Базовый модуль в логистике. Понятие базового модуля. Роль базового модуля в логистике. Взаимосвязь размеров базового модуля и транспортной тары. Что такое базовый модуль в логистике
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тихоокеанский государственный университет
Кафедра "Экономическая кибернетика"
Контрольная работа
по дисциплине "Логистика"
Выполнил: студент
Гунькова О.А.
группа: ПИЭ(зу)-91
г. Хабаровск - 2012 г.
1. Теоретическая часть
1 Взаимосвязь логистики с маркетингом, планированием производства
2 Понятие базового модуля в логистике
Практическая часть
Список
использованных источников
1. Теоретическая часть
1.1 Взаимосвязь логистики с маркетингом, планированием производства
Логистика - часть экономической науки, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами.
Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками характеризует концепцию логистики.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Нередко логистические функции выполняются различными службами. Например, одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции. При этом цели отдельного подразделения, как правило, не совпадают с целями рациональной организации совокупного материального потока.
Логистика и маркетинг. Наиболее существенна взаимосвязь логистики с маркетингом. Задачей службы логистики является обеспечение производства сырьем, управление запасами в разрезе тех видов продукции, выпуск которых обоснован маркетологами.
Задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:
анализ окружающей среды и рыночные исследования;
анализ потребителей;
планирование товара, определение ассортиментной специализации производства;
планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наиболее выгодным условиям сбыта услуг.
Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно.
Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида продукции.
Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Соответственно, служба логистики предприятия должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.
С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.
Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением - также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.
1.2 Понятие базового модуля в логистике
Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.
Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:
размеры грузовой единицы;
Способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций,
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.
В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.
Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
Пакетирование обеспечивает:
сохранность продукта на пути движения к потребителю;
возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
возможность перегрузки без переформирования;
безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских
работ.
2. Практическая часть
Постановка задачи. Вы решили открыть магазин по торговле фруктами или овощами. Под поручительство вы получили товарный кредит на льготных условиях из расчета 1% в сутки. Вы решили закупить по 10 т всех имеющихся в продаже фруктов или овощей и обратились в логистический центр с просьбой прогнозировать ожидаемую прибыль после продажи всей партии. Заключение логистического центра: вас ожидает убыток. Вы решили повторить сами расчет, выполненный в логистическом центре. Вам необходимо понять причину прогнозируемого убытка и принять меры, обеспечивающие получение максимально возможной прибыли. Деньги на покрытие всех остальных расходов дают взаймы родственники, но сумма этого беспроцентного кредита должна быть минимальной.
Допущения. Для упрощения расчетов принимается, что кредит возвращается только полностью после полной продажи всех видов фруктов. Неполные сутки учитываются как полные. Плата за хранение взимается в отдельности по каждому виду фруктов, рассчитывается по первоначальному объему закупок и не зависит от его уменьшения в результате продаж. Плата за хранение прекращается на следующие сутки после полного завершения продажи данного вида фруктов. Процент отходов условно принимается постоянным на весь срок фактического хранения. Дальность перевозки - 10 км. В учебных целях условные обозначения сделаны излишне подробными, чтобы в них было легче ориентироваться начинающему специалисту.
Таблица 1. Расчеты ожидаемой прибыли после продажи всей партии товара
Параметры Ячневая крупа Манная крупа Овсяная крупа Перловая крупа Цена оптовая,
руб. за 1 кг Цена розничная,
руб. за 1 кг Среднесуточные
отходы, % Затраты на
закупки 1 т, руб. Затраты на
закупки всего объема, тыс. руб. Затраты на
кредит, тыс. руб. Затраты на
кредит, тыс. руб. Затраты на
перевозку, тыс. руб. Затраты на
хранение, тыс. руб. Затраты
суммарные, тыс. руб.
Диаграмма 1. Распределении затрат.
По диаграмме видно, что больше всего средств израсходовано на закупки
всего объема товара.
