Благородная патина. Патинирование — что это такое? Патинирование мебели своими руками
Мода на старину в дизайне – очень странная вещь, ведь прочувствовать тонкую грань между «старьём» и винтажем может не каждый. Конечно, можно накупить старинных вещей и обставить ими своё жильё, но у них есть одна существенная проблема – отсутствие современной функциональности, к которой мы все так привыкли.
В этом случае остаётся лишь одно – купить современные вещи и искусственно их состарить. И поможет с этим краска патина для металла или дерева, о которой мы и поговорим в этой статье.
Само слово «патина» не имеет никакого отношения к краскам. По сути патина – это тонкая плёнка, образующаяся на поверхности изделия в результате его долгого взаимодействия с кислородом. Наиболее известным видом патины можно считать оксид меди – тот самый зелёный налёт, который появляется на поверхности после долгого использования, как показано на фото чуть ниже.
На разных металлах процесс окисления проходит по-разному, и соответственно патина имеет разные цвета:
- Медь – зелёный.
- Сталь – жёлтый или охровый.
- Латунь и бронза – коричневый.
- Серебро – тёмно-серый.
Именно патина защищает изделие от гниения и в то же время создаёт характерный внешний вид, который так ценится в винтажных вещах. Технология создания защитной плёнки на металле известна давно. К примеру, много лет оружие проходило специальный процесс, называемый «воронение».
Металл становится в результате более стойким при взаимодействии с водой и воздухом, но есть несколько существенных недостатков такого способа:
- Воронение – сложный процесс и его тяжело выполнить самостоятельно.
- Высокая конечная цена изделия.
- На создание такого покрытия требуется очень много времени.
Но технологии не стоят на месте и сегодня любое металлическое или даже деревянное изделие можно состарить за несколько минут, и при этом не потеряв качественных характеристик самого материала.
Если говорить о патине как о краске, то защитных функций у неё практически нет, это скорее декорирование, которое наносится поверх первого слоя и придаёт изделию вид состаренного.
Сегодня в специализированных магазинах можно встретить патину самых разных цветов:
- Серебро.
- Медь в чистом виде.
- Зелёная окись меди.
- Золото.
Это самые распространённые оттенки, так как они способны имитировать различные металлы и превращать обычное железо в золото или серебро.
К сожалению, до «философского камня» патине далеко, поэтому некоторые производители выпускают совершенно экзотические оттенки, не призванные имитировать что-то:
- Фиолетовый.
- Синий.
- Красный.
- Розовый.
Чаще всего их используют, когда необходимо придать изделию схожесть с оригиналом.
Акриловая патина
Этот вид патины не используется на металле, так как имеет плохую адгезию с ним. Такие краски больше подходят для дерева, они проникают в поры изделия и подчёркивают древесную структуру и волокна.
В результате такого покрытия изделие получает сразу несколько дополнительных качеств:
- Проявляется структура дерева.
- Игра на цветовых переходах придаёт изделию благородный вид.
Совет! не стоит использовать патину на предметах мебели с характерной современной стилистикой. Такое покрытие вносит диссонанс в общее восприятие, и создаётся ощущение плохого вкуса хозяина.
Покраска патиной мебели характерна для таких стилей, как:
- Прованс.
- Кантри.
- Классицизм.
- Барокко.
- Этно.
Тут она будет смотреться гармонично и выдержано в общей стилистике.
Патина на основе порошковых красителей
Именно порошковая патина используется для окраски металла. Продаётся она в готовом виде, а при нанесении для удобства можно растворить сольвентом или ксилолом.
Совет! для патинирования металлических изделий покупайте только специализированную патину для кузнечных работ. Она имеет долгий срок службы и не истирается со временем.
Ниже будет приведена подробная инструкция по нанесению патины, а пока подытожим всё сказанное и перечислим преимущества такого покрытия:
- Как правило, кузнечные краски - матовые, и патина придаёт блеск изделию.
- Появляется ощущение старины.
- Обычная сталь принимает вид благородных металлов.
- При помощи патины можно стилизовать мебель под общий дизайн интерьера.
Нанесение
Технология нанесения патины на металл и дерево очень различаются, так как акриловые и порошковые красители преследуют разные цели. Поэтому остановимся на каждом способе поподробнее.
