Предельный размер дефицита бюджета рф. Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и методы управления им. Финансовая помощь из федерального бюджета
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим решением утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим решением о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. Размер дефицита регионального бюджета, утвержденный законом субъекта Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 % объема доходов регионального бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения в бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита регионального бюджета может превышать 15 %-ное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. Государственный долг региона полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом, составляющим казну субъекта РФ. Долговые обязательства региона погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет. Предельный объем государственного долга субъекта Федерации не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
2.6.Финансовая помощь из федерального бюджета
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены следующие формы оказания финансовой помощи региональным бюджетам из федерального бюджета:
Предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регионов;
Предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
Предоставления бюджетных кредитов;
Предоставления бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении регионального бюджета. Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регионов предоставляется при условии подписания соглашения об исполнении регионального бюджета через Федеральное казначейство Российской Федерации. Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (а при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств. Субвенции и субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер (расходов по федеральным целевым программам, капитальных расходов, расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, и других целевых расходов). Порядок их предоставления и расчет определяются специальным федеральным законом либо бюджетом на очередной финансовый год.
1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
2. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации, дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе средств Резервного фонда субъекта Российской Федерации.
3. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса, дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.
4. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать ограничениям, установленным пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 02.08.2019 N 307-ФЗ.
5. Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Размер дефицита федерального бюджета, утверждённый федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем году.
Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утверждённый законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объёма доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учёта финансовой помощи из федерального бюджета.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений о продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать установленное ограничение, но не более чем на величину поступлений о продажи имущества.
Размер дефицита местного бюджета, утверждённый нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объёма доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать установленное ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.
По степени постоянства объёма дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.
По продолжительности бюджетный дефицит можно подразделить на:
Хронический (систематический);
Временный.
Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его существования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие воины и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.
Временный дефицит бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для преодоления, так как в его основе лежат, как правило, не глубокие кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные бедствия и та далее) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и другое) причин. Задача органов власти заключается в недопущении трансформации временного дефицита в хронический, путем принятия оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансировании его неинфляционными и «дешевыми» источниками заёмных средств.
Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным дефицитом, перекладывается на будущие поколения. Это относится в большей степени к хроническому дефициту, чем ко временному. Такой дефицит бюджета называют переложимым вперёд. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и выпуска государственных займов, а за счет других источников, например, реализации государственной собственности и государственных активов, повышения собираемости налогов, стабилизации экономики и расширения налогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных бюджетных расходов, переложения бюджетного дефицита не происходит. Данный вид дефицита бюджета называется непереложимым. Задача бюджетной политики заключается в поиске и использовании таких источников дефицитного финансирования, которые бы не обременяли жизнь будущих поколений.
1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом
соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования
дефицита бюджета.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим
законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств
из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов
бюджета в пределах расходов на погашение долга.
2. Текущие расходы бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета,
утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта Российской Федерации
или нормативным актом представительного органа местного самоуправления, не
могут превышать объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации, объем
доходов местного бюджета, утвержденные соответственно законом о бюджете субъекта
Российской Федерации или нормативным актом представительного органа местного
самоуправления.
3. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году.
4. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный
законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не
может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации
без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете
на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный
размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение,
5. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного
органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может
превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой
помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного
самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи
имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение,
установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину
поступлений от продажи имущества.
6. Соблюдение предельных значений, установленных пунктами 2 - 5 настоящей
статьи, должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего
бюджета за финансовый год.
Глава 13 БК определяет возможность наличия дефицита в бюджете и устанавливает, что превышение доходов над расходами является дефицитом бюджета.
Бюджетный дефицит может образоваться в результате:
- а) чрезвычайной ситуации в стране: войны, крупного стихийного бедствия, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;
- б) подъема экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;
- в) экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета - явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.
Мировая практика показывает, что положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5%. Бюджетный дефицит неминуемо ведет к росту внутреннего и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета.
Бюджетный кодекс устанавливает ограничения по предельному размеру дефицита бюджетов каждого территориального уровня. Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета. Под ненефтегазовым дефицитом федерального бюджета понимают разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.
Дефицит регионального бюджета и дефицит местного бюджета на очередной финансовый год или очередной финансовый год и каждый год планового периода устанавливается законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления о соответствующем бюджете.
Определяя размер дефицита бюджета, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны соблюдать ограничения, установленные п. 2 и 3 ст. 92.1 БК. Согласно названным нормам дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов этого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
В бюджетах депрессивных субъектов РФ (т.е. в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов, исключая субвенции, из федерального бюджета превышает 60% объема собственных доходов) дефицит бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов этого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов этого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В бюджетах депрессивных муниципальных образований (т.е. в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из регионального бюджета, исключая субвенции, и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений превышает 70% объема собственных доходов) дефицит бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов этого бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Превышение установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения, предусмотренных БК.
Превышение ограничений по объему дефицита регионального или местного бюджетов возможно только в случае утверждения законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления о соответствующем бюджете в составе источников финансирования дефицита регионального или местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования. При наличии такого источника финансирования дефицит бюджет может превысить ограничения, установленные п. 2 и 3 ст. 92.1 БК, но в пределах суммы поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале и снижения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего бюджета.
Бюджетный дефицит можно сократить следующими способами:
- а) использовать различные формы государственного и муниципального кредита внутри и вне страны. Дефицит может быть покрыт путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг. Разрешение на кредитование и размещение займов утверждается представительным органом власти. Однако в соответствии с п. 2 ст. 92 БК кредиты Банка России, а также приобретение им государственных и муниципальных ценных бумаг первичной эмиссии не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета;
- б) изменить направление инвестиций, направив их в те отрасли народного хозяйства, где наиболее высокая финансовая отдача от вложенных денег (нефте- и газодобывающие отрасли);
- в) продать на мировом рынке часть или всю дебиторскую задолженность;
- г) прекратить или сократить финансовую помощь другим государствам;
- д) конверсия (если позволяет политическая обстановка);
- е) привлечение в страну иностранного капитала.
Для непосредственного покрытия дефицита бюджета запрещается использовать эмиссию денежных средств.