Законодательные акты источники земельного права. Федеральные законы как источник земельного права. Подзаконные акты как источники земельного права
Понятие источника права возникло более двух тысяч лет назад. Термин «источник права» употребляется в качестве формы выражения права. В различных случаях праву известны следующие источники: правовой обычай, судебный прецедент, религиозный памятник, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, юридическая доктрина и др. Исходя из общепринятых представлений источниками земельного права является нормативно-правовой договор, в том числе международный договор и нормативно-правовой акт.
Нормативно-правовые акты различают:
· по территории действия – на территории РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
· по времени действия: нормы земельного права не имеют обратной силы.
· по кругу лиц: общие нормативно-правовые акты (например, граждане РФ имеют право на получение земельного участка) и специальные (например, в зависимости от наличия дополнительных прав, наличия каких-либо льгот, профессиональных знаний (занятие крестьянско-фермерским хозяйством).
Таким образом, источник земельного права – документ, установленный в форме, изданной уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, в определенное время и среди определенного круга лиц, а также являющийся элементом системы земельного законодательства.
Система источников представляет собой иерархию составляющих ее элементов, расположенных в определенной соподчиненности. В связи с этим выделяют следующие уровни:
1. Международно-правовые договоры , которые регулируют различные сферы земельно-правовых отношений. К ним относятся соглашение РФ и КНР «О российско-китайской границе в ее западной части» 1994 г, 1996 – соглашение РФ и Китая «О природном заповеднике озера Ханка, которое создается в приграничных районах России и Китая». Одна часть заповедника находится в Приморском крае. Конвенция «О водно-болотных угодьях», имеющих важное международное значение 1971 г.
2. Конституция РФ . Многие из содержащихся в Конституции общих норм имеют земельно-правовую направленность. Ст. 9, 35 (право собственности охраняется законом), ст. 72 Конституции РФ о разграничении предметов ведения, ст. 42 о получении достоверной информации, в том числе о составе земель, ст. 58 – бережное отношение к природе, обязанность по сохранению и рациональному использованию природных богатств.
3. Федеральные конституционные законы
ФКЗ 2001 г. «О порядке принятия в состав РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ»
ФКЗ «О Конституционном суде РФ»
ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»
4. Федеральные законы, принимаемые Федеральным Собранием
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ иерархия актов внутри одного вида не допускается. Таким образом, ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.
ЗК РФ был принят 25 октября 2001 г. ЗК по своей структуре включает 108 статей и 18 глав. Среди источников ЗК занимает центральное место. ЗК закрепил систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю в условиях развития рыночных отношений в России. Он также разграничил собственность на федеральную собственность, субъектов РФ, муниципальных образований.
Статьи ЗК предусматривают всесторонний анализ реализации прав частных собственников, закреплены и гарантии, и механизм защиты, усилен механизм судебной защиты собственников земельных участков при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, введена статья о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конкретизированы и развиты нормы о праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, сервитут, аренда земельного участка. Впервые закреплены условия установления публичных сервитутов, впервые введено территориальное зонирование территории.
ФЗ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на движимое и недвижимое имущество»
ФЗ «О границах прав малочисленных народов»
НК, ГК, ФЗ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия», № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Градостроительный кодекс, ФЗ №74-ФЗ «О крестьянско-фермерском хозяйстве».
5. Указы Президента РФ
6. Постановления и распоряжения Правительства РФ
7. Акты министерств и ведомств
Акты Министерства сельского хозяйства, Министерства экономического развития РФ.
8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (правила землепользования и застройки г. Казани)
9. Руководящие Постановления Пленума ВС и решения ВАС
Постановление Пленума ВС 1999г. №6
10. Вспомогательные нормативно-правовые акты
К ним относятся ГОСТы, СНиПы, стандарты. В последнее время к источникам земельного права стали относить общие принципы права, нормативные договоры, соглашения, некоторые обладающие юридической силой обычаи. Договоры как источники об установлении сервитутов. К обычаям относят подп. 7 п. 3 ст. 33 ЗК, ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». ФЗ «О землеустройстве» (о возведении заборов по периметру участков). От 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав малочисленных народов России». Ст. 35 ЗК «О разделении земельных участков».
§ 1, Понятие и классификация источников земельного права
Под термином «источник права» понимают источник права в материальном и формальном смысле. Под источником права в материальном смысле понимаются общественно-экономические условия, которые детерминируют процесс правообразования при помощи и посредством государственной деятельности и которые составляют социальную основу права. Термином «источники права» в формальном, или юридическом, смысле обозначается специфика способов правотворчества, результатом которого являются нормативные правовые акты государства, органов местного самоуправления и их должностных лиц, служащие формой внешнего выражения норм права. Именно об этих источниках права в формальном, или юридическом, смысле идет речь при изучении дисциплины земельного права
Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны отвечать признакам, объективно присущим источнику права. Во-первых, должны являться носителями государственно-властной силы. Во-вторых, эти акты должны иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение. В-третьих, эти акты должны быть адресованы неопределенному числу субъектов. И, наконец, должны быть обязательны для исполнения всеми субъектами.
Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. К источникам права относятся также указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Особое положение в системе источников права занимают судебная практика и договорное право.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Правоприменительная функция осуществляется судами в процессе рассмотрения споров, которые возбуждаются по искам заинтересованных лиц. В процессе рассмотрения исков вырабатываются общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров, формируется единая практика деятельности судебных органов.
§ 2. Международные правовые договоры Российской Федерации как источники земельного права
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью национальной правовой системы. Основополагающий принцип соотношения норм российского и международного права закреплен в Конституции РФ как приоритет норм международного права над национальным правом, при этом нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью отечественной правовой системы.
Непосредственное действие норм международного договора в российском земельном праве Земельный кодекс РФ (ст. 4) признает при наличии двух условий:
Ратификации международного договора в установленном порядке;
Закрепление иных правил, чем те, которые установлены Кодексом. Международные договоры могут служить основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. В качестве примера можно привести Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Рамсар, 2 февраля 1971 г.), и Протокол об изменении Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц (Париж, 3 декабря 1982 г.).
§ 3. Конституция как источник земельного права
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., устанавливает основные положения всей российской правовой системы. Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции имеют непосредственное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства.
В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства Российской Федерации. Конституция РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В совместном ведении находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности, в том числе на землю; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; земельное законодательство. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.
Конституция определяет общие принципы для всех остальных отраслей права.
§ 4. Законы Российской Федерации как источники земельного права
Основополагающее место в системе источников земельного права занимает такой источник, как федеральные законы. Именно федеральные законы призваны урегулировать наиболее обширную сферу использования природных ресурсов и обеспечения охраны земель.
Центральное место среди прочих законов занимает Земельный кодекс РФ, принятый 25 октября 2001 г.
Земельный кодекс закрепил систему правовых норм, регулирующих отношения собственности на землю, что особенно важно в условиях рыночных отношений. Кодекс разрешил проблему разграничения публичной собственности на землю, установив критерии и принципы разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности. Урегулированы вопросы частной собственности на землю, предусмотрены меры по всестороннему соблюдению и реализации прав частных земельных собственников, закреплены их гарантии, механизм правовой защиты. Усилен механизм судебной защиты прав земельных собственников при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. С точки зрения создания привлекательных условий для иностранных инвестиций s России огромное значение имеют нормы, предоставляющие иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства право иметь в собственности земельные участки.
Федеральный закон от 24 июня 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеет своей целью установление благоприятных условий для развития сельского хозяйства, целесообразное использование сельских территорий, создание условий для рыночных институциональных преобразований и создание условий для эффективной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» направлен на урегулирование полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; установление прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; закрепляет меры государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и государственной поддержки деятельности в этой области и др.
Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» определяет землеустроительные отношения и права и обязанности участников землеустройства, определяет систему правовых норм, регулирующихправовые, хозяйственные, технические мероприятия, направленные на осуществление работ в области рационального и эффективного использования земли, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
В Федеральном законе от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре» закрепляется компетенция органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра; определяются состав сведений и документов государственного земельного кадастра и порядок ведения государственного земельного кадастра.
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель» устанавливает правовое регулирование земельных отношений, возникающих по поводу осуществления мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, на землях, предназначенных для нужд сельского хозяйства, и т.д.
К федеральным законам, регулирующим земельные правоотношения, также относятся Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Закон РФ от 11 октября 1991 г. №1738-1 «О плате за землю», Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах» и многие другие.
§ 5. Указы Президента РФ как источники земельного права
Одним из источников земельного права являются указы Президента Российской Федерации. Эти указы обязательны для исполнения на всей территории страны. Следует отметить, что особое значение указы Президента РФ имели до принятия Земельного кодекса РФ, когда существовало множество пробелов в земельном законодательстве и стояла необходимость в принятии решений по вопросам использования земель, их охраны, урегулирования отношений собственности по поводу земельных участков. В настоящее время большинство указов Президента РФ в сфере земельных правоотношений признано утратившими силу.
§ 6. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источники земельного права
Огромный массив земельного законодательства составляют постановления Правительства РФ и иные нормативные акты органов исполнительной власти. Земельный кодекс РФ предоставляет право Правительству РФ принимать в пределах полномочий, определенных Кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, постановления в области земельных правоотношений.