Задача 2
Таблица 2. Расчет прибыли по каждому товару
Параметры Ячневая крупа Манная крупа Овсяная крупа Перловая крупа Цена оптовая,
руб. за 1 кг Цена розничная,
руб. за 1 кг Среднесуточный
объем продаж, т Стоимость
хранения, руб. за 1 т в сутки Среднесуточные
отходы, % Стоимость
заказа автомашины с бригадой грузчиков, руб. Стоимость
перевозки, руб. за 1 т∙км Объем закупок
первоначальный, т Время продажи
данного вида фруктов, сутки Время продаж
округленное, сутки Затраты на
закупки 1 т, руб. Затраты на
закупки всего объема, тыс. руб. Затраты на
кредит, тыс. руб. Затраты на
перевозку, тыс. руб. Затраты на
хранение, тыс. руб. Затраты
суммарные, тыс. руб. Объем отходов
за все время хранения, т Объем
фактически проданных фруктов, т Доход,
полученный от продажи фруктов, тыс. руб. Прибыль,
полученная от продажи, тыс. руб. Прибыль,
полученная от продажи, % Ячневая крупа Манная крупа Овсяная крупа Перловая крупа
Диаграмма 2. Прибыль, полученная от продаж каждого товара в %
Из диаграммы видно, что несколько видов круп пользуются большим спросом, такие как гречка, рис и овсяная крупа, а пшено, ячневая, манная и перловая крупы приносят убыток. Следовательно, чтобы увеличить прибыль, необходимо увеличить объем закупок гречки, риса и овсяной крупы, а объемы по остальным товарам уменьшить.
Таблица 3. Расчет максимальной прибыли
Параметры Ячневая крупа Манная крупа Овсяная крупа Перловая крупа Цена оптовая,
руб. за 1 кг Цена розничная,
руб. за 1 кг Среднесуточный
объем продаж, т Стоимость
хранения, руб. за 1 т в сутки Среднесуточные
отходы, % Стоимость
заказа автомашины с бригадой грузчиков Стоимость
перевозки, руб. за 1 т∙км Объем закупок
первоначальный, т Время продажи
данного вида фруктов, сутки Время продаж
округленное, сутки Затраты на
закупки 1 т, руб. Затраты на
закупки всего объема, тыс. руб. Затраты на
кредит, тыс. руб. Затраты на
перевозку, тыс. руб. Затраты на
хранение, тыс. руб. Затраты суммарные,
тыс. руб. Объем отходов
за все время хранения, т Объем
фактически проданных фруктов, т Доход,
полученный от продажи фруктов, тыс. руб. Прибыль,
полученная от продажи, тыс. руб. Прибыль,
полученная от продажи, % Диаграмма 3. Наибольшая прибыль, полученная за счет увеличение объема
закупок более продаваемого товар и уменьшение мене продаваемого.
Задача 3
Таблица 4. Параметры системы управления запасами с фиксированным размером
заказа
Показатель Значение Потребность,
шт. Оптимальный
размер заказа, шт. Время поставки,
дни Возможная
задержка в поставках, дни Ожидаемое дневное
потребление, шт./день Срок
расходования заказа, дни Ожидаемое
потребление за время поставки, шт. Максимальное
потребление за время поставки, шт. Гарантийный
запас, шт. Пороговый
уровень запаса, шт. Максимальный
желательный запас, шт. Срок расходования запаса до
порогового уровня, дни Число рабочих дней в году Рисунок 1. График движения запасов в системе с фиксированным размером
заказа
Провести графическое моделирование работы системы управления запасами с
фиксированным размером заказа. а) без сбоев в поставках; б) с одной задержкой в поставках; в) при наличии неоднократных (постоянных) задержек в поставках. Для пункта 3) дать рекомендации как можно исправить ситуацию. Согласно
вашим рекомендациям составьте новую таблицу параметров системы с фиксированным
размером заказа и соответствующую данной таблице графическую модель,
показывающую выход из кризиса.
Рисунок 2. Графическое моделирование работы системы управления запасами с
фиксированным размером заказа без сбоев в поставках.
Рисунок 3. Графическое моделирование работы системы управления запасами с
фиксированным размером заказа с одной задержкой в поставках.
Рисунок 4. Графическое моделирование работы системы управления запасами с
фиксированным размером заказа при наличии неоднократных (постоянных) задержек в
поставках.
При неоднократных задержках поставок, а также при превышении максимально
допустимого времени задержки поставки система с фиксированным размером заказа
может перейти в дефицитное состояние. Для исправления ситуации необходимо единоразовое увеличение объема
поставки, что позволит пополнить запас до максимального желательного уровня.