Акриловая патина - для дерева
Специалисты называют данную технологию состаривания деревянных изделий – истирание. Заключается она в том, что на дерево сначала наносится слой краски, которая будет являться подложкой, или, если мы говорим о готовом изделии, то этот этап можно опустить.
Итак:
- Перед тем, как красить патиной, поверхность проходят металлической щёткой или крупной наждачной бумагой. Часть покрытия при этом стирается и проявляется структура дерева.
Совет! зашкуривая изделие, все движения должны быть в одну сторону и по волокнам дерева. Таким образом, проявится текстура, но не нарушится целостность дерева.
- Далее, на поверхность густым слоем наносится акриловая патина нужного цвета. Ей нужно дать несколько минут, чтобы она проникла внутрь дерева, но не стоит забывать, что чем дольше пропитывается изделие, тем более тёмный получится цвет в итоге.
- Теперь излишки краски вытираются мягкой ветошью или губкой. Та патина, что не успела впитаться в поры уйдёт, а волокна примут новый оттенок. Позже, когда изделие высохнет, можно добавить интенсивности цвета, добавив ещё один слой краски, или покрыть всё лаком для блеска.
- Если технология нанесения и подготовки поверхности не совсем понятна, то можно посмотреть видео в этой статье, на котором подробно показаны все этапы.
Кузнечная патина - для металла
Довольно сложная технология, особенно, если наносить патину своими руками, не имея соответствующего опыта. Для этого нам понадобится некое подобие палитры, на которой можно размазывать краску.
- Густая патина располагается в углу палитры, а кисть слегка смачивается в сольвенте или ксилоле, после чего краску нужно сильно растереть, до тех пор, пока кисть не станет практически сухой.
- Теперь лёгкими мазками, касаясь изделия самыми кончиками кисти, наносим патину. У нас получается не равномерное покрытие, а потёртости, которые и создают эффект старины. Таким образом покрывается всё изделие, и уйти на это может очень много времени, но и результат того стоит.
- Очень часто при отсутствии опыта возникает желание захватить кистью побольше патины сразу, чтобы не растирать её через каждые несколько мазков. Делать этого категорически нельзя, так как покрытие получится неравномерным, а вместо эффекта старины появится плохо прокрашенное и облезлое изделие.
В любом случае лучше сначала потренироваться на чём-то другом, и уже когда рука почувствует уверенность, можно браться за патинирование изделия. Теперь вы знаете, как выполняется эта работа и все сделаете по технологии.
В первоначальном своем значении патина означала оксидную пленку на медном изделии зеленого (малахит) или голубоватого (азурит) цвета. Позднее так же стали называть любого рода налет, появляющийся под действием времени на поверхности металла или дерева.
Сегодня под патиной подразумевают еще эффект состаривания, столь модный при оформлении мебели и кухонной утвари.
Любой материал, кроме золота и платины, в какой-то мере взаимодействует с кислородом и влагой в воздухе. В некоторых случаях эффект проявляется очень быстро – например, ржавление железа; в других – процесс растягивается на долгие годы, как в случае зеленой патины на меди, патины серебряной, то есть чернения и так далее.
Как ни странно, наличие такого налета, если покрытие не сказывается на характеристиках изделия и не разрушает его, не только не уничтожается, но и зачастую приветствуется. Ведь этот благородный налет благодаря переходам цвета подчеркивает красоту резьбы и ковки, объемную фактуру или указывает на возраст предмета, что невольно переводит мебель для гостиной или другое изделие в разряд раритетных или хотя бы старинных. В результате на свет появилась искусственная патина. Получают ее, конечно, другими способами.
Патинирование дерева
Налет на дереве зачастую ни о чем хорошем не говорит, поскольку появляется при поражении грибками или гнилью. Однако на древесине высокой плотности и твердости, малочувствительной к воде – например, дуб, белая или темная патина становится указанием на старину.
Мебель в часто подвергают искусственному патинированию, поскольку получить естественный налет очень сложно. Для лучшего эффекта необходимо сочетать химические и механические методы.
На фото — мебель в гостиной из дуба с золотой патиной.
Разновидности патины для дерева
Для дерева применяют несколько составов. Приобретаются последние в строительных магазинах.
