Финансы и деньги: общее и особенное. Понятие, функции и отличие денег от финансов В чем отличие денег от финансов
Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств, для решения экономических, социальных и политических задач.
Деньги - специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Кредит представляет собой, с одной стороны, денежную сумму, предоставляемую банком на определённый срок и на определённых условиях, а с другой стороны - определённую технологию удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности.
2. Сущность и функции финансов
Сущность финансов содержится в совокупности денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. Финансы являются одним из важнейших орудий косвенного воздействия на воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
Финансы выполняют три основные функции:
обеспечивающую
распределительную
контрольную.
Обеспечивающая функция заключается в систематическом формировании в необходимом объеме денежных средств из различных альтернативных источников для обеспечения текущей хозяйственной деятельности и реализации стратегических целей развития.
Распределительная функция тесно связана с обеспечивающей и проявляется через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов.
Контрольная функция предполагает осуществление финансового контроля над результатами производственно-финансовой деятельности, а также за процессом формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в соответствии с текущими и оперативными планами. Контрольная функция реализуется по следующим основным направлениям: По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.
3.Роль финансов в экономике
Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.
Роль финансов в экономике постоянно усиливается, отражая усложняющиеся пере распределительные отношения в обществе.
4. Финансовая система общества Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.
Структура финансовой системы:
Сюда входит бюджетная система.
Внебюджетные целевые фонды.
Финансы предприятий и организаций.
Фонды имущественного и личного страхования.
Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный и банковский.
Система государственных и муниципальных финансов
Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.
Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.
Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.
Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
Единства законодательной и нормативной базы;
Открытости и прозрачности;
Разграничения полномочий и предметов ведения;
Целевой ориентированности;
Научного подхода к реализации намеченных целей;
Экономичности и рациональности;
Управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
Раскрывая данный вопрос, необходимо иметь представление что же такое финансы.
Финансы (от лат. financia - наличность, доход) - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Можно сказать, что финансы – это комплексная экономическая категория. Финансыобязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.
Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.
Исходя из этого можно констатировать взаимосвязь финансов и таких экономических категорий, как деньги, цена, заработная плата, кредит и т.д. Однако неправильно было бы сводить обобщать категорию финансов на названные чуть выше категории. Финансы существенно отличаются от других категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.
Финансы характеризуются прежде всего денежным характером (это первый признак финансов) . Деньги являются обязательным условием существования финансов. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.
Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования. Поэтому вторым важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
Взаимосвязь экономических категорий, действующих на стадии стоимостного распределения, вызывает необходимость их комплексного использования в практике хозяйствования. При этом должны учитываться как сама специфика функционирования финансов, цены, заработной платы, кредита, так и сферы их действия. Если этого не будет, функционирование категорий в процессе стоимостного распределения не окажет положительного влияния на результаты производства.
Рассмотрим взаимосвязь и в то же время разграничение финансов и иных экономических категорий.
Деньги и финансы
В бытовом понимании финансы часто сводятся с деньгами – это не совсем верно. Деньги и финансы неразделимые категории так как финансы характеризуются движением денежных средств, но это никак не сами деньги.
Финансы и цена
Прежде всего определим понятие цены. Цена – это экономический инструмент, благодаря которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения. Именно она предопределяет конкретную величину денежных средств, поступающих в тот иной сектор экономики, тому иному собственнику. Цена и только она выступает той исходной основой, на которой совершается весь дальнейший распределительный процесс, поскольку именно в ней находят выражение различные элементы стоимости общественного продукта.
Будучи количественной мерой создаваемой в производстве стоимости, ее денежным выражением, цена предопределяет пропорции будущего стоимостного распределения, осуществляемого в соответствии с факторами производства.
Но являясь исходной основой стоимостного распределения, предопределяя его первичную структуру, цена тем не менее не может обеспечить ни распределения по субъектам собственности, ни функционального обособления разных частей стоимости. Должен обязательно произойти обмен и состояться стоимостное распределение, чтобы все части стоимости (с, v, m) получ конкретное воплощение в определенных количественных пропорциях.
Таким образом, процесс формирования различных частей стоимости как бы распадается на два этапа: на первом происходит перенос авансированной стоимости и создание доходов, что действительно является моментом самого производства; на втором осуществляется выделение фонда возмещения и первичных доходов в разных конкретных их формах, что составляет содержание уже следующей стадии воспроизводственного процесса - стадии стоимостного распределения, когда каждой части стоимости придается определенная количественная пропорция. Но второй этап формирования элементов стоимости осуществляется уже не с помощью цены (хотя потенциально все части стоимости в ней заложены), а посредством других экономических категорий.
