Политика дешевых и дорогих денег. Банковское обозрение К методам политики дешевых денег относятся
Возвращаясь к Центральному банку, отметим, что денежно-кредитное регулирование эффективно лишь во взаимодействии с другими видами государственного регулирования экономики. Ведь национальную экономику могут расстроить не только непрофессиональные действия Центрального банка, но и просчеты и ошибки со стороны правительства по перераспределению ВВП в виде налогов и бюджетных расходов. Поэтому на правящие политические элиты возлагается большая ответственность за профессиональную и слаженную деятельность Центрального банка и правительства. Решения и действия Центрального банка должны согласовываться с решениями и действиями правительства, но при этом деятельность ЦБ защищается законом от волюнтаризма чиновников. Другими словами, монетарная политика должна быть взвешенной и в то же время гибкой, адекватной реальной экономической ситуации.
Объективным фактором, что обусловливает необходимость проведения гибкой монетарной политики, является циклический характер развития рыночной экономики. Разумеется, в периоды экономических рецессий и депрессий экономика может обходиться меньшим количеством денег, чем в периоды подъема, когда растут занятость и производство товаров.
Главными задачами Центрального банка как регулятора является обеспечение 1) стабильности национальной денежной единицы и 2) рост реального объема ВВП и полной занятости (рис. 18.1).
Рис. 18.1.
Задача монетарной политики ЦБ достигаются, главным образом, путем регулирования количества денег в обращении. Такое регулирование денежного предложения осуществляется с помощью определенных инструментов.
Основные инструменты монетарного регулирования экономики:
Операции на открытом рынке;
Изменения учетной ставки;
Изменения нормы резервирования.
Операции на открытом рынке - это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг, главным образом облигаций (долговых обязательств государственной казны).
Покупая государственные ценные бумаги у коммерческих банков, центральный банк тем самым дает последним дополнительные средства и возможности большего кредитования клиентов. Когда же центральный банк поступает наоборот, то есть продает государственные ценные бумаги, то таким образом он уменьшает количество денег в экономике и сдерживает кредитную экспансию коммерческих банков, а, следовательно, уменьшает инвестиционный и потребительский спрос со стороны фирм и домохозяйств.
В странах с развитой рыночной экономикой операции на открытом рынке являются наиболее распространенным и гибким инструментом денежно-кредитного регулирования. Это объясняется, в первую очередь, высоким доверием к государству, его обязательств, а также финансовой мощью государства, наличием развитой инфраструктуры фондового рынка.
Учетная, или учетная ставка - это процентная ставка, по которой центральный банк кредитует коммерческие банки.
Термин "ставка", или "ставка", возник давно, еще когда основной формой кредитования банков был учет (и переучет) векселей, то есть кредиты предоставлялись под залог векселей со скидкой от их стоимости (с дисконтом). Теперь Центральный банк обычно кредитует их под залог государственных облигаций и других ценностей (банковских металлов, средств в иностранной валюте). Такие кредиты предоставляются, как правило, крупным банкам, оказавшимся перед угрозой банкротства и нехватки ликвидности.
Изменяя учетную процентную ставку, Центральный банк определенным образом влияет на денежную массу в экономике. Повышая ее, он "сбивает" спрос на кредитные ресурсы и тем самым сокращает покупательную способность фирм и домохозяйств; снижая ее, он, наоборот, способствует увеличению спроса на кредитные ресурсы, а соответственно и экономической активности хозяйствующих субъектов.
Однако в экономически развитых странах учетная процентная ставка является менее популярным инструментом регуляторной политики, поскольку Центральному банку трудно спрогнозировать объем займа, которым у него воспользуются коммерческие банки. Тем более, что тамошние коммерческие банки больше полагаются на работу с клиентами, на создание более привлекательных условий для хранения частных сбережений, средств фирм, пенсионных и страховых фондов и тому подобное.
Норма резервирования - это требование Центрального банка к коммерческим банкам относительно резервирования определенной доли их депозитов.
Изменяя норму резервирования, Центральный банк также соответствующим образом регулирует количество денег в экономике. Повышение этой нормы приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков и объемов кредитования клиентов. В случае же снижения этой нормы кредитная активность коммерческих банков усиливается.