- Густая патина – в виде пасты, как правило, двухкомпонентная. Обычно таким образом получают светло-коричневые, красноватые или золотые оттенки. Для эффекта позолоты основой служит естественный цвет дерева – того же дуба например.
- Жидкая – по сути, это специальный лак , придающий древесине светло-желтый или золотой оттенок, присущий старинному дубу или ясеню.
- Фацетный лак – не совсем патина, скорее, эффект старины на основе растрескивания. После высыхания лак покрывается тончайшими трещинками, как бывает на очень старом дереве.
Виды покрытий можно комбинировать, чтобы получить более интересные эффекты.
Методы патинирования
Технология практически одинаковая для всех способов, отличается лишь количеством слоев краски или лака.
Патина на металлах – естественная и искусственная
Металлические изделия в интерьере гостиной или спальни встречаются не так уж часто и обычно являются предметами небольшими и декоративными: люстры, бра, подставки, подсвечники и прочее. Несмотря на то, что новое изделие обладает ярким блеском и красивым цветом, желающих придать им менее современный вид, находится много. А поскольку ждать, пока такой эффект будет достигнут естественным путем долго, прибегают к использованию химических веществ.
Разновидности патины
Цвета и вид пленки на разных металлах при разных условиях отличаются и весьма заметно.
- Наиболее привлекательно выглядит эффект состаривания на серебре. Металл этот довольно инертный, и пленка возникает обычно при реакции с серой, создавая переливчатые оттенки от светло-желтого до малинового и бирюзового. Черная патина возникает при воздействии аминокислот и хлоридов. Дикая разновидность такого рода непривлекательна: пленка грубая, выступает над поверхностью. А вот чернение серебра придает изделию редкостное изящество.
- Золото – металл благородный и в реакции практически не вступает. Однако если сплав содержит медь или никель, могут со временем появиться светло-коричневые или оранжевые пятна. Гораздо больше дизайнеров привлекает имитация патинированной поверхности на основе золотого цвета. Эффект это чисто декоративный и создается краской цвета золота, причем реализовать можно патину по металлу и по дереву – например, на древесине дуба.
- Чаще всего в гостиной сталкиваются с медными и бронзовыми изделиями, иногда – железными, если речь идет о гостиной в стиле лофт. На меди зеленая и голубая пленка обусловлены отложением хлоридов, ацетатом меди, черная – образованием оксида или сульфита.
Красная патина также сформирована солями хлора, но, как правило, образуется искусственным путем. Коричневая патина появляется при воздействии солей аммония. Для меди практически все виды отложения являются относительно безопасными, что и превращает медные кованые изделия в превосходный декор для гостиной.
- А вот для бронзы зеленые и голубые покрытия представляют опасность. Благородной патиной для сплава является только черная пленка. Искусственным образом они достигается за счет воронения – масляной обработки и прокаливания в медных опилках.
Методы патинирования
Способов придать металлическому изделию старинный вид существует множество. Однако все они предполагают применение химически агрессивных веществ, поэтому реализуются с осторожностью.
Наиболее известным и универсальным относится патинирование при помощи серной печени. Состав изготавливают смешав 1 часть серы в виде порошка и 2 части поташа и прокалив их на огне. В результате получают серную печень – массу коричневого цвета, которую можно хранить в стеклянной банке.
- Из вещества готовят водный раствор (концентрация зависит от цели) и обрабатывают им рельефные и выступающие детали, а также те, которые со временем должны подвергнуться наибольшему износу. Цвет можно получить от светло-золотого на бронзе до голубого и черного на меди и серебре.
- Водный раствор 1 доли медного купороса и 1 доли хлорида цинка позволяет получить эффект состаривания красного или коричневого цвета.
- Черная пленка образуется при воздействии сернистого аммония. Здесь, однако, есть и свои сложности: раствор имеет очень сильный запах, так что патинирование нужно проводить в вытяжном шкафу.
- Готовая битумная патина может выручить тех, кто не хочет самостоятельно изготавливать смеси. Раствор готовят на основе органического растворителя, а после патинирования проводится масляная обработка. Цвет налета – светло-коричневый. Смесь допускается применять на золотых изделиях, если хотят придать им старинный вид.
Декоративная патина
Здесь весь процесс патинирования сводится к окрашиванию рельефных участков металлического или деревянного изделия. Используется для этого акриловая патина, растворимая в воде. Она наносится кисточкой или губкой на выступающие места и растушевывается. Преимущество ее перед акриловой краской состоит в том, что высыхает состав не столь стремительно и позволяет создать ощущение естественности.
Применяется также восковая, масляная и другие виды. Распространены они меньше, поскольку сложнее в нанесении.
Обычно перед патинированием металлические изделия окрашиваются, а не только грунтуются. И если выбрано золотое патинирование, то краска-основа предпочтительнее темная.
Деревянная мебель окрашивается, если патину хотят сделать максимально контрастной – например, при создании эффекта позолоты на дубе. Или в том случае, когда окрашивание поверхностей является частью дизайна: например, в стиле кантри с патиной, как на следующем фото.
Патина – не просто имитирующее старину покрытие на основе металла или дерева. Это красивейший декоративный прием, позволяющий подчеркнуть фактуру изделия и красоту очертаний.
Устарело внутреннее убранство кухни, а для покупки нового гарнитура нет средств? Исправить положение можно с помощью самостоятельного патинирования дерева, то есть искусственного старения покрытия, которое предполагает нанесение специальных красок на поверхность по особой методике. После этой процедуры предметы мебели обретают вид раритетных.
Что представляет собой патинирование
Патиной называют признаки старения древесины на разных предметах домашнего обихода. Искусственное старение элементов интерьера с помощью патинирующего состава называется патинированием. Эта технология очень распространена в сфере декорирования. Фактически это простая имитация изменения расцветки древесины естественным путем.
В настоящее время это очень распространенная методика, ведь она позволяет преобразить внешний вид деревянных изделий при минимальных затратах. Преимуществом подобной технологии является и то, что ее можно выполнить и своими руками в домашних условиях.
Сегодня «под старину» декорируются не только загородные дома, но и квартиры в мегаполисах. Для реализации такого дизайнерского приема нужны предметы мебели, выполненные из деревянного массива.
Особенности технологии
Первоначально патиной называли тоненькую оксидную пленку, формирующуюся на поверхности меди.
Самое простое и безопасное решение - втирание воскового состава в рельефные углубления, углы и грани древесины. После обработки получается своеобразный эффект естественного загрязнения материала.
В некоторых случаях применяются обыкновенные краски с добавлением алюминиевого или бронзового порошка, подбирающиеся по цвету. Такие составы можно купить практически в любом магазине строительных товаров .
Следует отметить, что патинирование своими руками - обычная покраска, где стандартные красящие составы заменяются специальными красками, которые не оказывают никакого воздействия на структуру древесины. При желании от подобного покрытия можно с легкостью избавиться.
На практике искусственное старение зачастую применяется для улучшения внешнего вида предметов интерьера. Из исправной и прочной деревянной мебели можно сделать интерьер в стиле ретро. Кроме того, нанесение смесей с эффектом патины позволяет обеспечить изделиям эффективную защиту от воздействий извне.
Разновидности и преимущества
Сегодня в продаже встречаются несколько видов смесей для такого рода обработки:
Патина для металлических поверхностей
Нанесение патины на металл производится в основном для элементов, которые подвергаются значительному воздействию тепла (мангалы, камины и т. д.). Эта разновидность обработки обеспечивает поверхности надежную защиту, а также улучшает эстетические свойства.
Патина для деталей из металлических сплавов также может послужить хорошим декоративным покрытием. Наибольшей популярностью пользуются серебристая и золотая цветовые гаммы.
Наносить состав на металлические поверхности можно с помощью кисточки или губки. К поверхности при этом нужно прикасаться очень аккуратно . Если на материале имеются остатки краски, то от них нужно сразу же избавиться при помощи сухой ткани, иначе они застынут.
Самостоятельное патинирование
Чтобы сделать полноценное патинирование дерева своими руками, очень важна старательность и аккуратность. Все действия необходимо исполнять максимально тщательно, придерживаясь правил. Нужно приготовиться к тому, что работа займет немало времени.
Суть в том, что патинирование производится по этапам. То есть каждая операция обязательно должна быть полностью завершена до того, как будет начата следующая.
Перед обработкой крупногабаритных предметов интерьера их нужно частично разобрать. Элементы из металла нужно демонтировать, оставив лишь фурнитуру из древесины. Порядок действий при этом будет следующим:
Обработка больших деталей
Патинирование массивных конструкций имеет свои особенности. К ним можно отнести стеновые панели, мебельные фасады или дверные створки. Подготовительная стадия будет такой же, но для грунтования нужно применять специальную смесь на основе акрила или полиуретана.
После того как грунтовый состав подсохнет, нужно нанести еще один тоненький слой красителя. Высохшую деталь шлифуют губкой из металла. После этого на поверхность наносится нитролак, акрил или полиуретан. Цвет состава нужно подбирать в зависимости от естественной расцветки обрабатываемого дерева. Так, для гарнитуры из липы, орешника и березы применяют желтоватые и светлые лаковые смеси. Для ольхи и дуба используются более темные лаки .
Техника кракелюр
Усилить эффект от патинирования древесины позволяют маленькие трещинки, которые называются «кракелюрами». Для этой цели применяют специальные лаковые составы, которые характеризуются растрескиванием. Чтобы сделать трещинки более заметными, их обрабатывают контрастным раствором. Кракелюр часто относят к декупажу.
Поверхность нужно просто обработать грунтовкой. При этом запрещено пользоваться наждачной бумагой или щеткой. Для начала наносится один слой кракелюрного лака. Подбирается состав по оттенку древесины. Если нужно, то можно нанести еще один слой.
Готовое основание тщательно затирается. Для того чтобы закрепить эффект, на деталь наносится дополнительный слой лака.
Патина
Бронзовая монета (I век до н. э.) с патиной
Перепатинирование
Перепатинирование - метод химического наращивания искусственной патины, был очень популярным методом в СССР .
Применение метода состояло в полном снятии исторической патины химическим путём, а также последующей химической обработке обнажившейся поверхности металла, итогом которой являлась плёнка искусственной патины. Эти плёнки были слишком тонкими и плохо защищали поверхность бронзы от образования дикой патины и бронзовой болезни, приводящей к образованию злокачественных образований. К тому же сульфидная плёнка быстро перерождалась, и памятник менял цвет: вместо тёплого, оливковатого бронзового оттенка он приобретал тёмно-серый, чугунный или выкрашенный графитовой краской цвет.
Но кроме визуальных отличий существуют серьёзные глубинные проблемы перепатинирования: при снятии исторической патины уничтожался её нижний слой - слой куприта - самый эффективный материал для защиты от атмосферной коррозии.
Патинирование
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2002. |
Искусственное патинирование - процесс создания особых декоративных покрытий на бронзе, создание слоя куприта , на котором за 80…100 лет образуется слой благородной патины.
Для патинирования реставраторами России используется методика, предложенная В. Г. Сориным под названием «струйно-вихревой расчистки и плазменного нанесения защитно-декоративного покрытия» :
Первый этап полная расчистка скульптуры с помощью специального прибора реактивной сверхзвуковой струёй воздуха. Второй этап Создание тройной защиты:
Результатом работ становится приобретение скульптурой «родного» коричнево-оливкового цвета, который является надёжным защитным слоем.
См. также
Ссылки
- «Второе рождение Александровской колонны» - статья о реставрации в интернет-журнале «OSTmetal.INFO - ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА»]
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Смотреть что такое "Патина" в других словарях:
- (лат. patina сковорода, кастрюля). Серовато зеленый налет на древних металлических вещах и монетах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТИНА зеленовато синий или бурый налет (от времени) на старинных… … Словарь иностранных слов русского языка
патина - ы, ж. patine f., ит. patina. 1. Налет различных цветовых оттенков (от зеленого до коричневого) обычно на поверхности изделий из меди и ее сплавов, образующийся в результате коррозии или создаваемый искусственно в декоративных целях. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
- (итал. patina) пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни при окислении металла под воздействием естественной среды или специальной обработки (патинирования). Патина предохраняет изделия от коррозии,… … Большой Энциклопедический словарь
- (итал. pбtina), плёнка различных оттенков (от зелёного до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естественной среды либо в результате патинирования… … Художественная энциклопедия - Покрытие, обычно зеленое, которое формируется на поверхности меди и медных сплавов, под воздействием воздуха. Также используется для описания появления эрозии на поверхности любого металла. Тематики… … Справочник технического переводчика
ПАТИНА - тонкая плёнка из гидроксидов и оксидов меди, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни под влиянием естественных внешних воздействий как результат (см.) или создаваемая искусственно в декоративных целях (напр. на скульптуре) для … Большая политехническая энциклопедия
ПАТИНА, ПАТИНА, ы; ж. [итал. patina] Спец. Зеленовато коричневый налёт, тончайшая плёнка, образующиеся на предметах из меди, бронзы в результате окисления под воздействием естественной среды или специальной обработки. Покрыться патиной. * * *… … Энциклопедический словарь
Что такое патина?
Окисление называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.
Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры , к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков».
Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.
Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и .
Приобретая и прочий антиквариат, следует проверять «подлинность» налета.
Нанесение патины
Нанесение патины искусственно делают не только для того, чтобы обмануть неопытных кладоискателей и коллекционеров.
Главное назначение рукотворной пленки – декоративное. Люди с удовольствием приобретают дверные ручки, предметы, вазы и , сделанные под старину.
Нет нужды искать истинные памятники древности, платить за них баснословные суммы. Можно просто купить предмет с ненатуральной патиной.
Ее создают при помощи различных и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.
Так, фирма «АК» выпускает целый спектр жидкостей и мазей для состаривания творений авиамодельных кружков и клубов.
Купив в магазине стандартный набор деталей для модели самолета, к примеру, можно сделать из конструктора уникальный экземпляр.
Указанная выше компания предлагает составы, образующие патину на , , серых металлах.
Кстати, так называемое, – тоже «творение рук патины». Она бывает разных цветов.
Патина на металле
На одних металлах пленка , на других рыжая, на третьих . Тон налета зависит и от условий, в которыххранился, эксплуатировался предмет.
На , стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические , с налетом других красок.
Это уже искусственно полученные экземпляры. Как можно облачить в разные «одежки» один и тот же металл, расскажем на примере .
Чернь на металле появляется после опускания его в печень. Это смесь едкого и .
Для получения искусственной патины ее густую массу разводят в воде. Раствор нагревают до 70-ти градусов Цельсия.
Иногда, изделие не опускают в состав полностью. Это делают, если почернить нужно лишь отдельные участки или предмета декора.
Как ни странно, но есть и старое с ненатуральным налетом. Искусством воссоздавать патину владели в древнем .
Об этом свидетельствовал Плиний Старший. Писатель, прибывший в Египет из Рима, зафиксировал: — «Здесь не чеканят, а расписывают.
С ним смешивают пыль и серу. с добавками переплавляют в плотно закрытом сосуде из ».
В зеленовато-серый окрашивать научились лишь в 20-ом веке. Тогда смешали иодид , воду и .
В раствор опустили металл и, он покрылся благородной пленкой. Она представляет не что иное, как иодид .
Под воздействием света налет частично разрушается. Из-под зеленой «дымки» местами видна чистая основа.
Золотистую и коричневую патины на не увидишь. То ли это не возможно, то ли, еще не придуман нужный реагент.
Коричневатым налетом можно покрыть только медь, бронзу, . Темный оттенок «венги» дает раствор все той же серной печени.
Краски добиваются с помощью медного купороса. Для реакции требуется смесь вещества с водой и перманганатом калия.
Металл выдерживают в смеси 4, 5 минут. Опыт не удастся, если предварительно не обработать поверхность . Она должна быть обезжиренной, сухой.
Рукотворная патина эффектна, но не всегда защищает предмет. На границе пленки и металлической основы нет .
Это слой, предотвращающий дальнейшее распространение коррозии. Именно он замедляет процесс разрушение старинных вещиц.
К примеру, чтобы монета превратилась в песок, потребуется примерно сто тысяч лет. Без куприта, металл обратился бы в пыль гораздо быстрее.
Особенности срединного слоя между изделиями и покрывающей их пленкой открыли в СССР.
В союзном государстве обширно применялся метод перепатинирования. Снимали исторический налет и заменяли искусственным.
Последний, был более эстетичным. Но, после обработки, некоторые ценности начинали быстро разрушаться.
Ученые схватились за головы, и те додумались до причин бедствия. В ходе изучения состава натуральной патины физики и химики открыли куприт и его спасительные для металла свойства.