форм отношений (специфика форм собственности и их трансформирование), их неустойчивость, появление и функционирование особых переходных экономических форм, являющихся проявлением смешанности старого и нового. Одной из важных проблем, связанных с внедрением СНС в статистическую практику экономических расчетов в России, является перестройка ранее существовавшей системы отчетности и создание на ее базе новой адекватной основным концепциям общей СНС. Анализ - заключительный этап всякого статистического исследования. Анализ развития экономики, как правило, проводится с целью выявления основных взаимосвязей и пропорций общественного производства; степени влияния отдельных факторов на результаты экономической деятельности; получения теоретических выводов; образования целесообразности и направлений дальнейшего совершенствования используемой статистической методологии; формулировки практических выводах об основных тенденциях развития социально - экономических процессов и их эффективности.
Анализ обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи в динамике позволяет оценить правильность проводимой экономической политики России и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей.
Заключение
Национальный продукт является результатом функционирования экономики страны, деятельности ее хозяйствующих субъектов. Процесс создания и движения национального продукта можно представить в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между хозяйствующими субъектами, внутри единого народнохозяйственного кругооборота. Национальный продукт в натурально-вещественной форме представляет собой совокупность всех товаров и услуг, созданных в данной стране за определенный период времени (обычно за год), а в денежной форме - общую стоимость этих товаров и услуг.
В большинстве развитых и развивающихся стран национальный продукт представляет собой сумму товаров и услуг, производимых во всех отраслях экономики. Он рассчитывается по системе национальных счетов (СНС).
Система национальных счетов - это статистическая модель рыночной экономики, отражающая функционирование национального хозяйства в виде замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между макроэкономическими субъектами.
Система национальных счетов изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и национального дохода в стране. С ее помощью можно определить макроэкономические показатели состояния экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации определить степень достижения целей национальной экономики, выработать экономическую политику, провести сравнительный анализ экономических потенциалов разных стран.
В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К экономическим субъектам (агентам) национальной экономики здесь относятся хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными или финансовыми активами: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения и организации; государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются объектом купли-продажи; частные некоммерческие организации; домашние хозяйства; заграница (остальной мир).
В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей экономики. Анализ этих взаимосвязей проводится на базе общей модели кругооборота продуктов и доходов.
Библиографический список
1. Журавлева Г. П., Александров Д. Г. Экономическая теория. Макроэкономика.
2. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: учебник для вузов. -- М.: Норма, 2001. 456 с.
3. Тарасевич Л. С., Гребенников П. И. Макроэкономика: учебник. -- 6-е изд., испр. и доп. -- М.: Высшее образование, 2006. 654 с.
4.URL: http://stud24.ru/economics/narodnohozyajstvennyj-krugooborot/27271-82476-page1/html/
5.URL:http://stud24.ru/economics/nacionalnoe-schetovodstvo/183843-536637-page1/html/
6.URL:http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskayateoriya/makroekonomicheskiy-krugooborot/html/
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Показатель состояния экономики страны. Методы определения объема национального продукта. Цель использования системы национальных счетов (СНС). Валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, чистый национальный продукт.
реферат , добавлен 15.10.2008
Система национальных счетов (СНС) и ее основные макроэкономические показатели. Валовой национальный продукт (ВНП) - определение и расчет в процессе перераспределения: система взаимосвязанных показателей. Валовой внутренний продукт (ВВП) и его расчет.
курсовая работа , добавлен 18.04.2008
Ключевые макроэкономические проблемы. Модель народнохозяйственного кругооборота. Система национальных счетов. Валовой внутренний продукт и валовой национальный продукт. Понятие добавленной стоимости. Совокупный спрос и предложение, понятие равновесия.
шпаргалка , добавлен 27.07.2010
Совокупное производство и его компоненты. Наиболее важные аспекты экономического развития. Счета для национальной экономики. Стоимость конечного продукта. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт. Применение метода суммирования потока затрат.
презентация , добавлен 12.12.2015
Система национальных счетов и история ее создания. Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его измерения. Соотношение показателей в системе национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП. Совокупность статистических макроэкономических показателей.
лекция , добавлен 10.05.2009
Сущность и роль валового продукта как показателя системы национальных счетов. Методы подсчета валового продукта: по отраслям, доходам, расходам. Анализ динамики, ограничений и факторов роста ВВП в России, проблемы экономического роста и благосостояния.
курсовая работа , добавлен 18.10.2013
Система национальных счетов как метод социально-экономической статистики, принципы ее построения. Валовой внутренний продукт, его формы и методы измерения. Анализ валового внутреннего продукта Республики Беларусь, особенности изменения его динамики.
курсовая работа , добавлен 24.12.2010
Экономическая политика государства. Новые показатели макроэкономики и национальные счета. Внутренние угрозы экономической безопасности. Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт. Материальное производство и сфера нематериальных услуг.
реферат , добавлен 29.06.2011
Система национальных счетов и история ее создания. Валовой внутренний продукт и способы его измерения: по расходам, доходам, добавленной стоимости. Особенности соотношения показателей в системе национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен.
лекция , добавлен 23.10.2013
Валовой внутренний продукт (ВВП) и методы его расчета. Номинальный, реальный и потенциальный ВВП. Понятие и особенности валового национального дохода (ВНД) и валового национального продукта (ВНП). Суть эффекта мультипликатора и расчет его величины.