Основная цель постановлений Правительства РФ - конкретизировать положения федеральных законов или указов Президента РФ. Основанием такой конкретизации нередко являются нормы Земельного кодекса РФ, которые предусматривают необходимость принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства РФ.
§ 7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ как источники земельного права
Конституция России относит к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вопрос регулирования земельных отношений и издания нормативных правовых актов в сфере земельного права. Земельный кодекс РФ повторяет данное положение Конституции РФ, указывая, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, и фиксирует, что закон является основной, но не единственной формой реализации нормотворческих полномочий законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Во многих субъектах Федерации приняты законодательные акты, предметом правового регулирования которых является весь комплекс земельных отношений. В одних субъектах Российской Федерации действуют земельные кодексы, в других - законы о земле или законы о регулировании земельных отношений. Учитывая актуальность обеспечения охраны земель, в ряде субъектов Российской Федерации приняты законы, основной целью которых является решение этой проблемы.
§ 8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, согласно пункту 4 ст. 2 Земельного кодекса РФ, издаются в качестве источников земельного права на основании и во исполнение «настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации".
К компетенции ведения органов местного самоуправления относятся такие вопросы, как планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки, изъятие земельных участков и др.
§ 9. Судебно-арбитражная практика как источник земельного права Судебная практика занимает особое место в системе источников земельного права. Строго говоря, судебная практика не является источником права. Вместе с тем она играет важную роль в применении земельного законодательства. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров составляют практику деятельности судебных органов.
§ 10. Роль договоров и обычаев в регулировании земельных отношений
Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем.
Обычай был основным источником права на ранних ступенях развития общества. Многие последующие источники права представляли собой систематизированные записи наиболее важных и оправдавших себя обычаев.
Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками, расположенного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на последнее, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком - оправдавшему себя обычаю. Нередко сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей включаются в договоры сервитутов, распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.
Источниками земельного права являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли. В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты. Основным нормативным актом, определяющим конституционные основы земельных отношений, является Конституция РФ, в которой выделяют две группы норм: 1) нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст.ст. 9, 36 Конституции РФ); 2) иные статьи Конституции РФ опосредовано регулируют земельные отношения (ст.ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).
Источники земельного права - это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные общественные отношения. Нормативные правовые акты по своей форме и содержанию не однообразны. Они могут выступать в форме законов, указов Президента РФ, постановлений, положений, правил, инструкций, решений, приказов, уставов, договоров (соглашений) и т.д.
По своей юридической силе источники земельного права подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Законы, в свою очередь, подразделяются на:
Федеральные конституционные законы, обладающие высшей юридической силой и принимаемые Государственной Думой и Советом Федерации в особом порядке (соответственно две трети голосов депутатов Государственной Думы и три четверти голосов членов Совета Федерации). Федеральные конституционные законы не следует ограничивать рамками только Конституции РФ или конституций республик, входящих в состав Российской Федерации. К их числу следует, например, отнести Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997г. "О Правительстве Российской Федерации";
Федеральные законы. Примером может служить Закон РСФСР "О плате за землю" 1991г., Закон РФ "об особо охраняемых природных территориях" 1995г., Закон РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" 2002г. Наиболее распространенными формами подзаконных актов являются постановления Правительства РФ и утверждаемые ими положения или правила.
По направленности и содержанию регулируемых общественных отношений источники земельного права подразделяются на:
1) общие источники (например, Конституция РФ, Закон РФ "О местном самоуправлении" 1991г., ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" 1995г., Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" 1999г.). Данными законами определяются принципы охраны и рационального использования земель и организации управления земельными ресурсами;
2) специальные источники земельного права. Они предназначены в первую очередь для регулирования общественных отношений по поводу земли. К их числу относятся, в частности, Земельный кодекс РФ 2001г., Закон РФ "О плате за землю" 1991г., Закон РФ "О мелиорации земель" 1996г., ФЗ "О государственном земельном кадастре" 2000г., ФЗ "О землеустройстве" 2001г. и многие другие.
Нормативные акты по земельному праву подразделяются на федеральные, субъектов федерации, акты местных органов самоуправления.
Большую роль в регулировании земельных отношений имеют межотраслевые источники земельного права: ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" 2002 г., Водный кодекс РФ 1995 г., Лесной кодекс РФ 1997 г., Уголовный кодекс РФ 1996 г., Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г., Трудовой кодекс РФ 2002 г.
Систему источников земельного права образуют:
Конституция РФ;
федеративные договоры;
международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
законы (конституционные и федеральные);
указы и распоряжения Президента РФ;
постановления и распоряжения Правительства РФ;
конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
нормативные правовые акты министерств и ведомств;
нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
корпоративные (локальные) нормативные правовые акты;
правовой обычай.