Если же сбои носят систематический характер, необходимо пересмотреть расчетные
параметры системы (время поставки, возможную задержку, уровень гарантийного
запаса).
Рисунок 5. Графическая модель, показывающую выход из кризиса. логистика маркетинг модуль тара 1. Алесинская
Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления.
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с. Кореннов
С.А. Логистика: учебно-методическое пособие / С.А. Коренов, Ю.А. Бугай.
Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. 83 с. Костенко
В.И. Основы логистики: Методические указания к выполнению практических работ. -
СПб. СЗТУ, 2004. - 14 с. Http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/logistika3/glav_5.htm Http://www.aup.ru/books/m192/3_3.htm Http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/01_03.html
Список
использованных источников
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
В каком из ответов верно указаны размеры стандартного плоского поддона?
Какой из перечисленных видов запасов относится к категории «товарный запас»?
Какой из перечисленных видов запасов относится к категории «производственный запас»?
Какие регулирующие параметры имеет система контроля состояния запасов с фиксированным размером заказа?
Точку заказа
Максимальный размер заказа
Размер заказа
Фиксированный период заказа
Верны ответы 1 и 3
Верны ответы 2 и 4
В каком случае применяется система контроля состояния запасов с фиксированной периодичностью заказа?
большие потери в результате отсутствия запасов
высокие издержки по хранению запасов
расходы по размещению заказа и доставке сравнительно невелики
высокая степень неопределенности спроса.
Какой вид транспорта обеспечивает наиболее низкую стоимость перевозки?
автомобильный
железнодорожный
воздушный
трубопроводный
водный.
В таблице приведен общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров, необходимое для оказания каждой отдельной услуги № 2, 4, 5, 6, 8. Каков уровень оказываемого фирмой сервиса?
автомобильный
железнодорожный
воздушный
трубопроводный
водный.
10 тыс.руб.;
15 тыс.руб.
20 тыс.руб.
25 тыс.руб.
30 тыс.руб.
35 тыс.руб.
40 тыс.руб.
45 тыс.руб.
50 тыс.руб.
55 тыс.руб.
60 тыс.руб.
65 тыс.руб.
70 тыс.руб.
14.75тыс.руб
Какие функциональные области входят в логистическую структуру?
Для чего служат запасы в логистической системе?
Какие существуют основные каналы распределения продукции?
Что такое физическое распределение?
В каком ответе правильно указан коэффициент использования пробега, если известно , что груженый пробег составил 50 км, а общий пробег – 100 км.
Какое количество ездок может совершить автомобиль за 8 ч, если время одной ездки составило 2 ч?
Какова производительность автомобиля, если известно , что коэффициент использования грузоподъемности равен 1,0, грузоподъемность автомобиля – 5 т, а количество ездок , совершенных автомобилем – 6.
Какое определение маятникового маршрута правильное?
Путь следования между двумя пунктами повторяется неоднократно
Путь следования к потребителям продукции
Путь следования от автохозяйства к потребителю продукции
Какое определение кольцевого маршрута привальное?
Путь следования к потребителю
Маршрут следования автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему поставщиков и потребителей
Маршрут движения автомобиля между двумя пунктами
Если коэффициент использования пробега автомобиля на маршруте равен 0,5, то какой это маршрут?
Кольцевой
Маятниковый
Радиальный
Развозочный
Что такое маршрутизация перевозок?
Перевозки продукции автомобилем
Наиболее совершенный способ организации материало-потоков грузов с предприятий оптовой торговли
Рациональное использование подвижного состава
Какое количество ездок сделает автомобиль на маршруте, если известно , что объем поставок составил 20 т, грузоподъемность автомобиля – 5 т, а коэффициент использования грузоподъемности – 0,8?
Что собой представляет гарантийный запас?
Запас, удовлетворяющий производственный процесс в материальных ресурсах.
Запас, компенсирующий отклонение фактического спроса от прогнозируемого.
Запас, связанный с продвижением материальных ресурсов.
Все ответы верны.
Каким целям служат запасы готовой продукции?
Обеспечению производства продукции партиями оптимального размера.
Выпуску продукции фирмой.
Хранению на складе готовой продукции.
Какие издержки являются критерием оптимизации запасов?
По закупкам продукции.
По содержанию запасов.