Однако в банковской практике изменения официальной нормы резервирования применяются редко. Это объясняется тем, что этот инструмент является наиболее жестким и сильнодействующим. Так, повышение резервной нормы может негативно повлиять на финансовое состояние коммерческих банков и всей экономики. Ведь в таком случае банки вынуждены срочно продавать часть имеющихся у них ценных бумаг, досрочно выкупать собственные облигации из обращения и тому подобное.
Итак, подытоживая рассмотрение инструментария денежно-кредитного регулирования, еще раз отметим следующее: среди трех основных инструментов (операции на открытом рынке ценных бумаг Центральный банк применяет ежедневно и в больших объемах; учетную ставку он меняет периодически и как дополнительное средство к предыдущему; изменения нормы резервов коммерческих банков регулятор удается редко и крайне осторожно.
В зависимости от целей, которых предстоит достичь, практикуется две модели монетарной политики Центрального банка: политика "дешевых денег" политика "дорогих денег" (рис.18.2).
Рис. 18.2.
Политика "дешевых денег" - это экспансионистская денежно-кредитная политика, которая осуществляется путем увеличения количества денег в экономике и направлена на стимулирование экономического роста и занятости.
Увеличение денежной массы в экономике достигается путем: а) покупку центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков; б) снижение учетной ставки процента при кредитовании коммерческих банков; в) уменьшение нормы банковских резервов. В результате этих мероприятий увеличивается кредитный потенциал коммерческих банков, их кредиты становятся более дешевыми, а следовательно, растет спрос на них, который, в свою очередь, стимулирует рост производства и занятости.
Политика "дорогих денег" - это рестриктивная (от лат. - ограничения) денежно-кредитная политика, которая осуществляется путем сокращения денежной массы в обращении и направлена на сдерживание инфляции.
Сокращение денежной массы в экономике достигается путем: а) продажа центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке; б) повышение учетной ставки; в) увеличение нормы резервов. Эти меры Центрального банка предусматривают уменьшение кредитных возможностей коммерческих банков, делают их кредиты дороже, что приводит к сокращению спроса, а следовательно, и сдерживания роста цен в стране.
2. Политика дорогих и дешевых денег.
1. Денежно-кредитная политика формируется и осуществляется центральным банком страны. Она представляет собой совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении, уровня процентной ставки и других экономических показателей денежного обращения в стране.
Главными целями денежно-кредитной политики выступают экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Для осуществления этих целей центральный банк регулирует предложение денег путем воздействия на денежную массу, а также на денежный мультипликатор.
Инструменты, которыми пользуется центральный банк, делятся на инструменты прямого и косвенного регулирования. К первым относят лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента. Постепенное построение рыночной системы ведет к ослаблению прямых инструментов регулирования, а затем и вытеснению их косвенными инструментами регулирования.
К инструментам косвенного регулирования денежно-кредитной политики относят: операции на открытом рынке, изменение нормы резерва, изменение учетной ставки.
Покупая ценные бумаги на открытом рынке, центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков, что ведет к росту денежного предложения. Продажа ценных бумаг центральным банком ведет к уменьшению резервов коммерческих банков и, следовательно, к уменьшению предложения денег. Операции на открытом рынке являются наиболее важным инструментом, посредством которого регулируется денежная масса в стране.
В настоящее время существует обязательная норма резервов, устанавливаемая центральным банком. Установленные резервы служат средством, с помощью которого можно воздействовать на объем денежной массы страны.
Установление повышенной нормы обязательных резервов ведет к уменьшению средств для активных операций коммерческих банков и сокращению денежного предложения. И наоборот, снижение нормы обязательных резервов увеличивает денежное предложение. В России требования к норме резервов находятся в пределах от 15% до 20% в зависимости от срока депозита.
При выдаче кредита коммерческие банки устанавливают цену за пользование деньгами -- учетную ставку, которая зависит от учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. При увеличении учетной ставки сокращается возможность предоставления кредита фирмам и населению, что может привести к снижению деловой активности и денежной массы. Повышение учетной ставки является также приемом борьбы с инфляцией. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
Манипулирование учетной ставкой со стороны центрального банка является традиционным рычагом воздействия денежно-кредитной политики. Необходимо иметь в виду наличие субъективного фактора, влияющего на принятие решений в вопросах кредитования коммерческими банками. Многое зависит от экономической конъюнктуры, прогнозов.