ФЗ (ЗК, ВК, ЛК), также КоАП, УК.
Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ. В конце октября 2001 г. принят и вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации.
24 июля 2002 г. принят Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который призван обеспечить реализацию конституционных норм о частной собственности на землю, а также упорядочить отношения в сфере государственного управления земельными ресурсами в части распоряжения землями приоритетных категорий, которыми являются земли сельскохозяйственного назначения. Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.
Подзаконные акты (Указы Президента, Акты Правительства).
Не должны противоречить ЗК и ФЗ. «Об утверждении перечня приграничных территорий». Если нормы, сод-ся будут нарушать права граждан, то они могут быть оспорены в КС РФ.
– НПА в сфере налогообложения.
В сфере долевого строительства многоквартирных домов и объектов недвижимости.
Правительство регулирует земельные отношения в пределах компетенции, установленной ЗК, ФЗ и указами Президента. «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценке земель». Оспорить можно также в КС, ВС, ВАС.
Ведомственные акты. Приказ Министерства путей сообщения.
Акты иных органов ИВ.
Минэкономразвития:
В сфере кадастровой стоимости земельных участков
Ставки арендной платы за земельные участки
НПА органов гос.власти субъектов
В области исп-я и охраны земель
«Об обеспечении плодородия земель селькох.назначения»
Законы, связанные с правами граждан на земельные участки
Регулирование в сфере гос.управления.
НПА ИВ субъектов
В случаях, установленных актами высшей юр.силы. Постановление Прав-ва г.Москвы «..о градостроительных планах..»
НПА ОМСУ
Правила землепользования и застройки
Установление земельного налога
Установление публичных сервитутов.
Локальные акты. В организациях, учреждениях и предприятиях.
Общие принципы, договора и правовые обычаи.
Не являются источниками земельного права правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное к конкретному гражданину либо организации). Не рассматриваются также принимаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ постановления, содержащие руководящие разъяснения судам по вопросам применения земельного законодательства и разрешения земельных споров.
- Конституционные основы земельного законодательства.
Конституция РФ является основным и важнейшим источником всех отраслей российского права. Будучи законодательным обобщением достигнутого, Конституция вместе с тем выступает нормативной программой совершенствования общественного и земельного строя.
Статья 9 Конституции РФ требует, чтобы земля и другие природные ресурсы использовались охранялись как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В этой же статье определены возможные формы собственности на землю. Она может находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Согласно ст.36 собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты Федерации на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, но они не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным законам.
Поскольку вопрос владения, пользования и распоряжения землей, как предусмотрено ст.72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, субъекты Федерации могут, не ожидая издания федерального закона, издавать свои собственные земельные законы. Но если в дальнейшем будет издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации приводится в соответствии с федеральным законом.
К этим вопросам ст.72 Конституции относит также: регулирование отношений владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; режим особо охраняемых природных территорий; охрану памятников истории и культуры. В совместном ведении находятся также вопросы разграничения государственной собственности, в том числе земельной.
Решение остальных вопросов в области рационального использования и охраны земель Конституция РФ передает на усмотрение субъектов Российской Федерации.
Поэтому в ст.73 Конституции РФ записано: "Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти".
Конституцией РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий является самостоятельным. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура их определяется местным населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в том числе и земельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующей территории (ст.ст.130, 131, 132).
Важным источником земельного права являются конституции республик в составе РФ, которые принимаются на основе Конституции РФ и не должны ей противоречить. В конституциях республик учитываются национальные и местные особенности народного хозяйства и культуры каждой республики, а вместе с тем и задачи земельного законодательства в области рационального распределения, использования и охраны земельных богатств.
1) Земли используются и охраняются как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2) К предмету совместного ведения РФ и субъектов отнесены вопросы ведения, пользования и распоряжения землями, а также земельное законодательство.
3) Формы собственности на землю (государственная, муниципальная, частная и иные виды собственности)
Иных пока нет, а если будут, то установлены в ГК.
4) Права граждан на землю
Иметь в частной собственности землю
Собственником ведение осуществляется свободно, если не нарушает и не причиняет вред окружающей среде.
Введение: истoчник права
Источник (форма) права - исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права . Включают следующие виды:
- правовой обычай;
- нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
- нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
- правовой договор;
- прецедент.
Каждой отрасли российского права присущи свои источники.
В системе социальных правил (моральных, религиозных, технических) и норм право выделяется общеобязательным, письменным, категорическим характером, влекущим негативные последствия, санкции за несоблюдение и неисполнение (т.е. наказание), либо стимулирующие, поощрительные воздействия (за добросовестное исполнение).