Потери от отсутствия продукции.
Верны все ответы.
Какое определение для системы с фиксированным размером заказа в ответе правильное?
Пополнение запасов является величиной постоянной, а очередная поставка товара осуществляется при уменьшении запасов до критического уровня (точка заказа).
Пополнение запаса осуществляется определенными фиксированными партиями.
Оба ответа верны.
По каким признакам классифицируются склады фирм?
По назначению, виду и характеру хранимых материалов.
По типу здания , месту расположения и масштабу действий.
По степени огнестойкости.
Все ответы верны
Из каких площадей складывается общая площадь склада?
Полезной.
Приемочно-отпускных площадей
Служебной и вспомогательной площади
Все ответы верны.
В каком ответе правильно определена площадь? Величина установленного запаса, хранения 240 т, нагрузка 1 м 2 площади – 0,6 т/м 2 .
390 м 2 2. 410 м 2 3. 400 м 2 4. 420 м 2
Что такое склад?
Устройство, предназначенное для приемки, хранений и подготовки , материальных ценностей к производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей.
Устройство для складирования продукции.
Устройства для бесперебойного снабжения материальными ресурсами потребителей.
Все ответы верны
Какова емкость ячейки стеллажа, если геометрический объем оборудования составляет 1 м 3 , удельный вес изделия – 2,8 т/м 3 , коэффициент заполнения объема – 0,5.
1,2 т 2. 1,3 т 3. 1,4 т. 4. 1,5 т
Какую информацию должна обеспечить логистическая информационная система?
Информация должна отражать все достоинства и недостатки продвижения материалопотока с тем, чтобы предприятие могло разработать необходимую стратегию и привести в действие логистическую систему.
Информация должна отражать затраты по продвижению продукции от поставщика до потребителя.
Оба ответа верны.
Каков главный принцип создания информационной системы?
Данные должны собираться на самом низком уровне агрегирования
Данные должны быть качественно сопоставимы
Должен быть комплекс набора данных
Верны ответы 1 и 2
Общая характеристика логистики, ее основная концепция; взаимосвязь с маркетингом, планированием производства. Понятие грузовой единицы и базового модуля; основы единой системы унифицированных размеров транспортной тары. Решение логистических задач.
контрольная работа , добавлен 16.03.2014
Форма погрузочного листа. Факторы, обеспечивающие верное решение по выбору грузовой единицы при проектировании логистического процесса. Характеристики грузовой единицы, применяемая материально-техническая база. Унифицированные размеры транспортной тары.
презентация , добавлен 26.05.2014
Характеристика основных этапов развития логистики; ее роль в экономике России. Причины возрастания интереса к логистике на современном этапе: быстрый рост затрат на перевозку, достижение предела эффективности производства, создание продуктовых линий.
презентация , добавлен 30.05.2014
контрольная работа , добавлен 21.04.2019
Роль и место складирования в логистической системе, проблематика эффективного функционирования логистики складирования. Эффективное использование складских площадей, понятие упаковки в логистике. Критерии оценки рентабельности системы складирования.
контрольная работа , добавлен 02.11.2010
Понятие, цели и функции распределительной логистики. Роль каналов сбыта в логистике распределения. Анализ логистики распределения и каналов сбыта на примере ООО "Золотой колос". Описание предприятия, предложения по совершенствованию каналов сбыта.
курсовая работа , добавлен 02.01.2017
Сущность логистического управления. Роль, задачи и функции логистики. Логистические системы, их свойства и уровень охвата объектов. Проблемы становления отечественной логистики. Пути повышения эффективности управления фирмой с позиции логистики.
контрольная работа , добавлен 27.02.2009
Информационная логистика: организация потока данных, сопровождающих материальный поток. Основные виды информационных потоков, причины увеличения их роли в современной логистике. Классификация информационных систем в логистике, принципы их построения.
Что такое базовый модуль в логистике?
Варианты ответов:
1. Стандартный поддон размером 1000 х 12 000 мм
2. Грузовой пакет размером 1200 х 800 х 1050 мм
3. Условная единица площади в форме прямоугольника размером 600 мм х 400 мм
4. Транспортная тара стандартного размера
5. Унифицированный функциональный узел чего-либо , выполненный в виде самостоятельного изделия.