2. В зависимости от экономической ситуации центральный банк проводит политику дорогих и дешевых денег.
Политика дорогих денег имеет своей целью сокращение денежного предложения. Обычно она проводится в период усиления инфляции. Кредит делается дорогим и труднодоступным.
Сокращению денежного предложения способствует продажа центральным банком ценных бумаг на открытом рынке, увеличение первичных требований и учетной ставки.
Политика дешевых денег проводится, когда в экономике имеет место недоиспользование производственных мощностей, безработица. Проведение политики дешевых денег наиболее характерно для периодов спада. Кредит в этом случае становится дешевым, легкодоступным. Увеличению денежного предложения способствует покупка ценных бумаг центральным банком на открытом рынке, понижение резервной нормы, уменьшение учетной ставки. Увеличение денежного предложения вызывает рост инвестиций и повышение деловой активности, но может усилить инфляционные процессы.
Политика центрального банка оказывает самое непосредственное влияние на состояние финансов в стране. Особенно велика роль центрального банка в предотвращении кризисов в деятельности коммерческих банков. (Об основных направлениях денежно-кредитной политики и ее особенностях в Российской федерации см. М.К. Бункина. Национальная экономика. Гл. 10.)
Основные термины
Цели денежно-кредитной политики, инструменты денежно-кредитной политики, обязательные резервы, операции на открытом рынке, изменение учетной ставки, изменение нормы обязательных резервов, учетная ставка центрального банка (ставка рефинансирования), политика дорогих денег, политика дешевых денег.
Литература
1. Долан Э. Макроэкономика/ Э. Долан, Д. Линдсей.- СПб.: Наука,1994. -- Гл. 8-10.
2. Макконнелл К. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1/К.Макконнелл., С. Брю.- М.: Республика, 1992. -- Гл. 17, 18.
3. Фишер С. Экономика/ С.Фишер, Р. Дорнбуш, Р Шмалензи.-М.: Изд-во МГУ, 1997.-- Гл. 26,
4. Агапова Т. А. Макроэкономика/ Т.А.Агапова, С.Ф. Серегина.- М.: Дело и сервис, 1999. --
5. Лифшиц А. Введение в рыночную экономику./Ред. А.Лифшиц, И.Никулина. - М.: Высш. шк., 1995.- Гл. 7-8.
Влияние дедолларизации российской экономики на развитие предприятий малого бизнеса
В условиях посткризисного восстановления экономики основное внимание уделяется экспансионистской фискальной политике (мягкой налоговой политике)...
Государственная политика перераспределения доходов
Если в середине ХХ столетия область социальной политики, проводившейся в рамках welfare state, включала здравоохранение, образование, обеспечение жильем...
Государственное регулирование экономики
Денежно-кредитная политика (иногда ее называют монетарной или просто денежной) - это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны для достижения преследуемых ими целей и воздействующих на количество денег, находящихся в обращении...
Денежная система России
Согласно эволюционной концепции происхождения денег, они возникли как результат развития общественного разделения труда, обмена, товарного производства. Такую концепцию разделяют и неоклассическая, и марксистская школы...
Денежная система России и ее функционирование в современных условиях
С далекой древности известны деньги, появившиеся как результат более высокого развития производства и товарных отношений. Условием обмена становится разделение труда, а объектом обмена выступают продукты сельского хозяйства...
Денежно-кредитная политика и ее особенности в Республике Беларусь
Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги...
Деньги - основа современной экономики
Историческая наука установила, что деньги (их первоначальные формы) появились в Глубокой древности у разных народов, независимых друг от друга, что подчеркивает универсальность и необходимость денег в общественной жизни...
Инструменты и передаточный механизм денежно-кредитной политики
Процесс последовательного воздействия на определенные параметры денежно-кредитной сферы с целью влияния на реальный сектор экономики называется передаточным механизмом денежно-кредитной политики...
Исследование денежного рынка Республики Беларусь и определения путей его развития
Главным элементом рыночной экономики являются деньги, которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов...