Призванное быть регулятором общественных отношений, право должно получать внешнее выражение, приобретать различные, действующие с разной степенью категоричности и эффективности юридические формы. Именно эти формы, с помощью которых общества или его части становится обязательной, обозначаются термином «источники права» или «формы права».
В рамках правовой системы источники права выстраиваиваются по принципу их соподчиненности в иерархическую пирамиду. Единство и соподчиненность источников права, обеспеченные с помощью организационных, юридических механизмов и законодательной техники, способствуют единству государственной власти, сохранению, укреплению ее вертикали и неуклонному, единообразному применению, соблюдению и исполнению правовых требований.
В развитом цивилизованном юридическом и экономическом пространстве, где функционируют исторически обусловленные правовые, нравственные и экономические системы, могут существовать различные виды источников права: правовой обычай, нормативный правовой акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные тексты.
Однако не все эти источники права действуют одновременно и с одинаковой силой — на их действие влияют специфические исторические черты правовых систем той или иной страны, особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции отраслей права, в нашем случае — земельного, природоресурсного.
Считается распространенным мнение о том, что России неизвестен судебный прецедент ввиду отсутствия обязательности одних судебных решений для остальных судов. Такая точка зрения была оправданна в том смысле, что в России прецедентного права в общепринятом понимании действительно пока нет. Однако практика складывается таким образом, что судебные решения также становятся источником права, в том числе земельного.
Решения одних судов являются авторитетными для других: решения вышестоящих судов РФ по конкретным и кассационным делам нередко публикуются и, как правило, учитываются нижестоящими судами. Кроме того, постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, определения их коллегий могут являться обязательными для остальных судов. Таким образом, и в России судебный прецедент начинает занимать хотя и ограниченное, но определенное место. Окончательными и обязательными для исполнения являются постановления и иные акты Конституционного Суда РФ, в правоприменительной практике учитываются его концептуальные правовые позиции.
Идеи и доктрины, т.е. мнения ведущих ученых-юристов, в ряде государств участвуют в формировании права, становятся обязательными, общими, т.е. не персонифицированными, рассчитанными на неоднократное исполнение, получая отражение в законодательстве и праве, в том числе в земельном.
Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных . Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм.
Источник зе-мельного права - документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной тер-ритории, определенное время и среди определенного круга лиц, яв-ляющийся элементом системы земельного законодательства.
Нормативные правовые акты составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт:
- международные договоры;
- Конституция и предусмотренные ею федеральные конституционные законы;
- федеральные законы, законы РФ;
- подзаконные акты (к ним относятся акты как государственных органов, так и органов местного самоуправления);
- законы субъектов РФ.
Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.
Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.
- как земельное закондательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК),
- так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.
Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.
Вторую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Помимо вышеперечисленного, источники земельного права можно классифицировать по следующим критериям:
1. по территории действия:
- федеральные (НПА для всей страны - Земельный кодекс, ФЗ и т.д.);
- региональные (НПА для одного субъекта федерации);
- местные (НПА для одного муниципального образования).
2. по кругу субъектов:
- общие;
- специальные (для субъектов, обладающих специальными признаками).
Конституция как источник земельного права
Основной закон — Конституция России, предусматривающая основы конституционного строя, права и свободы человека и , федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления.
Конституционные положения являются отправными для других отраслей права, в том числе для земельного.
При этом «земельные» нормы Конституции РФ можно условно разбить на две большие группы:
1) непосредственно посвященные земельным отношениям:
- ст. 9 — о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;
- ст. З6 — о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;
- ст. 42 — о праве каждого на благоприятную окружающую среду;
- ст. 58 — об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;
- ст. 72 — об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности.
2) опосредованно участвующая в регулировании земельных отношений:
- ст. 2, 17 и 18 — о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, защита которых является обязанностью государства и всех его органов;
- ст. 1, 7 -- о демократическом, правовом, социальном характере Российского государства;
- ст. 8 — о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности;
- ст. 19 — о равенстве всех перед законом и судом;
- ст. 25, 40 — о праве на жилище и его неприкосновенности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище;
- ст. 45, 46, 47 и 48 — о гарантировании государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, в частности гарантировании судебной защиты;
- ст. 57 — об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы и др.
Аналогично строятся и конституции, уставы субъектов Российской Федерации.
Главенствующее положение Конституции среди других законов обусловлено тем, что она имеет наивысшую юридическую силу среди других высших нормативных актов — законов и обладает прямым действием на всей территории Российской Федерации. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Федеральные законы как источники земельного права
Если среди источников земельного права на первом месте находится нормативный правовой акт, то среди различных видов нормативных правовых актов закон в России стоит на первом месте и занимает особое положение, что обусловлено следующим:
- закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений;
- законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным голосованием — референдумом в особом порядке.
Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как
- Земельный (2001 г.), Водный (2006 г.), Лесной (2006 г.), Градостроительный (2004 г.) кодексы;
- Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве";
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости";
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
- Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
- Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
- Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель";
- Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и др.
Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.
Источниками земельного права являются федеральные законы, входящие в иные отрасли права , но предусматривающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:
1) законы природоресурсного блока (регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов - кроме земли): Федеральные законы «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;
2) законы иных отраслей права.
Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.
Подзаконные нормативные акты как источники земельного права
К подзаконным нормативным актам относятся:
- указы Президента РФ;
- постановления Правительства РФ;
- ведомственные акты, нормативные акты организаций;
- иные акты (акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления).
Указы Президента РФ как источники земельного права
Главными подзаконными актами являются указы Президента России: подзаконными они считаются потому, что согласно ст. 90 Конституции РФ они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Главенствующая роль указов Президента среди подзаконных актов основывается:
- согласно ст. 80 Конституции РФ Президент России определяет основные направления внутренней и внешней политики государства в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами;
- Президент является прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
- указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России.
Перечень указов Президента
Неполный перечень тем указов Президента в области регулирования земельных отношений дает представление о месте этого вида источника права в формировании земельного права в последние годы. Оказавшими значительное влияние на развитие земельных отношений можно считать Указы:
- «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками»;
- «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
- «О налогообложении продажи земельных участков и других операций с землей»;
- «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»;
- «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»;
- «О реализации конституционных прав граждан на землю»;
- «О государственной поддержке садоводов, огородников и владельцев личных подсобных хозяйств (изложение содержания приведенных указов дается в последующих главах, раскрывающих соответствующие институты земельного права)»;
- «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».
Постановления Правительства как источники земельного права
Следующими источниками земельного права в иерархии подзаконных актов являются постановления Правительства Российской Федерации, которое осуществляет в Российской Федерации.
Акты Правительства принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ и являются обязательными к исполнению в Российской Федерации (ст. 110 и 115 Конституции РФ).
Среди предусмотренных в ст. 114 Конституции полномочий Правительства РФ имеются и такие, которые относятся к регулированию и реализации земельных отношений, а именно: разработка и представление федерального бюджета и обеспечение его исполнения; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка.
Во исполнение своих полномочий Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании земельного права.
Перечень актов Правительства
- «О мониторинге земель в Российской Федерации»;
- «О порядке ведения государственного земельного кадастра»;
- «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации»;
- «О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам»;
- «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»;
- «Об утверждении Положения о порядке установления границ зем-лепользования в застройке городов и других поселений»;
- «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание ав-томатизированной системы ведения государственного земельного кадастра»;
- «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации»;
- «О мерах по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей минеральными удобрениями и химическими средствами защиты растений»;
- «Об экономических условиях функционирования агропромышлен-ного комплекса Российской Федерации»;
- «О порядке определения нормативной цены земли»;
- «О государственной кадастровой оценке земель»;
- «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации».
Ведомственные акты как источники земельного права
К подзаконным актам относятся приказы, инструкции, правила, наставления, принимаемые центральными органами исполнительной власти, к которым согласно Федеральному конституционному закону о Правительстве РФ относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства (Федеральная служба безопасности, Федеральная пограничная служба, Росгидромет и др.).
Их акты регулируют отношения внутри системы своего ведомства, однако почти каждое из них обладает некими надведомственными, порой координационными функциями, которые и обусловливают зна-чение ведомственных актов как источников права не только для его сотрудников, но и для остальных граждан.
Таким образом, для осуществления указанных задач федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, называемые ведомственными.
Примерами нормативных ведомственных актов
Примерами нормативных ведомственных актов, затрагивающих земельные отношения, могут служить:
- приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации»;
- Инструкция о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных. Утверждена Министерством сельского хозяйства РФ и Государственным таможенным комитетом РФ;
- приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды «О порядке рассмотрения материалов на ввоз в Российскую Федерацию ядовитых веществ»;
- письмо Министерства природных ресурсов РФ и Министерства сельского хозяйства РФ «О порядке лицензирования бурения скважин на воду (кроме бурения скважин на термальные воды)»;
- приказ Министерства путей сообщения РФ «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорож-ного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог»;
- письмо Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «О включении в состав сведений, подлежащих регистрации, прав на недвижимое имущество, градо-строительных ограничений и сервитутов»;
- Инструкция Министерства РФ по налогам и сборам по применению Закона РФ «О плате за землю».