Варианты ответов:
1. 1200 мм х 800 мм
2. 600 мм х 800 мм
3. 600 мм х 400 мм
4. 400 мм х 400 мм.
Варианты ответов:
1. Запасы на складе сырья обувной фабрики
2. Запасы металлопроката на складе готовой продукции металлургического комбината
3. Запасы муки на складах хлебозавода
4. Запасы зерна на складе мелькомбината.
1. Товары в пути от поставщика к потребителю
2. Товары на складах оптовых баз
3. Товары на складах сырья предприятий промышленности
4. Товары на складах готовой продукции предприятий-изготовителей.
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Уровень оказываемого фирмой сервиса равен:
Номер услуги | Время, необходимое для оказания услуги, чел/ч |
1 | 7 |
2 | 4 |
3 | 6 |
4 | 0,5 |
5 | 1,5 |
6 | 1 |
7 | 2,5 |
8 | 2 |
9 | 4 |
10 | 1,5 |
Варианты ответов:
1. 10%; 2. 20%; 3. 30%; 4. 40%; 5. 50%; 6. 60%; 7. 70%; 8. 80%.
35. Какой вид транспорта обладает наиболее высокой способностью доставлять груз в заданную точку территории «от двери до двери»?
Варианты ответов:
36. Оборот склада – 2 тыс. р./день. Затраты на одну доставку – 9 тыс. руб. Затраты на хранение запаса размером в одну тысячу рублей – 0,04 тыс.руб. в день. Каким будет оптимальный размер заказываемой партии?
Варианты ответов:
1. Запасы и транспортировка продукции.
2. Складирование и складская обработка.
3. Информация, кадры, обслуживающие производство.
4. Все ответы верны.
2. Для компенсации задержек , связанных с движением материалов.
3. Для изготовления продукции.
2. Агенты, брокеры и другие посредники.
3. Оба ответа верны.
2. Распределение различных видов продукции.
3. Оказание услуг по сохранности продукции.
1. 0,48 2. 0,52 3. 0,50 4. 0,64
1. 4 2. 6 3. 8 4. 5
1. 20 т. 2 40 т. 3. 30 т. 4. 50 т.
Слюсарева Елена Васильевна
Сборник упражнений и задач по логистике
Компьютерная верстка:
Шабанова Т.И., Филимонова Т.А.
Формат 60*90/16.
Печать цифровая. Бумага офсетная.
Объем 2,5 п.л. Тираж 300
Омский институт (филиал) РГТЭУ
Склад - центральный элемент логистической системы. Именно он выступает в качестве ключевого ее звена. От того, как он организован, зависит работа всех остальных элементов.
Быстрая разгрузка транспорта и приемка поступившего товара - одна из первых задач, стоящих перед работниками склада. Скорость выполнения разгрузочных операций зависит от наличия и применения необходимого оборудования (авто- и электропогрузчиков, грузовых тележек и т. п.) и четкой организации работ.
Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.
Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:
Размеры грузовой единицы;
Способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.
В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.
Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя (рис. 1).
На основании базового модуля разработана единая система, унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 2
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. Пакетирование обеспечивает:
Сохранность продукта на пути движения к потребителю;
Возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
Максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
Возможность перегрузки без переформирования;
Безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.
Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.
1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.
Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.
2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.
3. Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.
Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.
Рассмотрим основные аспекты работы склада.
Итак, товар выгружен и доставлен к месту приемки. Ошибочно полагать, что процесс приемки заключается только в пересчитывании грузовых единиц и сверке с накладной. Прежде всего для приемки существуют определенные сроки, которые зависят от условий договора, от упаковки товара, от его свойств и особенностей и даже от способов доставки.
Правильно приемка должна осуществляться так. Товары, поступившие без или в поврежденной упаковке, принимаются в момент получения от поставщика или в момент вскрытия опломбированных (разгрузки неопломбированных) транспортных средств. Товары, с упаковкой которых все в порядке, по весу и количеству мест принимаются в те же сроки, а товары при вскрытии упаковки - по количеству товарных единиц в каждом грузовом месте, но не позднее 10 дней с момента получения товара.
При приемке грузов от транспортных фирм в соответствии с действующими правилами перевозок грузов следует убедиться в наличии на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, их исправности, оттисках на них, состояния транспортных средств или контейнеров. Снятые пломбы необходимо сохранить до момента окончания приемки и оприходования товаров. Кроме того, нужно проверить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим и т.п.).