Итак, говоря непосредственно о взаимодействии цены и финансов, необходимо отметить, что функционирование цены и финансов в процессе стоимостного распределения осуществляется в тесной взаимосвязи: цены являются основой финансового метода распределения стоимости, а финансы, базируясь на пропорциях распределения, сложившихся под влиянием цен, выступают инструментом, реализующим эти пропорции, одновременно корректируя их с учетом экономических условий развития общества. Относительная самостоятельность финансового метода распределения приводит к тому, что конечная структура распределенного общественного продукта и национального дохода отличается от пропорций, заложенных ценой.
Финансы и заработная плата.
В распределении стоимости общественного продукта наряду с финансами участвует и заработная плата.
Заработная плата – это форма распределения, которая обусловлена необходимостью формирования доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие в процессе распределения вновь созданной стоимости путем формирования индивидуальных доходов, поступающих работникам в зависимости от количества и качества затраченного ими труда.
Являясь составной частью общей системы стоимостного распределения, заработная плата стоит в одном ряду с финансами, подготавливая условия для последующего удовлетворения определенных потребностей. Но имея одинаковую с финансами экономическую основу, заработная плата отличается от них тем, что составляющие ее распределительные отношения материализуются в денежных средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используемых на удовлетворение личных потребностей граждан. Между тем финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются для удовлетворения разнообразных общественных потребностей.
Финансы и заработная плата как распределительные категории тесно связаны между собой, что приводит к их взаимодействию в процессе стоимостного распределения. Заключается это взаимодействие в том, что, с одной стороны, финансы «помогают» заработной плате формировать фонд оплаты труда, отделяя (отчленяя) его от остальных денежных фондов предприятия, а с другой - заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятий, получающей форму устойчивых пассивов. Задолженность по заработной плате - это финансовый ресурс, но не потому, что сама заработная плата относится к финансам, а вследствие того, что начисленная сумма заработка не сразу попадает в руки ее владельца. Находясь в обороте предприятия, эти денежные средства выступают источником формирования оборотных средств.
Отличие заработной платы от финансов проявляется и в том, что функционирование ее может рассматриваться (с известной степенью допущения) как процесс двустороннего движения стоимости. Ведь заработная плата как форма общественного распределения носит компенсационный характер; она является оплатой трудовых усилий работников и должна находиться в тесной зависимости от количества и качества затрачиваемого ими труда. Каждый гражданин должен получать от общества такую долю стоимости, которая соответствует его трудовому вкладу.
Финансы и кредит.
Кредит (лат. creditum - заём от лат. credere - доверять) - экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности.
Из сопоставления различных определений финансов и кредита, если рассматривать их с позиций движения денежных форм в абстракции от выражаемых ими экономических отношений и исторического процесса формирования бюджетных и банковских систем общества, напрашивается парадоксальный вывод: кредит – это частный случай финансов. Действительно, в качестве движения денежных форм финансы представляют собой процесс образования и использования фондов денежных средств. Часто такое движение происходит на безвозвратной основе. Но в ряде случаев из бюджета может осуществляться предоставление ссуд на инвестиционный проект или на иные нужды. Кроме того, когда свои денежные фонды использует предприятие или корпорация и речь идет о финансах хозяйствующих субъектов, такое использование может осуществляться как внутри предприятия или корпорации (вообще не стоит вопрос о возвратности или безвозвратности использования), так и предоставлением средств на сторону как на безвозмездной, так и на возвратной основе. Последнее называют коммерческим кредитом, но и в таком случае такой кредит входит в качестве элемента финансовой системы предприятия или корпорации.
Кредит, в качестве движения денежных средств, характеризуется процессом образования и использования фондов денежных средств на возвратной основе, как правило, при взимании платы – процента. Если плата за кредит не взимается (пусть в виде исключения), кредит по форме движения тут же превращается в частный случай финансов, поскольку и из чисто финансовых фондов (в том числе из госбюджета) могут выдаваться беспроцентные ссуды. Если же плата за ссуду (кредит) взимается, то и в таком случае, по внешней форме, кредит можно рассматривать в качестве модификации финансов.
В историческом плане финансы (особенно в виде государственного бюджета) и кредит, начиная от ростовщического, а затем и до коммерческого и банковского, развивались слишком отличным образом, чтобы считать кредит составной частью финансов. Однако в генетико-историческом плане, самым первым заимодавцам, прежде чем выдавать ссуду, необходимо было скопить первоначальный капитал на безвозвратной, т.е. чисто финансовой, основе. Аналогично банкам, прежде чем привлекать на возвратной основе средства клиентов под более низкий процент для предоставления их в ссуду под более высокий процент, необходимо было сконцентрировать в своем распоряжении значительный собственный капитал. Причем именно на финансовой основе в качестве финансового фонда, который затем превращается в ссудный фонд, но не весь, часть капитала банка сохраняется в виде резервного фонда (страхового фонда), который по своей природе является именно финансовым, а не ссудным фондом. Таким образом, при всех существенных различиях в истории финансов и кредита в генетико-историческом плане кредит – порождение финансов, их модификация.