Монетарная или денежно-кредитная политика государства
Выше уже были упомянуты политика дорогих денег (рестрикционная) и политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе я рассмотрю, в чем она заключается и каков механизм реализации той или иной. Рассмотрим две ситуации...
Налогово-бюджетная политика и ее роль в стабилизации и развитии экономики
Налогово-бюджетная политика (фискальная политика) представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета...
Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике
Современные деньги: сущность, формы, эволюция
Теории денег
Существуют научные концепции возникновения денег: рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том...
Экономическая теория (макроэкономика)
1. Денежно-кредитная политика формируется и осуществляется центральным банком страны. Она представляет собой совокупность мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении...
В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель - сделать кредит более дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Какие меры могут обеспечить достижение этой цели?
Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить собственные резервы. Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков. В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.
Политика «дорогих» денег имеет своей целью ограничение денежного предложения, с тем чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции, и включает:
- 1) повышение учетной ставки процента, что выступает антистимулом для заимствований коммерческих банков у центрального банка;
- 2) продажу центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;
- 3) увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.
Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования, влияющих на весь денежный рынок в целом, центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита (например, прямое ограничение размеров банковских кредитов на потребительские нужды, под биржевые ценные бумаги, установление пределов ссуд для одного заемщика и т.п.).
Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовых коэффициентов.
Контроль за рынком капиталов - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередность эмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования, квоты выпуска облигаций и др.
Допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям. Количественные ограничения - потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок. Регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития определенных отраслей называется селективным контролем.
Валютные интервенции - купля-продажа валюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы (наличные и срочные сделки, свопы). Непременно учитывается связь валютных операций с денежным обращением, в частности, практикуется «стерилизация» интервенций, т.е. одновременно проводятся кредитные мероприятия для нейтрализации негативного воздействия.
Управление государственным долгом. Эмиссия гособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабы госдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроля за денежным обращением. Так, выпуск долговых обязательств сверх реальных потребностей может использоваться для изъятия избыточной ликвидности, а активное сальдо бюджета и погашение части долга вместо рефинансирования равнозначно увеличению ликвидности банковской системы.
Таргетирование - установление целевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Регулирование форвардных и фьючерсных операций путем установления обязательной маржи, т.е. реально вносимой суммы по сделке.
Указанные и другие инструменты денежно-кредитной политики, будь то политика «дорогих» (рестриктивная политика) или «дешевых» (экспансионистская политика) денег, могут быть эффективными только в условиях тесной увязки с фискальной политикой, законодательством.
Денежная политика, также как и фискальная, имеет свои плюсы и минусы. К ее сильным сторонам можно отнести быстроту и гибкость, меньшую по сравнению с фискальной политикой зависимость от политического давления, ее большую консервативность в политическом отношении.
Управление процентными ставками является сравнительно новым инструментом денежной политики. В новейшей истории российские денежные власти проводили активную процентную политику лишь в 1997–1998 годах, стремительно расширяя рынок государственных заимствований. Тогда, несмотря на возросшие сбережения населения и снижавшуюся инфляцию, все закончилось системным финансовым кризисом.
В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям.
В нынешнем столетии денежные власти фактически устранились от проведения процентной политики, в максимально либеральном стиле сконцентрировавшись на борьбе с избыточной ликвидностью. Низкие процентные ставки и значительный объем доступных финансовых ресурсов обеспечивались поступлением нефтяных доходов и привлечением внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате росли производство, доходы и потребление населения, но импорт и внешний долг увеличивались быстрее, что ухудшило положение России в контексте мирового финансового кризиса. В конечном итоге «тихая гавань» оказалась в большей степени подверженной «глобальному шторму», чем прочие «жертвы» мирового кризиса.
Сегодня, отстаивая, видимо, либеральную экономическую модель, Банк России процентной политикой пытается решить весьма противоречивые задачи. С одной стороны, целям стабилизации курса рубля и снижению инфляции отвечает жесткая денежная политика, предполагающая положительные реальные процентные ставки и ограничительный рост денежного предложения. С другой стороны, поддержка реального сектора национальной экономики требует масштабной финансовой помощи, в том числе привлечения доступных кредитов со сравнительно низкими процентными ставками. В настоящий момент существует значительное число предприятий (представляющих стратегический интерес, системообразующих, проводящих модернизацию, связанных с импортом в своем производственном цикле и прочие), которые испытывают производственный шок, вызванный падением спроса, удорожанием комплектующих, недоступностью банковского кредита. Результат подобного «шока» не заставил себя ждать - в январе текущего года выпуск обрабатывающей промышленности снизился на четверть.
В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег приводит скорее к негативным последствиям. Очевидно, что с учетом сложившейся структуры российской экономики, структурных проблем, а также ухудшения глобальной конъюнктуры использование чисто рыночных механизмов неизбежно сопровождается издержками, потерями и новыми угрозами. Выбор одного из направлений процентной политики осложняется сопоставлениями «pro» и «contra» в его проведении - фактически происходит выбор одного из имеющихся «плохих» решений. Улучшение вариантов решения возможно лишь административным регулированием (коль скоро речь идет о распределении государственных сбережений) и активной работой государства на микроуровне с представителями бизнеса.
Необходим, таким образом, поиск некоего комбинированного варианта: либо жесткой денежной политики совместно с выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием; либо масштабной поддержки реального сектора, сопровождаемой усилением валютного регулирования и контроля за использованием государственных средств.
Денежная политика
Девальвация рубля (с августа 2008 года курс рубля снизился к бивалютной корзине на 40%) является уже свершившимся фактом. Несмотря на все обсуждаемые плюсы и минусы снижения курса рубля, оно уже принципиально изменило валюту сбережений населения и предприятий, вызвало рост цен на внутреннем рынке и удерживает девальвационные и инфляционные ожидания на высоком уровне. Все усилия российских денежных властей по приданию рублю функций валюты расчетов, сбережений и инвестиций, предпринимавшиеся на протяжении пяти лет, в итоге оказались перечеркнуты двухмесячной девальвацией. Возможность возврата к прежней ситуации во многом будет определяться процентной политикой Банка России, проведение которой в значительной степени осложняется финансовым кризисом и спадом в реальном секторе национальной экономики.
Политика «дешевых» денег должна сопровождаться усилением валютного контроля и контроля за расходованием государственных ресурсов.
В самом общем виде процентная политика разделяется на рестриктивную (предполагающую ограничение предложения денег и повышение стоимости финансовых ресурсов) и экспансионистскую (направленную на расширение денежного предложения и предполагающую низкие процентные ставки). Условно, политика «дешевых» или «дорогих» денег зависит от уровня процентных ставок и инфляции, а также от ожиданий уровня инфляции в будущем. Четкое определение указанных типов денежной политики отсутствует. Полагаем, что для российской экономики, развитие которой в последние двадцать лет характеризовалось высокой инфляцией, условное разделение на «дорогие» и «дешевые» деньги может быть произведено на основе реальных процентных ставок.
Так, из приведенного графика видно, что за последние двенадцать лет политика «дорогих» денег проводилась лишь в 1997 году - первой половине 1998 года. Тогда целями подобной политики выступали снижение инфляции и сохранение стабильного курса рубля, а инструментом - доходность ГКО. В результате в тот период отмечались снижение инфляции, стабильность обменного курса рубля, рост сбережений населения (правда, известен и итог той политики - системный финансовый кризис).
Напротив, в 2000-х годах проводилась политика «дешевых» денег. Эта политика реализовывалась за счет притока в страну нефтяных средств и привлечения внешних займов при минимальных ограничительных действиях государства. В результате политика «дешевых» денег изменила модель роста, сделав основным фактором экономического развития расширение внутреннего спроса.
Макроэкономические задачи, которые стоят в настоящее время перед правительством РФ и Центральным банком, следующие:
- преодоление экономического спада;
- удержание инфляции в допустимых рамках (менее 15%);
- стабилизация курса рубля и платежного баланса;
- поддержка уровня жизни населения;
- ограничение безработицы;
- стабилизация состояния банковской системы;
- поддержка минимального уровня кредитования реального сектора.
Перечисленные задачи представляются достаточно противоречивыми с точки зрения выработки денежной и экономической политики в целом. Дополнительными факторами, воздействующими на выбор неких оптимальных пропорций, являются:
- В денежной политике - произошедшая в последние месяцы смена инструментария. В течение нескольких лет, предшествовавших финансовому кризису, ЦБ РФ практически не проводил рефинансирования банковской системы, а Министерство финансов размещало свои ценные бумаги в ограниченных объемах. Сейчас ситуация принципиально изменилась: Банк России фактически определяет стоимость денег в экономике своими ставками рефинансирования.
- В экономической политике - обострение «кадрового кризиса». Любое принятие решений по отбору предприятий и проектов для финансирования, субсидирования, выдачи гарантий и проч. связано как с нехваткой квалифицированных кадров, так и с «человеческим фактором». В рамках этой проблемы ведется поиск универсальных рыночных механизмов, позволяющих осуществлять корректировку экономической политики и поведения субъектов хозяйственной деятельности.
Поэтому чисто рыночные механизмы неизбежно сопровождаются издержками, потерями и новыми угрозами. Вот почему выбор одного из направлений процентной политики - это фактически выбор одного из «плохих» решений.
Политика «дорогих» денег
Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика «дорогих» денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.
Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами:
- поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту;
- удержания и снижения уровня инфляции.
Выбор одного из направлений процентной политики фактически является выбором одного из имеющихся «плохих» решений.
Реализация политики «дорогих» денег включает в себя повышение (или неснижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия реализации данной политики будут различными.
Позитивные последствия:
- стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
- селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).
Негативные последствия:
- сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
- рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
- снижение устойчивости банковской системы;
- ухудшение ситуации с «плохими» долгами.
Ожидаемые результаты в текущем году:
- стабилизация курса рубля;
- рост сбережений населения;
- снижение темпов роста кредитования;
- сохранение уровня инфляции за счет девальвации, инфляционных ожиданий, премий за риск (инфляция не вырастет, но и не снизится);
- увеличение числа дефолтов по внутренним и внешним займам;
- сокращение спроса и снижение объемов производства;
- падение инвестиционной активности;
- рост числа банкротств предприятий и банков.
В целом политика «дорогих» денег позволит в 2009 году сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%. Кроме того, она даст возможность снизить разрыв между кредитами и сбережениями нефинансового сектора.
Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод. Лишь незначительная часть эффективных сегодня предприятий смогут воспользоваться банковским кредитом, что можно объяснить снижающейся рентабельностью промышленного производства. Новые уровни рентабельности свидетельствуют о падении способности к выживанию и об ухудшении перспектив промышленных производств в период проведения политики «дорогих» денег, а также об отсутствии государственных программ их поддержки.
Реальный сектор экономики в условиях проведения политики «дорогих» денег будет испытывать растущий кредитный голод.
Политика «дорогих» денег как рыночный механизм селекции эффективно и стратегически корректно работает в устойчивой экономике, в умеренной степени зависящей от внешних рисков, со стабильными темпами роста, в условиях поступательного (без резких всплесков) расширения инвестиций. Оздоровить структурно разбалансированную российскую промышленность и оживить ее рост в период проведения политики «дорогих» денег будет возможно только с использованием целевых государственных программ.
В частности, налицо ухудшение финансовых и динамических показателей машиностроительного комплекса - фактического локомотива роста промышленности России в последние годы, развивающегося на инновациях и стимулирующего инновационное развитие смежных производств. Очевидные проблемы машиностроительного комплекса, важнейшего с точки зрения будущего ландшафта российской промышленности, делают исключительно важным формирование и проведение государством активной политики поддержки инвестиций предприятий и текущей производственной деятельности - как кредитными ресурсами, так и формированием спроса.
Политика «дешевых» денег
Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика «дешевых» денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.
Сегодня выбор политики «дешевых» денег может быть обусловлен задачами:
- стимулирования внутреннего спроса и производства (в том числе и поддержки уровня занятости);
- обеспечения стабильности банковской системы.
Позитивные последствия:
- минимизация спада производства;
- поддержка уровня занятости;
- стабильность (отчасти временная и видимая) банковской системы.
Негативные последствия:
- сохранение угрозы дальнейшей девальвации рубля;
- высокие риски ускорения инфляции;
- консервация структурных диспропорций.