Нормативные акты организаций как источники земельного права
Нормативные акты организаций, т. е. акты, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права, принимаются в организациях, учреждениях и на предприятиях. Они называются локальными и могут быть двоякого вида:
- рассчитанные на работающих на данном предприятии, т. е. обращенные внутрь предприятия, либо
- направленные вовне предприятия;
и те и другие носят общий характер, сориентированы на неоднократное число применения.
Примером первого вида нормативного акта можно считать план внутреннего землеустройства, утвержденный полномочным органом сельскохозяйственной организации (предприятия). Сюда же относятся внутриколхозные, например правила вспашки зяби, одобренные на колхозном собрании.
Общий характер они носят потому, что распространяются на всех работников данного хозяйства, кто бы ни осуществлял предусмотренные этими правилами работы. В случае выбытия (увольнения) одних работников эти нормы действенны и для других работников, заступивших на их место.
Ко второму виду нормативных актов организаций можно отнести правила и порядок землеустроительных работ, утвержденный негосу-дарственной хозрасчетной организацией: они принимаются на основании и во исполнение вышестоящих нормативных актов — законов, указов, постановлений, приказов и т. п., обязательны для исполнения обращающимися в организацию гражданами.
Четкой границы между этими видами нормативных актов организаций порой нет: правила внутреннего распорядка, например, лесничества обращены вовнутрь организации, однако не могут не учитываться обращающимися в лесничество гражданами; в то же время обращенные к гражданам правила оформления земельных документов, конкретизированные в актах организации, являются обязательными для работников и самой этой организации.
Нормативные акты организации хотя и находятся в иерархии нор-мативных актов на самой низшей ступени, т. е. обязаны соответствовать всем вышестоящим нормативным актам, тем не менее являются самыми массовыми, регулирующими наибольшее число прав граждан и конкретных земельных отношений, приносящими наибольшее количество нарушений законности и посягательств на права граждан, в том числе земельные, источниками земельного права.
Общие принципы права, договоры и обычаи как источники земельного права
Отправные, исходные начала правовой системы становятся источником права, если такая их роль закрепляется в законодательном порядке. Например, в ст. 38 Статута Международного суда предусматривается: «...суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».
В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно ст. 6 Гражданского кодекса РФ при невозможности использования , т. е. применения законодательства, регулирующего сходные отношения, можно определять права и обязанности сторон исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости. Правда, судебная прктика постоянно сталкивается с трудностями различного понимания и толкования этих понятий различными лицами и инстанциями, что обусловливается недостаточными правовыми и моральными традициями.
Соглашения между различными субъектами договоры — права могут содержать правовые нормы: не только устанавливать права и обязанности сторон, но и устанавливать общие правила поведения, которым должны в будущем подчиняться все участники предусмотренных в них общественных отношений. Примерами таких нормативных договоров в земельном праве являются договоры об общих и специальных земельных сервитутах.
В условиях федеративного устройства государства приобретают значение соглашения между государственными органами Федерации и ее субъектов . К настоящему времени такие соглашения заключены между центром и рядом субъектов Федерации и во всех присутствуют нормы по вопросам земельных отношений, и это неудивительно, так как Конституцией РФ эти вопросы отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.
К этой же группе источников земельного права относятся примерные или типовые договоры , разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными на то органами. В настоящее время их правовая сила подвергается обсуждению, а поле действия — сокращению, поскольку гражданским законодательством провозглашена свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 ГК РФ). Видом нормативного договора является международный договор, предусмотренный в упомянутой ст. 15 Конституции РФ. В ней также говорится, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Правило поведения, сложившееся в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного, считается правовым обычаем . В земельном праве правовой обычай занимает наибольшее место по сравнению с другими отраслями права, что можно объяснить наибольшей длительностью, актуальностью и во многом неурегулированностью земельных общественных отношений.
Обычай делового оборота предусматривается в ст. 5 ГК РФ: им признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычай, противоречащий положениям законодательства или договора, не применяется.
Примером включенного в земельное право обычая можно считать правило раздела земельного участка между собственниками располо-женного на нем строения не только пропорционально долям права собственности на строение, но и согласно сложившемуся порядку пользования участком, оправдавшему себя обычаю. Нередко включаются сформировавшиеся и устоявшиеся правила пользования землей в договоры сервитутов, в распределение конкретных земельных долей при акционировании крестьянских коллективных хозяйств, при выделении из них отдельных членов.
Министерство образования Российской Федерации
Якутская государственная сельскохозяйственная академия
Юридический факультет
Кафедра гражданского и аграрного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Земельное право
Источники земельного права
Выполнила: студентка 6-го курса з/о Ю-05
Федорова Лилия Николаевна
Проверил: Эверстова А. Г.