В процессе приемки сверяются фактические параметры поступившего груза с данными товарно-сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, инвойсов и т.п.). При большом ассортименте складируемого товара нужно создать надлежащие условия и режим хранения, сократить потери, повысить эффективность использования складских площадей.
После того как товар занял надлежащие места на полочках или на свободном пространстве, его маркируют. Коды мест хранения товаров - необходимые элементы автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки грузов - заносят в базу данных.
Коды эти вводятся при поступлении товара и указываются при распечатке листа комплектации (маршрутной карты). Затем шаблон приходного ордера с обозначением кодов ячеек (местоположения), в которых размещен товар, передается для ввода информации о размещении товаров в базу данных, заполняются карточки складского учета и окончательно оформляются приходные документы.
Заключительная стадия складского технологического процесса - отпуск товара. Этот процесс включает следующие операции: отбор товаров с мест хранения (комплектация), подготовку к отпуску (упаковку, окантовку, маркировку и т.п.), оформление документов на отпуск, отправку по назначению (доставку) либо отгрузку.
При оформлении маршрутной карты (комплектации заказа) нужно иметь в виду, что товары для комплектации всегда должны быть указаны в последовательности местоположения, а не в последовательности их нумерации. Однородные товары лучше отбирать вместе, в одной распечатке.
Работники склада, получив лист комплектации (маршрутную карту), производят отборку товаров с мест хранения. По окончании процесса комплектования партии и урегулирования возможных несоответствий, упаковки, заполнения упаковочных листов лист комплектации передается для завершения стадии подготовки к отгрузке, маркировки отгружаемых грузовых мест и ввода соответствующей информации в базу данных. После оформления документов товар отгружается со склада.
Сегодня существует масса компьютерных программ, автоматизирующих оформление документов и вообще все складские операции. Обычно эти программы являются частью комплексов по управлению предприятием. Смысл автоматизации в том, что она обеспечивает единство товаропотоков, то есть и создает сквозные логистические цепочки. Ведь для фирмы важно не просто "забить склад", а сделать это наиболее рационально: оптимизировать поступление и отгрузку товара, поддерживать достаточные складские запасы, рассчитывать финансовые возможности и факторы колебания спроса.
Список используемой литературы
Куринная Мария. Театр бизнеса начинается со склада. Журнал БОСС, №4-2000.-19с.
Гаджинский А. М. Основы логистики: Учеб. пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг». 2003. -289с.
4. Грузовая единица, как элемент логистики
Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы.
Грузовая единица - это грузовое место, физически неделимый груз, состоящий из одного или нескольких предметов (соединенных между собой средствами пакетирования), имеющий определенную форму и линейные размеры и подготовленный к погрузке, транспортированию, хранению и разгрузке. Линейные размеры универсального модуля грузовой единицы составляют 600 х 400 мм (кратны размерам европоддона, на котором в одном слое умещается 4грузовые единицы универсального модуля, а также размерам поддона 1200 х 1000 мм, на котором в одном слое умещается 5 грузовых единиц универсального модуля).
Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие: размеры грузовой единицы; способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.
В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.
Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 1.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.
Пакетирование обеспечивает:
o сохранность продукта на пути движения к потребителю;
o возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
o максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;
o возможность перегрузки без переформирования;
o безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.
Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.
1. Высокая степень сохранности грузов.
Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом. Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.
2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы.
Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.
3. Сравнительно низкие затраты труда.
При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в несколько раз меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.
Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.
От партнеров по бизнесу, способность к длительным партнерским отношениям и т.п. 3. Стратегия управления запасами JIT и организация закупок В процессе решения задач логистического управления закупками большое внимание уделяется сокращению общих затрат, поскольку затраты на закупки в различны отраслях составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости производства готовой продукции. Наибольший...
... «Ессентуки» №4, №17 2) «Заповедник Валдай» стали брендами. Производство С точки зрения, эффективности видения складской деятельности компании руководство пришло к выводу о необходимости автоматизации складских процессов На начало 1992 г. у компании совсем не было опыта производства данных видов товаров, а тем более их хранения. Сейчас на предприятии имеется достаточно современное...