Возможные результаты в текущем году:
- расширение спроса снизит темпы падения производства;
- решение проблемы «плохих» долгов будет перенесено на последующие годы;
- сохранится высокая инфляция;
- продолжится снижение курса рубля;
- произойдет резкое сокращение государственных ресурсов;
- сохранится проблема низкой эффективности и конкурентоспособности российских предприятий и банков.
Дополнительно отметим, что ключевым вопросом проведения политики «дешевых» денег является их источник. Есть все основания ожидать быстрого исчерпания государственных резервов. Тогда основными источниками предложения денег будут эмиссионное рефинансирование банковской системы и денежная эмиссия под выпуск государственных ценных бумаг, что представляет высокие риски для финансовой стабильности.
Выводы: выбирать из двух зол
В современных условиях реализация в классическом виде политики «дорогих» или «дешевых» денег будет приводить скорее к негативным результатам. Основными задачами экономической политики являются преодоление финансового кризиса и решение накопившихся структурных проблем, которые осложняются отсутствием эффективных государственных институтов и их сотрудников, способных эффективно управлять в кризисный период (с учетом того факта, что свободными финансовыми ресурсами располагает государство).
В целом политика «дорогих» денег позволит в 2009 году сохранить курс рубля в объявленном коридоре и удержать инфляцию в пределах 20%.
Политика «дорогих» денег предполагает сохранение финансовой стабильности и селекцию предприятий по критерию эффективности. Однако существует значительная часть предприятий (представляющих стратегический интерес, системообразующих, проводящих модернизацию, связанных с импортом в своем производственном цикле), которым банковский кредит будет недоступен. Поэтому подобная политика должна сопровождаться выборочным субсидированием процентных ставок, налоговыми льготами, прямым государственным финансированием. Между тем именно выбор направлений поддержки реального сектора осложняется государственным институциональным и кадровым кризисом.
Рентабельность промышленного производства и реального сектора в целом, в %
Примечание. Рентабельность - отношение сальдированного финансового результата к обороту.
Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.
Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег» ), когда Центральный банк:
а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке , переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков, что обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.
б) снижает учетную ставку процента , что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.
в) снижает обязательную норму банковского резервирования , что ведет к росту денежного мультипликатора и расширению возможностей кредитования экономики.
Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих денег» ), когда Центральный банк:
а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке , что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.
б) повышает учетную ставку процента , что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.
в) повышает обязательную норму банковского резервирования , что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.
Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику.
Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая - в фазе бума.
Каков же механизм проведения Центральным банком кредитно-денежной, или монетарной политики?
Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.
В формализованном виде цепочку этих взаимосвязей можно записать как: Ms - r - I -Y.
Таков, в общем виде, механизм воздействия дискреционной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта.
Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.
В частности, это можно подтвердить следующим примером .
Допустим, что Центральный банк решил проводить курс на стимулирование экономического роста и увеличил предложение денег с целью понижения процентных ставок. Однако, следствием роста предложения денег стало повышение темпа инфляции в стране.
Рост цен вынудил банки поднять уровень номинальных процентных ставок (чтобы, согласно эффекту Фишера, сохранить неизменной реальную процентную). Увеличение номинальных процентных ставок оказывает дестимулирующий эффект на инвесторов: роста инвестиций не происходит. Следовательно, политика Центрального банка не привела к поставленной цели - росту ВВП.
В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением (таргетирование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки.
Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня.
Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня.
Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки.
Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.
Недостатками дискреционной кредитно-денежной политики , по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам».
Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу : масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП (приблизительно 3-5% в год).
Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка , и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.
На практике правительство и Центральные банки промышленно развитых стран используют преимущественно гибкую монетарную политику , хотя в периоды повышения темпов инфляции (1970-е гг.) приоритет отдавался весьма жесткой кредитно-денежной политике, хотя и не оформленной в виде монетарного правила.
В конце 1980-х - начале 1990-х гг. , в связи с тем, что спрос на деньги становился все более нестабильным и связь между темпами денежного предложения и темпами инфляции - менее предсказуемой, Центральные банки вновь стали отдавать предпочтение контролю над ставкой процента.
С прилавков Норвегии исчезло сливочное масло