С позиции сущности экономических отношений, которые выражают финансы и кредит, действительно имеет место кардинальное различие между этими двумя категориями, связанное с различием в форме движения: на безвозвратной или возвратной основе. Финансы выражают отношения по распределению и перераспределению части стоимости общественного продукта и национального богатства. Кредит выражает перераспределение соответствующей стоимости лишь в части уплачиваемого за ссуду процента, в то время как относительно самой ссуды имеет место лишь временное перераспределение денежных средств.
Таким образом, в финансах и кредите имеется много общих черт как по сути, так и по форме движения. В то же время и по сущности, и по форме между финансами и кредитом имеются значительные различия. А раз так, должна быть некая общая экономическая категория, объединяющая в себе финансы и кредит как единое целое, а уже в рамках этой категории происходило бы выделение специфической сущности как финансов, так и кредита.
Соотношение между финансами и кредитом как экономическими категориями можно провести в виде таблицы:
Финансы в широком смысле – фондирование (фондообразование) денежных средств | ||
Финансы в узком смысле (традиционном значении) | Кредит | |
Специфика финансов(в их узком значении) Образование фондов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе, но в ряде случаев и при помощи займов (кредита) | Общие черты финансов (в их узком значении) и кредита Образование фондов денежных средств | Специфика кредита Образование фондов денежных средств в качестве первоначального импульса на финансовой основе, а затем в виде непрерывного процесса на возвратной основе |
Использование финансовых фондов в качестве финансирования тех или иных мероприятий, как правило, на безвозвратной основе, в виде исключения – на возвратной, но во всех случаях без взимания процента или под низкий льготный процент | Использование фондов денежных средств (обычно использование носит целевой характер) | Использование ссудного фонда для предоставления кредита всегда на возвратной основе и, как правило, с взиманием платы – процента |
Распределение и перераспределение части стоимости общественного продукта и общественного богатства на безвозвратной основе в подавляющем большинстве случаев | Перераспределение части стоимости общественного продукта и общественного богатства при определенных обстоятельствах | Временное перераспределение части стоимости общественного продукта и общественного богатства на началах возвратности в части предоставляемой ссуды, а также безвозвратное перераспределение соответствующей стоимости в части процента, взимаемого за ссуду |
Специфика законодательства в сфере финансов; специфика государственного регулирования финансовой сферы; система финансовых органов, государственных и негосударственных | Законодательное оформление государственного регулирования фондообразования денежных средств | Специфика законодательства в сфере кредитования; специфика государственного регулирования кредитной сферы; система кредитных учреждений государства |
Итак, кредит во многом однотипен с финансами. Общие черты, присущие обеим категориям, говорят об их близости, родственной экономической природе. Вместе с тем характер их функционирования существенно различается: кредит в отличие от финансов функционирует на возвратной основе - любая ссуда должна быть обязательно возвращена кредитору после истечения установленного договором срока. Возвратность - это важнейший признак и атрибут кредита.
Итак, в ходе исследования, можно прийти к выводу, что финансы действительно взаимосвязаны с такими категориями как деньги, цена, заработная плата, кредит. Однако при функционировании данных категорий на стадии стоимостного распределения должны учитываться как сама специфика функционирования данных категорий, так и сферы их действия. Если этого не будет, функционирование категорий в процессе стоимостного распределения не окажет положительного влияния на результаты производства.
Финансы Финансы КРЕДИТ Деньги
Сущность финансов, их роль в обществе, основные функции
Финансы – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распред характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расшир-го воспр-ва, матер. стимул-ния работающих, удовлетворение соц. и других потребностей.ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ: распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары. Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятий и отраслей. На уровне конкретных субъектов хозяйствования финансовые параметры (например, прибыль) утверждаются в роли не только оценочных показателей эффективности производственно-хозяйственной деятельности, но и главной цели самого функционирования предприятия. Наиболее наглядно место финансов в общественном воспроизводстве и экономике в целом можно рассмотреть на примере процесса формирования и распределения финансовых ресурсов, комплексно отражающего финансовые отношения на всех уров-нях управления.
Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.
Бюджетная система РФ
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Государственная бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней:
¨ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
¨ бюджеты субъектов РФ
¨ местные бюджеты (около 29 тыс. городских, районных, поселковых, сельских бюджетов).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Федеральный бюджет и разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставом муниципальных образований.
Местный бюджет (бюджет муниципального образования) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению местного самоуправления.
Бюджеты субъектов РФ – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к их ведению.
Система бюджетных доходов
Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета выражают систему экономических отношений, возникающих при формировании фондов денежных средств. Налоги - обязательные платежи(имеют 2 функции!1)фискальная - налоги формируют государственный бюджет!2)регулирующая - налоги влияют на экономическую систему государства).
Существуют:
Прямые налоги (устанавливаются на доход или имущество)
Косвенные налоги (в виде надбавки в цене товара или тарифу).
По характеру использования налоги делятся на общие и специальные. Общие налоги поступают на государственные нужды, а специальные используются только по назначению.
В РФ установлены виды налогов и сборов:
1)федеральные – налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательны к уплате по всей территории РФ по единым ставкам (ЕСН, НДФЛ, акцизы, НДС, НДПИ, ННП, гос пошлина, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов);
2)региональные – налоги, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций);
3)местные – налоги, установленные НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательных к уплате на территориях, составляющих муниципальные образования (имущество физ лиц, земельный).
Виды налоговых доходов : налог на прибыль организации; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги, сборы иррегулярные платежи за пользование природными ресурсами; гос пошлина, сборы.
Система бюджетных расходов
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса.
По своему экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.
I. Текущие расходы:
Государственные закупки . Услуги в области государственного управления, национальной обороны и т.п., на рынке закупить нельзя, поэтому для их обеспечения создаются государственные предприятия и учреждения.
Социальные трансферты . Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).
II. Капитальные расходы. Специфика капитальных расходов бюджета в том, что они выходят за пределы бюджета одного года и нацелены на получение эффекта в длительной перспективе. Планирование таких расходов строится с учетом их долгосрочного характера.
Бюджетные инвестиции . Целью бюджетных инвестиций является создание мощностей по производству общественных благ (учреждений образования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.).
Бюджетные кредиты. Они могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Особенность данной формы государственных расходов - возмездность: кредиты предоставляются на возвратной основе, и на них начисляются проценты как плата за пользование кредитом.
Налоговая система РФ
Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.
Налоговая система России включает следующие элементы:
¾ взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;
¾ система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.
Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.
К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.
К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.).
Методы кредитования
Под методами кредитования следует понимать способы выдачи и погашения кредита в соответствии с принципами кредитования. В настоящее время при выдаче ссуд коммерческие банки используют другие методы кредитования, опираясь на имеющийся зарубежный опыт, который также основывается на двух методах кредитования. Сущность первого метода состоит в том, что вопрос о предоставлении ссуды решается каждый раз в индивидуальном порядке. Ссуда выдаётся на удовлетворение определённой целевой потребности в средствах. Этот метод применяется при предоставлении ссуд на конкретные сроки, т.е. срочных ссуд. При втором методе ссуды предоставляются в пределах заранее установленного банком для заёмщика лимита кредитования, который используется им по мере потребности путём оплаты предъявляемых к нему платёжных документов в течение определённого периода. Такая форма предоставления кредита называется открытием кредитной линии. Открытая кредитная линия позволяет оплатить за счёт кредита любые расчётно-денежные документы, предусмотренные в кредитном соглашении. Кредитная линия открывается в основном на один год, но может быть открыта и на более короткий период. Кредитная линия открывается, как правило, клиентам с устойчивым финансовым положением и хорошей репутацией. По просьбе клиента лимит кредитования может пересматриваться.
Рис.4
В целях регулирования денежно-кредитной политики ЦБ РФ привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента (дисконтную политику);
нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
операции на открытом рынке;
регламентации экономических нормативов для кредитных учреждений.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях ЦБ. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБ подкреплять оборотную массу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением ЦБ в пределах эмиссионной директивы, т. Е. Предельного размера выпуска денег в обращение.
5)формы безналичных расчетов
При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
2. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Платежи на территории России могут осуществляться наличными деньгами и в безналичной форме. До принятия нового ГК РФ порядок и формы производства расчетов в России регулировались нормами банковских правил. ГК РФ -подробно регламентирует расчетные отношения, предусматривая конкретные формы безналичных расчетов. Банковские правила, предусматривающие правовое регулирование расчетных отношений, применяются постольку, поскольку они не противоречат нормам ГК РФ и федеральным законам, в частности Федеральному закону «О банках и банковской деятельности». Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения сумм или в безналичном порядке.
Расчеты между хозяйствующими субъектами, как правило, производятся в безналичном порядке путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя в кредитной организации. Расчеты наличными деньгами допускаются лишь в случаях и пределах, устанавливаемых законодательством Российской Федерации1. Хозяйствующие субъекты обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам. Порядок и конкретная форма расчетов определяются сторонами при заключении соответствующего договора. В соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности» формы, правила и стандарты безналичных расчетов устанавливаются Банком России. Применяются также и формы, принятые в международной банковской практике при международных расчетах. ГК РФ в ст. 862 устанавливает наиболее распространенные формы безналичных расчетов.
Безналичные расчеты между хозяйствующими субъектами могут производиться в следующих формах: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Расчеты платежными поручениями производятся как с одногородними, так и иногородними получателями. Платежное поручение - это поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица. Платежное поручение - это банковский перевод. Кредитная организация, принявшая поручение, обязуется от своего имени, но за счет клиента-плательщика осуществить платеж третьему лицу - получателю средств. В литературе было высказано мнение о том, что кредитная организация, выполняя поручение клиента, действует как комиссионер2. В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что общий срок безналичных расчетов, в том числе и банковского перевода, не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Федерации, пяти операционных дней - в пределах Российской Федерации. Договором и обычаями делового оборота могут быть установлены более короткие сроки для совершения безналичных расчетов. Для выполнения платежного поручения кредитная организация плательщика имеет право привлекать и другие кредитные организации. Клиент вправе требовать от кредитной организации информацию об исполнении поручения (отчета). Платежными поручениями производятся, например, расчеты за полученные товары и оказанные услуги при условии наличия указания на номер и дату товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего отпуск товара или оказание услуг; по нетоварным операциям (например, платежи в доход бюджета соответствующего уровня); авансовые платежи. Платежные поручения используются для производства и иных платежей.
6)Денежная масса и ее агрегаты.
Денежная масса - совокупность наличных денег, находящихся в обращении и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство .
Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему - каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Чаще всего используют следующие агрегаты :
§ М0 = наличные деньги в обращении,
§ М1 = М0 + чеки, вклады до востребования (в том числе банковские дебетовые карты).
§ М2 = М1 + средства на расчётных счетах, срочные вклады
§ М3 = М2 + сберегательные вклады
§ L = M3 + ценные бумаги
7)платежная система россии
Безналичные расчеты в Российской Федерации осуществляются через платежную систему Банка России и частные платежные системы, которые представлены внутрибанковскими платежными системами для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежными системами кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежными системами расчетных небанковских кредитных организаций, а также системами расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации (филиала).(схемка не забудь)
10) Финансы предприятий – система денежных отношений, которые возникают в процессе распределения и перераспределения выручки и прибыли хозяйствующего субъекта, по поводу образования, распределения и использования доходов и финансовых ресурсов с целью удовлетворения общественных интересов и потребностей.
Финансы предприятий служат основой финансовой системы страны. Финансовое состояние предприятий существенно влияет на финансовое положение страны в целом.
Финансы предприятий функционируют в сфере общественного производства, где создаются валовой внутренний продукт, материальные и нематериальные блага, национальный доход – основные источники финансовых ресурсов. Именно поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей, улучшение финансового состояния страны.
11) http://www.sgqconsulting.ru/finansi-ekonom-pokazateli.htm
12,13) Финансы граждан - стоимостной показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг. Различают фактические и нормативные финансы граждан, последние выполняют роль ориентиров в проведении социальной политики, являясь социальными нормативами государственной политики доходов. Финансы граждан могут быть разных стандартов - минимальные, рациональные и элитарные финансы граждан, что отражает различный уровень удовлетворения потребностей.
Существуют три основных уровня удовлетворения потребностей: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Первому из них соответствует минимальный потребительский бюджет, характеризующий ту структуру и уровень удовлетворения потребностей, которые общество на данном этапе экономического развития считает минимально допустимыми. Второму и третьему уровню удовлетворения потребностей (уровень достатка и роскоши) соответствуют рациональный (бюджет социального достатка) и элитарный потребительские бюджеты. Эти бюджеты рассчитаны на структуру и уровень потребления людей со средними и высокими (сверхвысокими) доходами.
В Российской Федерации в условиях перехода к рынку основное внимание уделяется разработке бюджетов прожиточного минимума, рассчитанных на кризисные условия функционирования российской экономики.
Рассмотрим методологические подходы к разработке финансов граждан различных уровней.
Финансы граждан включают, как правило, несколько сотен товаров и услуг в ценах реальных покупок. Этот набор товаров и услуг называется потребительской корзиной. Таким образом, потребительский бюджет представляет собой стоимостную оценку продовольственной и непродовольственной потребительских корзин, а также включает плату за услуги и налоги.
В структуре финансов граждан обычно предусматриваются следующие статьи расходов:
Питание;
Одежда, белье, обувь;
Предметы санитарии, гигиены, лекарства;
Мебель, посуда, товары длительного пользования;
Жилище и коммунальные услуги;
Культурно-просветительные мероприятия и отдых;
Бытовые услуги;
Транспорт;
Финансы граждан, как правило, дифференцируются по социально-демографическим и профессиональным группам населения, а также по регионам страны. Так, например, прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для детей до 6 лет, детей 7-15 лет, мужчин в трудоспособном возрасте, женщин в трудоспособном возрасте, пенсионеров. Кроме того, территория России условно поделена на 16 зон проживания, характеризующихся сходными природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями потребления, что позволяет определять специальный минимальный набор продуктов питания для каждой из них.
Финансы граждан могут быть определены в расчете на одного человека и на семью разного состава, в последнем случае речь идет о потребительском бюджете семьи. Отметим, что разработаны специальные коэффициенты, учитывающие снижение семейного бюджета за счет совместного проживания членов семьи. Это позволяет формировать прожиточный минимум практически любых по составу семей: супружеская пара с детьми и без детей, матери-одиночки и т. д.
В мировой и отечественной практике выработаны следующие методы формирования финансов граждан 1:
Нормативный - бюджет определяется на основе нормативов потребления отдельных товаров и услуг (нормативной потребительской корзины) и их фактической стоимости. В зависимости от вида разрабатываемого бюджета нормативы могут быть минимального или нормального уровня.
Статистический - бюджет устанавливается на уровне доходов, которыми реально располагают определенные слои населения страны. Так, для бюджета прожиточного минимума рассматриваются доходы 10-20% самых бедных граждан страны. Базой для установления элитарных потребительских бюджетов могут быть доходы состоятельных и богатых людей страны.
Комбинированный (как правило, нормативно-статистический) метод - расходы на питание устанавливаются по нормативам потребления, а остальные статьи - статистическим путем.
Субъективный метод - на основе опросов общественного мнения и экспертов о необходимом уровне соответствующего бюджета.
Ресурсный метод - исходя из возможностей государства в данный период обеспечить определенный уровень минимального потребительского бюджета или бюджета прожиточного минимума.
Система потребительских бюджетов различных стандартов обеспечивает выполнение следующих задач:
Обеспечивает объективную оценку достигнутого и прогнозируемого уровня жизни населения;
Помогает обосновать государственную политику доходов и систему распределительных отношений;
Обеспечивает анализ социальной дифференциации в обществе и экономического положения отдельных социальных групп;
Является базой для адресной социальной политики, критерием экономического положения конкретных семей и ориентиром для регулирования доходов и потребления малообеспеченных семей.
14)слишком много матриала
15)Кредит - это движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.
Основные источники ссудного капитала:
- денежные резервы экономических агентств, высвобождаемые в процессе кругооборота капитала;
- денежные резервы, выступающие в виде специальных денежных фондов;
- денежные доходы и сбережения населения;
- государственный денежный резерв;
- эмиссия денежных знаков, осуществляемая в соответствии с потребностями роста оборота наличных денег.
Функции кредита:
- аккумуляция временно свободных денежных средств ;
- перераспределительная - это перераспределение денежных средств на определенных условиях и с последующим возвратом;
- экономия издержек обращения - это частное замещение наличных денег кредитными деньгами через развитие безналичного расчета;
- регулирующая функция - это регулирование объема совокупного денежного оборота, осуществляемое государством в целях воздействия на хозяйственные процессы;
- эмиссионная функция - выражается в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства;
- контрольная функция - реализуется в процессе наблюдения за деятельностью заемщиков и кредиторов при оценке кредитоспособности и платежеспособности клиентов при контроле за соблюдением принципов кредитования.
По сроку возврата кредит подразделяется на:
- долгосрочный;
- краткосрочный;
- среднесрочный.
Характерные черты современных денежных систем:
1. Обмен официального золотого содержания, обеспечение и размена банкнот на золото;
2. Переход к неразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажные деньги;
3. Выпуск денег в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства;
4. Преобладание в денежном обращении безналичного оборота;
5. Усиление государственно регулирования денежного обращения.
Формы кредита:
1. Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в товарной форме путем отсрочки платежа;
2. Банковский кредит - предоставляется кредит финансовыми учреждениями любым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд;
3. Межхозяйственные кредит
4. Потребительский кредит - предоставляется частями лицам для приобретения потребительских товаров длительного пользования;
5. Ипотечный кредит - предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земля, здания, сооружения);
6. Государственный кредит - предоставляет собой систему кредитных отношений, в которой заемщиком выступает государства, а население и честный бизнес - кредиторами денежных средств;
7. Международный кредит - это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Он представляется в товарной или денежной форме.
19) http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook085/01/part-003.htm
Коммерческие банки являются деловыми предприятиями, выполняющими функции финансовых посредников. Так, они привлекают сбережения населения, капиталы, прочие свободные средства, которые высвобождаются в ходе хоздейятельности, для предоставления их в пользование другим субъектам экономической деятельности, временно нуждающимся в дополнительных средствах.
Для решения этих задач банки осуществляют банковские операции. Основными операциями этого направления являются операции, называемые активными и пассивными.
Необходимы для привлечения и концентрации капиталов как оборотных средств. Активные операции имеют целью размещение привлеченных ресурсов для получения прибыли. Пассивные операции коммерческих банков называют операциями по аккумулированию собственных ресурсов, которые необходимы для проведения активных операций (включая кредитные).
Формирование ресурсов банка происходит за счет привлечения средств населения во вклады, эмиссии банковских ценных бумаг, получение кредитов сторонних банков и других операций, которые приводят к увеличению средств, появляющихся в распоряжении банковского учреждения.
Пассивные операции коммерческих банков включают прием депозитов; выпуск банковских ценных бумаг (векселей, облигаций, сберегательных, депозитных сертификатов); ведение счетов разных клиентов, включая банки-корреспонденты; операции репо; получение межбанковских кредитов, включая централизованные кредитные ресурсы; евровалютные кредиты.
Коммерческие банки являются специфическими учреждениями, которые, с одной стороны, аккумулируют временно свободные денежные ресурсы, а с другой – предоставляют имеющиеся у них в наличии средства нуждающимся в русурсах предприятиям и населению во временное пользование за определенное вознаграждение.
Пассивные операции коммерческих банков определяют размер банковских ресурсов и, соответственно, определяют возможные масштабы их деятельности. При пассивных операциях средства концентрируются на пассивных или же активно-пассивных счетах банка. Пассивные операции помогают банкам приобретать кредитные ресурсы на свободном рынке.
Выделяют четыре основных формы пассивных операций: отчисления от собственной прибыли на увеличение или формирование фондов; первичная эмиссия банковских ценных бумаг (взносы в уставный капитал); получение кредитов от прочих юридических лиц; операции по депозитам (привлечение средств клиентов).
Пассивные операции коммерческого банка опосредуют привлечение денег, которые уже находятся в обороте. Прежде всего, к пассивным операциям относят депозитные операции по привлечению средств юрлиц и граждан во вклады либо срочные, либо до востребования. Именно депозитные операции и составляют основную часть пассивов банка.
Срочные депозиты определяются сроками, прописанными в договоре. По таким вкладам выплачивается более высокий процент вознаграждения, чем по вкладам до востребования. Последние же представляют собой средства на счетах, которые связаны с осуществлением расчетов и вкладами до востребования.
Активно пассивные операции коммерческих банков называются комиссионными, посредническими операциями, которые банки выполняют по поручению клиентов за плату - комиссию. Эти операции называют услугами. Выделяют расчетные услуги по внутренним и международным расчетам; трастовые услуги, которые подразумевают куплю-продажу банком инвалюты, ценных бумаг, драгметаллов по поручению клиентов; посредничество в размещении облигаций и акций; консультационное и бухгалтерское обслуживание клиентов и др.
20) http://pidruchniki.ws/12331119/politekonomiya/faktoringovye_operatsii
Соотношение понятий денег, финансов и кредита
Когда финансы превращаются в прилагат.(финансовые фонды, финансовые ресурсы и т.п.), тогда финансы становятся уже деньгами. Финансы - это сист. экон. (денеж.) отношений, с помочью. кот. создаются и расходуются фонды ден. средств. Финансы – совокупность объективно обусловленных эконом. отношений, имеющих распределит. характер, ден. форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расшир. воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение соц. и др. потребностей. КРЕДИТ . Фонды банков формир. на стадии перераспред., т.е. кредит завершает распределит. процесс. Кредит. ресурсы формир. в рез.-те того, что появляется несоотв. в наличии собств. средств и их потребностью. Кредит дополняет фин. ресурсы и позволяет происх. процессу расшир. воспроизводства. Особенности:1. средства банка выдают на опред. срок; на опред. условиях и при условии возвратности.2. средства при финансир. выдаются на опред. цели; бесплатно безвозвратно. С пом. кредита происх. перераспред. фин. ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами. Постоянно происх. переливание кредитных ресурсов в фин. ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентр. на счетах в банках и явл. источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной явл. широкое исп.-е обеих в кругообороте и воспроизводств. процессе.Деньги - специф. товар (вещь), кот. явл. универсальным эквивалентом стоимости др. товаров или услуг. Через деньги выраж. стоимость др. товаров, т.к. деньги легко обмениваются на любой из них Но не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представл. собой овеществлённый человеч. труд и сами по себе соизмеримы по колич. затраченного труда, именно поэтому стоим. всех товаров измеряется одним и тем же специфич. товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоим., то есть в деньги.
Неспециалисты обычно говорят: «Финансы - ϶ᴛᴏ деньги; ϶ᴛᴏ имеющиеся у предприятия денежные средства».
Деньги и финансы резко отличаются друг от друга по ϲʙᴏему содержанию и по выполняемым ими функциям. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства или отдельного предприятия и обеспечения условий расширенного воспроизводства, т. е. они имеют значение производной от денег.
Деньги - ϶ᴛᴏ средство оплаты товаров (услуг, работ), средство измерения стоимости и средство сохранения стоимости. Деньги - весьма сложная экономическая категория, по-прежнему остается загадкой известный феномен денег: почему увеличение количества денежных знаков у отдельного лица приумножает его индивидуальное богатство, а рост денежной массы у общества в целом не способствует возрастанию богатства общества?
Деньги - ϶ᴛᴏ знак обмена, кᴏᴛᴏᴩый участвует как посредник в обмене одного товара на другой.
Некᴏᴛᴏᴩые современные российские экономисты, т. е. экономисты российской рыночной экономики, считают деньги одним из видов ценных бумаг, специфической особенностью кᴏᴛᴏᴩых будет относительная автономность их движения и возможность аккумуляции.
Деньги выполняют совсем иные функции, чем финансы.
Финансы выполняют три функции:
- формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств;
- использование денежных фондов и наличных денежных средств;
- контрольную.
Некᴏᴛᴏᴩые экономисты считают, что финансы выполняют только две функции: распределительную и контрольную.
К. Маркс выделял пять функций денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги. Причем в качестве первой он называл меру стоимости.
За 150 последних лет экономическая наука шагнула далеко вперед. Многие современные экономисты выделяют три функции денег:
- средство обращения;
- средство измерения стоимости (т. е. мера стоимости);
- средство накопления и сохранения стоимости.
Различия между финансами и деньгами рассмотрим наследующем примере.
Гражданин дает деньги в долг другому человеку. Это означает, что гражданин передал другому лицу материальную вещь в форме денежной банкноты. Иначе говоря, деньги - ϶ᴛᴏ вещь, кᴏᴛᴏᴩую, как и любую другую вещь, можно потерять, найти, разрушить (разорвать бумажные банкноты)
А вот отношения гражданина, кᴏᴛᴏᴩый дал деньги в долг другому лицу, - ϶ᴛᴏ уже финансовые отношения. Гражданин выступает как кредитор, а лицо, взявшее деньги в долг, - как заемщик. Возьмет ли кредитор расписку с заемщика, возьмет ли какую-либо вещь в залог, будет ли взимать проценты за деньги, переданные в долг, и проценты за невозврат денег вовремя и т. п. - все ϶ᴛᴏ представляет собой финансовые отношения.
Денежные средства».
Деньги и финансы резко отличаются друг от друга по своему содержанию и по выполняемым ими функциям. Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства или отдельного предприятия и обеспечения условий расширенного воспроизводства, т. е. они имеют значение производной от денег.
Деньги - это средство оплаты товаров (услуг, работ), средство измерения стоимости и средство сохранения стоимости. Деньги - весьма сложная экономическая категория, по-прежнему остается загадкой известный феномен денег: почему увеличение количества денежных знаков у отдельного лица приумножает его индивидуальное богатство, а рост денежной массы у общества в целом не способствует возрастанию богатства общества?
Деньги - это знак обмена, который участвует как посредник в обмене одного товара на другой.
Некоторые современные российские экономисты, т. е. экономисты российской рыночной экономики , считают деньги одним из видов ценных бумаг , специфической особенностью которых является относительная автономность их движения и возможность аккумуляции.
Деньги выполняют совсем иные функции, чем финансы.
Финансы выполняют три функции:
- формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств;
- использование денежных фондов и наличных денежных средств;
- контрольную.
Некоторые экономисты считают, что финансы выполняют только две функции: распределительную и контрольную.
К. Маркс выделял пять функций денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги. Причем в качестве первой он называл меру стоимости.
За 150 последних лет экономическая наука шагнула далеко вперед. Многие современные экономисты выделяют три функции денег:
- средство обращения;
- средство измерения стоимости (т. е. мера стоимости);
- средство накопления и сохранения стоимости.
Различия между финансами и деньгами рассмотрим наследующем примере.
Гражданин дает деньги в долг другому человеку . Это означает, что гражданин передал другому лицу материальную вещь в форме денежной банкноты. Другими словами, деньги - это вещь, которую, как и любую другую вещь, можно потерять, найти, разрушить (разорвать бумажные банкноты).
А вот отношения гражданина, который дал деньги в долг другому лицу, - это уже финансовые отношения. Гражданин выступает как кредитор , а лицо, взявшее деньги в долг, - как заемщик. Возьмет ли кредитор расписку с заемщика, возьмет ли какую-либо вещь в залог , будет ли взимать проценты за деньги, переданные в долг, и проценты за невозврат денег вовремя и т. п. - все это представляет собой финансовые отношения.