Якутск 2010
1. Понятие и классификация источников земельного права
2. Конституция Российской Федерации как источник земельного права
3. Международный договор Российской Федерации как источник земельного права
4. Закон как источник земельного права
5. Указы Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти как источник земельного права
6. Законы, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права
Использованная литература
1. Понятие и классификация источников земельного права
Понятие источника земельного права . Понятие «источник права» возникло более двух тысяч лет назад. Это выражение впервые использовал Тит Ливий, характеризуя законы XII таблиц как «fons omnis publici privatique iuris», т.е. как источник всего публичного и частного римского права.
Нередко понятие «источник права» используется в смысле источника правовых норм, т.е. содержания права. А также может употребляться и в качестве способа выражения содержания соответствующей правовой нормы, т.е. формы выражения права.
Источниками земельного права являются нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения. Такие нормативные правовые акты должны: 1) являться носителями государственной силы; 2) иметь нормативный характер, т.е. быть рассчитаны на многократное применение; 3) адресованы неопределенному числу субъектов; 4) быть обязательны для исполнения всеми субъектами.
Источником земельного права является нормативный правовой акт, принятый органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции, который устанавливает, изменяет или отменяет земельно-правовые нормы – юридически обязательные модели поведения участников земельных отношений.
Нормативные правовые акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на: нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. По горизонтали эти нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты).
Виды источников земельного права . Источник земельного права – нормативный правовой акт, который содержит земельно-правовые нормы, т.е. нормы права, цель которых регулирование земельных отношений. Выделяются следующие виды источников земельного права: Конституция РФ, международные договоры РФ, законодательные акты, основной целью которых является регулирование земельных отношений; законодательные акты, регулирующие отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, и иные законодательные акты. Указы Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Судебная практика . Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют важную функцию, применяя земельное законодательство, обеспечивая защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц на землю. Вырабатываемые общие подходы, принципы, единообразные формы разрешения споров – практика деятельности судебных органов.
Судебная практика разрешения отдельных категорий дел выражена в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Большое значение для совершенствования практики применения земельного законодательства в части охраны земель имеют постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ.
На развитие земельного законодательства влияют постановления Конституционного Суда РФ.
земельное право источник
2. Конституция Российской Федерации как источник земельного права
Конституционные принципы регулирования земельных отношений . Конституция РФ, обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным законодательным актам, занимает центральное место среди источников земельного права. Ряд положений Конституции имеют непосредственное значение для земельного права, так как являются основой развития земельного законодательства. В Конституции РФ закреплены общие принципы регулирования земельных отношений в системе законодательства нашей страны. Статья 72 Конституции относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В случае отсутствия федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Однако после принятия федерального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие федеральному закону.
В Конституции РФ в общей форме определены полномочия некоторых органов государственной власти по регулированию земельных отношений. Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, т.е. вправе управлять землями, находящимся в федеральной собственности. Конституция РФ закрепила полномочия органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в которой могут находиться и земли.
В статье 74 Конституции выражен принцип приоритета обеспечения интересов охраны природы, в том числе охраны земель в сфере регулирования единого экономического пространства, единого рынка. В Конституции закреплены особенности правового регулирования земельных отношений. Земельные отношения должны регулироваться особым специальным федеральным законодательным актом – земельным кодексом РФ.
Конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В статье 8 Конституции выражен принцип равенства всех форм собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 9 (ч.2) Конституции допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. это означает, что в земельном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда это допускается только по решению суда, а не какого-либо иного органа. Кроме того, предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. Большое значение для защиты права частной собственности на землю имеет конституционное определение пределов ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Конституционные основы обеспечения охраны земель. В статье 42 Конституции закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечивается путем реализации соответствующих механизмов, содержащихся в Федеральном законе, а также рядом специальных земельно-правовых и иных норм.
Статья 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В земельном законодательстве эта обязанность выражена путем возложения на всех субъектов земельных отношений конкретных обязанностей по рациональному использованию и охране земель.
3. Международный договор Российской Федерации как источник земельного права
Общая характеристика. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы. Закреплен принцип приоритета норм международного права над национальным правом. Этот принцип находит подтверждение и в земельном законодательстве нашей страны. В статье 4 Земельного кодекса предусмотрено, что если международным договором РФ, ратифицированным в установленном порядке, предусмотрены иные правила, чем Земельным кодексом, применяются правила международного договора. Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров регулируется Федеральным законом.
Значение международного договора как источника земельного права. На основании международных договоров РФ определяется линия государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. Также на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе земель в пограничной зоне. Международные договоры могут служить основой для установления режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях.