Основные принципы и методы формирования регионального бюджета. Региональный бюджет: понятие, принципы построения и структура. Особенности формирования региональных бюджетов
Составление проектов бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований - исключительная прерогатива органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов этих уровней осуществляют финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Если порядок составления проекта федерального бюджета определен Бюджетным кодексом РФ, то порядок составления проекта бюджета субъекта Федерации и проекта бюджета муниципального образования наряду с основами составления проектов бюджетов, определенными БК РФ, устанавливается соответственно законом субъекта Российской Федерации и правовыми актами органа местного самоуправления.
Основной метод составления регионального бюджета - сценарное прогнозирование, суть которого состоит в рассмотрении не скольких вариантов развития экономики региона. Один из вариантов базируется на предпосылке, что ход раз вития регионального сообщества не будет нарушаться изменениями внутриполитической ситуации в стране, что позволит за год достичь стабилизации финансового и хозяйственного положения дел. Другой вариант предполагает действие негативных факторов, препятствующих стабилизации положения дел в экономике региона.
Региональные бюджетные системы включают в себя местные бюджеты. Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляется органами местного самоуправления. Местные бюджеты финансируют местные расходы, которые, особенно в сельских районах, имеют для населения большое значение. Это главным образом социальные запросы населения: здравоохранение, образование, жилищное строительство, строительство и эксплуатация дорог местного значения, благоустройство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок. Основой установления ответственности и объема расходов местных органов является степень общегосударственной значимости тех или иных расходов.
Часть расходов государством признается обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном порядке за местными властями. Эти расходы находятся под особым контролем центра и, если не хватает местных доходов, финансируются из вышестоящего бюджета. Другая часть расходов определяется в рамках законодательства местными властями самостоятельно и финансируется только из собственных средств. В одних странах местные расходы финансируются в основном за счет дотаций (субсидий, субвенций) от вышестоящих органов власти, в других - за счет поступлений местных налогов, которые более разнообразны, чем основные налоги, формирующие центральный бюджет. Разнообразие относится не только к наименованиям налогов, но и к способам их установления, исчисления. На местные налоги сильное влияние оказывают исторические традиции, что часто делает невозможным механическое заимствование местных налогов одной страны для другой. Местными являются налоги, которые устанавливаются самостоятельно органами местного самоуправления и платежи по которым полностью поступают в местные бюджеты. В этом смысле в России многие местные налоги, например, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, не являются «местными налогами» в полном смысле, так как они устанавливаются федеральными органами власти и, более того, не полностью поступают в местные бюджеты.
2. Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк РФ, его взаимодействие с коммерческими банками.
Кредитная система – это совокупность кредитных отношений, существующих в стране, форм и методов кредитования, банков или других кредитных учреждений, организующих и осуществляющих такого рода отношения.
Современная кредитная система, с институциональной точки зрения, представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики. Кредитная система служит мощным фактором концентрации производства и централизации капитала, способствует быстрой мобилизации свободных денежных средств и их использованию в экономике государства.
Структура кредитной системы России:
1. Центральный банк
2. Банковская система:
коммерческие банки
сберегательные банки
ипотечные банки
3. Специализированные небанковские кредитно-финансовые
институты
страховые компании
инвестиционные фонды
пенсионные фонды
финансово-строительные компании
прочие
Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание.
В отличие от фискальной политики, имеющей дело с бюджетными переменными, суть денежно-кредитной политики сводится к управлению денежной массой страны.
Конечные цели денежно-кредитной политики такие же, как и фискальной (рост, занятость, цены и т.п.). Промежуточные же цели отличаются. Непосредственными целями денежно-кредитной политики являются:
Изменение денежной массы на определенную величину;
Достижение заданной ставки процента;
Достижение определенных параметров кредитования экономики.
Для достижения промежуточных целей имеется три основных инструмента:
Операции на открытом рынке;
Изменение учетной ставки процента;
Изменение нормы минимального резервного покрытия.
Операции на открытом рынке сводятся к тому, что центральный банк страны продает или покупает государственные облигации. В результате этих операций в обращение либо поступают дополнительные деньги, либо из обращения изымаются.
Изменение учетной ставки влияет на денежную массу, потому что коммерческие банки для своих кредитных операций сами берут деньги в долг у центрального банка под проценты. Повышая учетную ставку, центральный банк вынуждает и коммерческие банки повышать ставки процента. В результате денежные средства становятся менее доступными.
Изменение нормы минимального резервного покрытия ведет к тому, что коммерческим банкам либо не хватает резервов, либо их слишком много.
Отсюда количество денег в обращении либо сокращается, либо увеличивается.
Как и в случае с фискальной политикой, различают следующие виды денежно-кредитной политики:
а) экспансионистскую и рестрикционную;
б) дискреционную и автоматическую.
Экспансионистская денежно-кредитная политика направлена на увеличение деловой активности и, соответственно, рост национального дохода путем увеличения количества денег в обращении.
Рестрикционная денежно-кредитная политика, напротив, имеет своей целью сокращение деловой активности и национального дохода путем сокращения количества денег в обращении.
Классификация денежно-кредитной политики по принципу «дискреционная – автоматическая» высвечивает другой аспект. Денежно-кредитная политика, проводимая на основе специальных решений денежных властей, называется дискреционной. Автоматическая денежно-кредитная политика связана с действием встроенных стабилизаторов.
Региональные бюджеты: принципы формирования и расходования
региональный бюджет финансы налог
Доходы и расходы региональных (местных) бюджетов определены бюджетами соответствующих региональных (территориальных) органов управления. Порядок формирования и утверждения региональных (местных) бюджетов регламентируется законодательно и определяется функциями региональных (территориальных) органов управления.
Поэтому расходы региональных (территориальных) органов управления являются определяющими для формирования доходной части бюджета.
Основными принципами формирования бюджета любого уровня самоуправления являются принцип обеспечение общей сбалансированности бюджета и принцип полноты бюджета. В бюджете должны быть отражены все предполагаемые расходы и доходы.
Центральные власти могут принимать участие также в корректировке региональных (местных) бюджетов в части, бюджетных налоговых поступлений с учетом уровня дохода на человека в различных административно-территориальных единицах. Часть налоговых поступлений региональных (местных) бюджетов территорий с высоким уровнем дохода на человека может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу региональных (местных) бюджетов территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего. Таким образом, осуществляется выравнивания уровней экономического и социального развития территорий.
Доходы региональных (местных) бюджетов
Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет:
* местных налогов и сборов,
* неналоговых доходов,
* поступлений из вышестоящих бюджетов.
Местные налоги и сборы являются базовым источником для формирования отдельных региональных (местных) бюджетов. Реальное соотношение всех источников в формировании отдельных региональных (местных) бюджетов определяется функциями региональных (местных) органов управления, потенциальными возможностями получения дохода за счет местных налогов, а также возможностями вышестоящих органов власти финансировать нижестоящие региональные (местные) бюджеты.
Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в случае недостатка собственных финансовых ресурсов для формирования региональных (местных) бюджетов необходимых для финансирования местных мероприятий или региональных разделов государственных программ, например, развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.
Поступления из вышестоящих бюджетов осуществляются в виде отчислений от суммы отдельных налогов, мобилизируемых на территории, а также дотаций и субвенций и могут составлять до 60% доходной части региональных (местных) бюджетов.
Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов:
* доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности,
* арендные доходы,
* денежные сборы,
* пошлины,
* добровольные взносы предприятий и населения.
Удельный вес неналоговых доходов в финансах региональных (местных) бюджетов составляет от 10 до 30 % общих доходов бюджета.
Расходы региональных (местных) бюджетов
Основные расходы региональных (местных) бюджетов - это расходы на:
* на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство),
* здравоохранение,
* образование,
* погашением займов и выплат процентов по ним,
Расходы региональных (местных) бюджетов зависят от бюджетной политики государства и степени децентрализации управления социальной сферой. Финансирование социальных программ - это наиболее крупная часть бюджетных расходов и является решающим фактором для аккумулирования финансовых ресурсов в бюджете соответствующего уровня финансовой ответственности. В ряде европейских стран на финансирование социальных программ расходуется больше средств из региональных (местных) бюджетов, чем из центрального бюджета, например, в Германии, Норвегии, Финляндии.
Расходы региональных (местных) бюджетов подразделяют на:
* текущие или эксплуатационные,
* инвестиционные или капитальные вложения.
И, соответственно, формируются бюджет текущих затрат и бюджет развития.
Бюджет текущих затрат, как правило, финансируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Основными источниками для финансирования бюджета развития являются субвенции, местные займы, пожертвования.
Региональные (местные) финансы
ХХI веке процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении осуществляется параллельно с регионализацией экономических и социальных процессов. Одним из основных компонентов современного демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое населением через избираемые представительные органы местного самоуправления. Для выполнения своих функций органы местного самоуправления должны обладать определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Региональные (местные) финансы формируют, прежде всего, с целью финансирования мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения данного региона, в т.ч. для финансирования муниципального образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства, содержания дорог. Круг финансируемых мероприятий может расшириться, в зависимости от функций делегированных местным органам самоуправления центральной властью.
Таким образом, региональные (местные) финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие регионов (территорий).
В Украине к региональным (местным) финансам относят:
* бюджет Крымской АР,
* областные бюджеты,
* городские бюджеты,
* районные бюджеты,
* районные в городах бюджеты,
* поселковые бюджеты,
* сельские бюджеты
* финансы коммунальных субъектов хозяйствования,
* внебюджетные фонды местных органов самоуправления.
Роль региональных (местных) финансов постоянно усиливается, а сфера их применения расширяется. Во многих странах региональные (местные) финансы составляют превалирующую часть финансовых ресурсов государства. Демократические государства предпочитают проводить социальную политику посредством региональных (местных или территориальных) финансов. Политика финансирования региональных финансов активно используется для выравнивания уровней экономического и социального развития территорий.
Налоговая система РФ
В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и сборов» и »система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.
Основу налоговой системы России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).
Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):
* виды налогов и сборов;
* основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
* принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
* права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и таможенных органов);
* формы и методы налогового контроля;
* ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
* порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их должностных лиц.
Принципы налоговой системы Российской Федерации
Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовыеакты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):
1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.
2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Понятие налога и сбора в налоговой системе РФ
Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:
* организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
* организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
* налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
* таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);
Виды налогов и сборов в России
В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).
При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):
объект налогообложения;
* налоговая база;
* налоговый период;
* налоговая ставка;
* порядок исчисления налога;
* порядок и сроки уплаты налога.
Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Федеральные налоги и сборы
Устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):
* налог на добавленную стоимость;
* налог на доходы физических лиц;
* налог на прибыль организаций;
* налог на добычу полезных ископаемых;
* водный налог;
* сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
* государственная пошлина.
Региональные налоги
Устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).
К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
* налог на имущество организаций;
* налог на игорный бизнес;
* транспортный налог.
Местные налоги
Устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом и законами указанных субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях этих субъектов (п. 4 ст. 12 НК РФ).
К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
* земельный налог;
* налог на имущество физических лиц.
Специальные налоговые режимы
Налоговым кодексом также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать не перечисленные выше федеральные налоги. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов (п. 7 ст. 12 НК РФ).
К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):
* система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
* упрощенная система налогообложения;
* система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
* система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Региональные бюджеты являются центральным звеном региональных финансов. Как и бюджеты других уровней бюджетной системы, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) обладает такими существенными признаками, как временная характеристика, денежная форма, обязательность исполнения по доходам и расходам, правовое оформление создания и реализации и др. Вместе с тем он имеет и специфические черты, обусловленные его принадлежностью к региональному уровню бюджетной системы.
Специфика регионального бюджета состоит в том, что он концентрирует финансовые ресурсы, направляемые на развитие экономики и социальной сферы региона. Кроме того, существенные особенности региональных бюджетов проявляются в их особой роли в системе межбюджетных отношений, связанных с разграничением доходов и расходных обязательств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, формами и методами межбюджетного регулирования. Бюджеты субъектов РФ, с одной стороны, могут получать межбюджетные трансферты из федерального бюджета, а с другой - из их средств предоставляются безвозмездные перечисления местным бюджетам.
Региональный бюджет по своей экономической сущности выступает как совокупность денежных отношений, связанных с перераспределением валового регионального продукта, формированием финансовых ресурсов органов государственной власти в виде фонда денежных средств и его использованием для удовлетворения общественных потребностей на уровне региона.
Экономическая сущность регионального бюджета выражается в его функциональном назначении: перераспределении валового регионального продукта с целью предоставления органам государственной власти субъекта РФ финансовых ресурсов путем формирования фонда денежных средств, обеспечивающего реализацию их задач; государственном регулировании и стимулировании экономики региона; финансовом обеспечении региональной социальной политики; контроле за социально-экономическим развитием региона посредством формирования и использования централизованного фонда денежных средств.
По материальному воплощению региональный бюджет представляет собой фонд денежных средств, который выступает как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти субъекта РФ.
По организационно-правовой форме региональный бюджет - это финансовый документ, разрабатываемый и утверждаемый в форме законов субъектов РФ.
Согласно БК РФ каждый субъект РФ имеет собственный бюджет, а также бюджет территориального государственного внебюджетного фонда. Бюджет субъекта РФ предназначен для исполнения его расходных обязательств.
В зависимости от особенностей государственного и административно- территориального устройства страны различают следующие виды региональных бюджетов: республиканские, краевые, областные, автономной области, окружные автономных округов, городские городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя).
Важно знать!
Виды и количество региональных бюджетов в Российской Федерации определяются ее государственным и административным устройством, закрепленным Конституцией РФ. В 1993 г., когда была принята действующая Конституция, количество субъектов РФ составляло 89. С 1 марта 2008 г. после объединения ряда регионов их общее число сократилось до 83. С 18 марта 2014 г. после присоединения Республики Крым к России и образования двух новых субъектов (Республика Крым и город федерального значения Севастополь) в Российской Федерации насчитывается 85 субъектов. Региональные бюджеты РФ представлены 22 республиканским, 9 краевыми, 46 областными, 1 областным бюджетом автономной области, 4 окружными и 3 бюджетами городов федерального значения.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В соответствии с БК РФ бюджет имеет свою структуру. Основными составляющими элементами бюджета являются его доходы и расходы.
Принципы формирования и исполнения региональных бюджетов определяются общими принципами бюджетной системы РФ, установленными в гл. 15 БК РФ с учетом специфики региональных бюджетов.
0МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Г.И. НОСОВА»
(ФГБОУ ВПО « МГТУ»)
Кафедра экономики и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Бюджетная система»
на тему: «Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ»
Выполнил: студент 4 курса гр.Ээб-13-3 Исаев Всеволод Юрьевич
Проверил: кандидат экономических наук Абилова Махабат Гумаровна
Работа защищена «___» ________ 20__г. с оценкой _________________
(оценка) (подпись)
Магнитогорск 2016
ВВЕДЕНИЕ.. 3
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ 5
1.1 Особенности формирования региональных бюджетов. 5
1.2 Доходы региональных бюджетов. 8
1.3 Расходы региональных бюджетов. 15
1.4 Источники финансирования дефицита регионального бюджета. 18
- АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 26
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Объектом изучения в работе выступают общественные отношения, связанные с источниками формирования и расходования бюджетов регионов.
Предмет: региональные бюджеты.
Целью данной работы является рассмотрение источников формирования и направления расходования региональных бюджетов и их исполнение.
Задачами данной работы являются:
- исследование литературных источников и действующего законодательства по рассматриваемой теме;
Выявление основных источников формирования доходов регионов;
Анализ основных направлений расходования региональных бюджетов;
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ
1.1 Особенности формирования региональных бюджетов
В процессе управления региональными финансами можно выделить несколько функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа проводится финансовое планирование. Одновременно в соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета. Также для эффективного управления финансами необходимы контрольно-ревизионные органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность и точность данных, предоставляемых органами финансового планирования.
Финансовое планирование подразделяется на перспективное и текущее. На стадии перспективного планирования определяются основные стратегические направления и приоритеты развития. При этом перспективные планы должны ежегодно корректироваться в соответствии с произошедшими изменениями.
Важнейшим элементом финансового управления является бюджет.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:
установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.
В течение финансового года органы представительной и исполнительной власти не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения изменений и дополнений в соответствующие бюджеты, компенсирующие увеличение расходов, снижение доходов.
Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.
Соглашения между Российской Федерацией и субъектом Федерации, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации являются недействительными и исполнению не подлежат.
Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например, расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур. Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического развития региона. Согласно действующему законодательству прогноз долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и на основе тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета.
1.2 Доходы региональных бюджетов
В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.
К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему. К региональным налогам и сборам относятся:
налог на имущество организаций;
налог на недвижимость;
дорожный налог;
транспортный налог;
налог с продаж;
налог на игорный бизнес;
региональные лицензионные сборы.
% от суммы налога, начисленной налогоплательщикам по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется а доход регионального бюджета. При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом: - 80% от суммы налога - в доход федерального бюджета; - 20% от суммы налога - в доход регионального бюджета.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:
74,5% от суммы налога - в доход федерального бюджета;
20% от суммы налога - в доход бюджета автономного округа;
5,5% от суммы налога - в доход бюджета края или области.
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:
средства, получаемые от продажи регионального имущества;
средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.
В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.
Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета
Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.
Представительней орган власти субъекта Федерации имеет право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством.
Законы субъекта Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.
Органы исполнительной власти субъекта Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных бюджетом.
При отсутствии задолженности по бюджетным ссудам регионального бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера бюджетного дефицита и размера государственного долга органы исполнительной власти также могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации.
С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.
В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.
Для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат. Для капитальных затрат целесообразно использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.
Долгосрочные займы целесообразно использовать для целей капитальных затрат региона потому, что капитальные затраты будут удовлетворять запросы населения в течение длительного времени, а погашение займа и выплата процентов по нему будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени.
Использование займов для целей погашения текущих затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов.
Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения.
Тем не менее, существуют случаи, когда займы являются приемлемым источником финансирования текущих расходов. Бюджетные расходы обычно производятся по достаточно стабильному графику в течение всего года, в то же время поток поступлений в региональный бюджет может быть менее регулярен и зависит от множества факторов. В целом в течение года следует или уравновешивать свои активы и пассивы на текущих счетах или иметь небольшое положительное сальдо для того, чтобы покрывать капитальные затраты. Поэтому краткосрочные займы, практикуемые региональными органами власти для компенсации нерегулярного поступления платежей, вполне оправданы.
Если региональные органы власти не располагают возможностями по немедленному увеличению доходов, а вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность привлечь займ для покрытия непредвиденных расходов.
При использовании займов на эти или иные цели следует учитывать, что увеличение доли заемных средств в региональном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры.
1.3 Расходы региональных бюджетов
Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:
обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;
обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;
проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;
обеспечение реализации региональных целевых программ;
формирование государственной собственности субъектов Федерации;
осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
оказание финансовой помощи местным бюджетам;
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации. Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
обеспечение правоохранительной деятельности;
обеспечение противопожарной безопасности;
научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
обеспечение социальной защиты населения;
обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
развитие рыночной инфраструктуры;
обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечение деятельности средств массовой информации;
прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней вышеуказанных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов, совместно финансируемых из региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации.
В законодательных или иных правовых актах, устанавливающих бюджетные обязательства, реализация которых обеспечивается из средств бюджетов различных уровней, устанавливается разграничение расходных полномочий по финансированию каждого вида обязательств, вытекающих из законодательства Российской Федерации, по уровням бюджетной системы Российской Федерации. Запрещается устанавливать источником финансирования расходов консолидированный бюджет.
Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу. При исполнении федерального бюджета ассигнования, предусмотренные на финансирование указанных объектов, передаются бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам в порядке межбюджетных отношений.
В целях реализации федеральных целевых программ допускается финансирование из федерального бюджета закупок товаров для учреждений, "Находящихся в ведении субъектов Федерации и муниципальных образований, с последующей передачей материально-технических ресурсов получателями средств федерального бюджета соответствующим учреждениям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов - представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.
К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов регионального управления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
1.4 Источники финансирования дефицита регионального бюджета
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим решением утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим решением о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга.
Текущие расходы регионального бюджета не могут превышать объем доходов регионального бюджета.
Размер дефицита регионального бюджета, утвержденный законом субъекта Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения в бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита регионального бюджета может превышать 15%-е ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются представительными органами власти в бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств:
выпуск ценных бумаг от имени субъекта Федерации;
бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
кредиты, полученные от кредитных организаций;
поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Федерации;
изменение остатков средств на счетах по учету средств регионального бюджета.
2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Таблица 2.1 - Бюджет Челябинской области за 2014-2016 гг., млрд. руб.
Наименование |
|||
Объем доходов |
|||
Объем расходов |
|||
Дефицит / профицит |
Ключевая статья расходов в 2014 году региональной казны - выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. «Произошло увеличение зарплаты бюджетников, может быть, не такое большое в абсолютных цифрах, но очень значительное для бюджета Челябинской области. Бюджет на новый период, включая 2014-ый год, будет предельно сжат. Правительство, как могло, ужимало расходы. Первоначально дефицит оценивался в 30 млрд. рублей. Сократили его в два с половиной раза - до 12 млрд. рублей. Существенно сокращены административные расходы. Также скорректировано большинство госпрограмм. При формировании бюджета области на 2014 год нам сильно помогло Правительство России.
Если говорить про сферу образования, то в бюджете Челябинской области на эти цели на будущий год заложено более 31,5 млрд. рублей - это в 1,5 раза больше, чем первоначальный план на текущий год.
Общий объем доходов на 2014 год
бюджета Челябинской области планируется в сумме 99 млрд. 876,7 млн. рублей с приростом на 16,5%
к первоначальному плану текущего года. Общий объем расходов
в 2014 году составит 112 млрд. 192,5 млн. рублей.
В 2015 году доходыв бюджет Челябинской области составили 125, 909 075 700 млрд. рублей.
На формирование доходов бюджета области оказала влияние динамика следующих показателей:
Таблица 2.2 - Показатели, оказывающие влияние на формирование доходов бюджета Челябинской области, %
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета за 2015 год составили 99, 069 876 720 млрд. рублей, 87,8%из которых обеспечены следующими поступлениями:
Налог на прибыль организаций
Налога на имущество организаций
Налог на доходы физических лиц
Расходыбюджета Челябинской областив 2015 году составили 126. 324 127 530 млрд. рублей.
Таблица 2.3 - Статьи расходов Челябинской области за 2015 г.
Статья расходов |
||
Общегосударственные вопросы |
3, 135 989 330 млрд. рублей |
|
Национальная оборона |
43, 982 720 млн. рублей |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1, 400 833 110 млрд. рублей |
|
Национальная экономика |
17, 271 799 480 млрд. рублей |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
4, 204 515 800 млрд. рублей |
|
Охрана окружающей среды |
78, 389 560 млн. рублей |
|
Образование |
32, 824 417 850 млрд. рублей |
|
Культура, кинематография |
1, 015 705 580 млрд. рублей |
|
Здравоохранение |
27, 223 799 310 млрд. рублей |
|
Социальная политика |
24, 069 027 330 млрд. рублей |
|
Физическая культура и спорт |
2, 607 783 770 млрд рублей |
|
Средства массовой информации |
209, 469 970 млн. рублей |
|
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1, 807 423 440 млрд. рублей |
|
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
10, 430 990 280 млрд. рублей |
В 2016 году доходы бюджета сформированы в сумме 109 млрд 439,1 млн руб. с увеличением на 7,7% к первоначальному уровню 2015 года. Из них 91 млрд 598,3 млн руб. составляют собственные доходы.
Общий объем расходов в будущем году запланирован на уровне 118 млрд 157,8 млн руб.с увеличением на 4,2% к первоначальному плану текущего года. Доля социальных расходов составляет 73% или 86 млрд 897,2 млн руб. Из них 26,2 млрд руб. пойдет на социальную политику, 33 млрд руб. - на образование, 25 млрд руб. на здравоохранение, 1,8 млрд руб. на спорт и 941 млн руб. направят на культуру.
14,9 млрд руб. в бюджете предусмотрено на расходы экономической направленности: дорожное хозяйство (7,3 млрд руб.), ЖКХ (2,5 млрд руб.) и сельское хозяйство (1,9 млрд руб.).
Сохранится и дефицит областного бюджета в 2016 году, однако его размер сократится и составит 8,7 млрд руб.
Из федерального бюджета планируется получить 17,8 млрд рублей. В числе новых направлений федерального финансирования — проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи и поэтапное внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
В 2016 году изменится практика предоставления межбюджетных трансфертов муниципалитетам. Раньше на счетах местных администраций накапливались остатки денег, выделенных под конкретные цели. А для наполняемости региональной казны приходилось использовать кредиты. Новый механизм предполагает, что муниципалитеты будут за свой счет реализовывать проекты, отчитываться и только после этого получать деньги, которые специально будут зарезервированы для этого. Пшеницын подчеркнул, что теперь муниципалитеты должны быть заинтересованы в наращивании собственной доходной базы и стремиться эффективнее использовать финансовую помощь регионального бюджета.
Вместе с тем областной бюджет останется дефицитным. Разница между расходами и доходами составит 8,7 млрд. рублей. Но курс на сокращение этого разрыва, поставленный губернатором Борисом Дубровским, сохранится. Если в 2015 году бюджет был принят с дефицитом в 14 % от доходов, то в 2016 году этот показатель составит 9,5 %. Основным источником покрытия дефицита останутся займы.
При этом областной бюджет сохранит свою социальную направленность. Доля социальных расходов в следующем году, как и в текущем, составит 73 %, или 86,9 млрд рублей. Все дополнительно установленные на уровне области льготы и выплаты будут сохранены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
Формирование и использование региональных финансов осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней функциональных расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета: выпуск ценных бумаг от имени субъекта Федерации; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, кредиты, полученные от кредитных организаций; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств регионального бюджета.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СЛ - доступен в полнеой версии
Скачать: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.